Права и обязанности работников и работодателя в области профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров регламентируются нормами гл. 31 ТК РФ.
Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации среди их основных трудовых прав закреплено в ст. 21 ТК РФ. Статья 197 Кодекса конкретизирует данное право, включая в него обучение новым профессиям и специальностям.
Вместе с тем не совсем ясно, как следует понимать это право — как возможность или как притязание. Но, скорее всего, речь идет о возможностях работника, ибо законодатель предусматривает реализацию права через соответствующий (дополнительный к трудовому) договор между работником и работодателем.
Кроме того, в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. При этом он руководствуется прежде всего потребностями производства, наличием кадрового потенциала, финансовыми и техническими возможностями.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В частности, обязательное повышение квалификации предусматривается не реже одного раза в пять лет в соответствии с приказом Минтранса России от 22 июня 1998 г. № 75' для специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом, в том числе в международном сообщении. Научно-педагогические работники федеральных государственных высших учебных заведений и федеральных государственных научных учреждений и организаций, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, повышают свою квалификацию не реже одного раза в пять лет (ст. 21 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Статья 196 ТК. РФ предусматривает четыре различные формы профессионального обучения: 1) профессиональную подготовку; 2) переподготовку; 3) повышение квалификации; 4) обучение вторым профессиям.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение работником, не имеющим специальности, навыков, необходимых для выполнения определенной работы (группы работ). Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию (ст. 21 Закона Рф «Об образовании»). Непосредственно у работодателя профессиональная подготовка лиц, ищущих работу и не имеющих профессии, осуществляется на основе ученического договора.
Профессиональная переподготовка в основном проводится в случаях, когда имеющаяся специальность, профессия работника в связи с изменением отдельных условий труда (установкой нового оборудования, внедрением новых технологий и т. п.) будет (стала) не нужна и требуется освоить новую специальность. Профессиональная переподготовка — это один из видов дополнительного профессионального образования: она проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и предполагает расширение их квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям, а также в целях ведения новой профессиональной деятельности.
Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов регулируются Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. №2571'.
Профессиональная переподготовка специалистов проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой применяется для получения дополнительной квалификации. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий, для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1000 часов.
Профессиональная переподготовка проводится на базе высшего и среднего профессионального образования с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы переподготовки устанавливаются осуществляющим ее образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610
Повышение квалификации также является одним из видов дополнительного профессионального образования, который осуществляется с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
В соответствии с указанным Типовым положением от 26 июня 1995 г. повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации; длительное (свыше 100 часов) обучение в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются в образовательных учреждениях повышения квалификации: академиях (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования); институтах повышения квалификации (усовершенствования); курсах (школах, центрах) повышения квалификации, учебных центрах службы занятости.
Повышение квалификации в образовательном учреждении повышения квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией. Слушателям, успешно завершившим курс обучения, выдаются соответствующие документы государственного образца.
Обучение работников вторым профессиям в соответствии с п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92-14-147/20/18-22, организуется для расширения их профессионального профиля, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение работников, определяется работодателем исходя из конкретных условий производства.
Обучение вторым профессиям осуществляется, как правило, непосредственно работодателем на основе заключенного между ним и работником ученического договора.
Конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудовою права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Под созданием необходимых условий для совмещения работы с обучением необходимо понимать предоставление работникам льготных условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения.
Это означает, что работникам, которые обучаются без отрыва или с частичным отрывом от производства, должны быть предоставлены, во-первых, возможность посещать занятия, и, во-вторых, время для самостоятельной подготовки. Поэтому они не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.
Кроме того, ТК РФ (ст. 187) предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
Как следует из нормы ч. 2 ст. 197 ТК РФ. право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется исключительно путем заключения с работодателем договора, дополняющего трудовой договор.
В случае направления работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования работник и работодатель заключают договор, содержание которого действующим законодательством не регламентировано. Исключение касается лишь специалистов, направляемых на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Контракты, заключаемые между ними и направляющей организацией, оформляются в соответствии с Типовым контрактом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №44'.
Согласно Типовому контракту специалист обязуется освоить программу подготовки в соответствии с Государственным планом и прибыть в организацию для заключения трудового договора не позднее согласованного сторонами срока. Кроме того, на специалиста возлагается обязанность возместить организации затраты, связанные с его подготовкой, при условии расторжения этого контракта по его инициативе без уважительных причин, отчислении из образовательного учреждения, отказе приступить к работе в установленный срок.
Специалист освобождается от заключения трудового договора с организацией, направившей его на обучение, в следующих случаях: при наличии медицинских противопоказаний в отношении работы в конкретных организациях (должностях) или на территориях; при наличии одного из родителей или супруга (супруги) — инвалида I или II группы, находящихся на попечении специалиста, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги); при беременности или наличии ребенка в возрасте до полутора лет на момент завершения подготовки, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены); если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе подготовки квалификации.
Указанный Типовой контракт может быть взят за основу и при определении содержания договоров о направлении на обучение в образовательное учреждение за счет средств работодателя любых других работников.
Если обучение работника будет осуществляться непосредственно у работодателя, отношения сторон по профессиональному переобучению оформляются ученическим договором.