Микроэкономика

Экономика»

1. Рынок как форма организации экономической деятельности

Причины возникновения, сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рынка. Виды рынков. Инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение. Саморегулирование рыночного хозяйства. Основные звенья саморегулирования рыночной экономики. Внешние эффекты (экстерналии) и несовершенства рыночного механизма. Экономический кругооборот.

Рынок – обязательный компонент товарного (рыночного) хозяйства. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Условия возникновения рынка.

1 - общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. В основе экономического развития лежит естественное разделение труда - разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре общественных разделения труда: 1) отделение земледелия от скотоводства; 2) отделение ремесла от сельского хозяйства; 3) выделение посредника-купца и отделение от производства торгового капитала; 4) выделение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Помимо такого деления различают также профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов. В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

2 - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т. д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которая выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой — во всеобщем обособлении (ограничении) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарньтх, рыночных отношений.

3 - конкуренция– как свойство товарного производства, способ его развития. Конкуренция – это экономическое соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта своих товаров.

4 - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов также необходим для эффективного функционирования рынка. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.

5 - свободное ценообразование. Цены формируются только под воздействием спроса и предложения, конкуренции. При рыночных отношениях государство проводит политику либерализации цен, в условиях командно-административной системы государство определяет цены.

Субъекты и объекты рынка. К объектам рынка относят: товары, услуги, факторы производства, деньги, капитал, ценные бумаги, социальные выплаты.

К субъектам рынка относят:

1) домашние хозяйства - основная хозяйствующая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Сюда относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. денежные средства расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли);

2) фирма, бизнес (предпринимательство) - структурная единица, использующая факторы производства для производства товаров и услуг и продажи их другим рыночным субъектам с целью получения прибыли. Предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве;

3) государство (правительство) - все правительственные учреждения, имеющие юридическую и экономическую власть для осуществления регулирования и контроля над рынком и поведением его субъектов; не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики;

4) заграница - это совокупность иностранных рыночных субъектов, функционирующих на национальном рынке данной страны.

Все рыночные субъекты находятся во взаимодействие по средствам потоков доходов и расходов, образуя экономический кругооборот.

Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: