Функции рынка

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей) и сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; в стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики: без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей. В результате происходит падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный варианты купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

Информационная функция. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает эквивалентность рыночной сделки.

Инфраструктура рынка:

1) Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.

Товарная биржа - форма рынка для торговли массовыми, взаимозаменяемыми товарами, цены которых подвержены частым и непредсказуемым колебаниям. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

2) Рынок капитала состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг». Кредитный рынок - это рынок заемного капитала; его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Банк - кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные капиталы и сбережения населения и предоставляющий на их основе кредиты своим клиентам. Страховая компания - кредитно-финансовое учреждение, занимающееся страхованием разного рода ответственностей, видов деятельности, товаров и услуг на случай непредвиденных обстоятельств.

На рынке ценных бумаг продаются, прежде всего, доли участия в собственности предприятия; это рынок, собственного капитала, его основные институты - фондовая биржа, инвестиционная фирма, инвестиционный банк. Фондовая биржа - определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг (акций, облигаций и др.) совершают при помощи посредников сделки купли-продажи.

Инвестиционный банк - специальный кредитно-финансовый инструмент, специализирующийся на операциях с ценными бумагами в целях привлечения денежных средств, осуществления долгосрочного кредитования и финансирования различных отраслей национального хозяйства. Инвестиционная фирма - одно из звеньев кредитной системы, разновидность специальных кредитно-финансовых институтов, которые реализуют собственные ценные бумаги (акции, сертификаты и др.) среди индивидуальных, в основном мелких, инвесторов и покупают ценные бумаги предприятий, в том числе иностранных.

3) На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних аффектов, проблему производства общественных благ, а также пробле­му асимметричности информации и цикличности развития рынков.

«Провалы» (фиаско) рынка - случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты; общественные блага. Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Внешние эффекты, экстерналии - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты. Напри­мер, если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то по­рождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, поло­жительный внешний эффект.

Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения (рис.).

Рис. Кругооборот спроса и предложения

При всей условности схемы кругооборота она отражает главное - в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

Рынок имеет как неоспоримые преимущества (достоинства), так и недостатки. Рассмотрим их. Преимущества рынка: эффективное распределение ресурсов; гибкость, высокая адаптивность (приспосабливаемость) к изменяющимся условиям; формирует и воспитывает «предприимчивого человека», готового идти на риск; свобода выбора и действий производителей и потребителей; максимальное использование достижений НТР; рыночная экономика - саморегулирующая система, способная эффективно функционировать без прямого вмешательства государства; способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Нега­тивные стороны:

В экономической литературе выделяются 5 «фиаско» (или «провалов») рынка:

- не производит общественные блага. Общественные блага - блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания.

- существование побочных эффектов (экстерналий). Относится к ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, загрязнение окружающей среды).

- естественно возникающие нарушения условий совершенной конкуренции. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка (в виде высоких цен, а следовательно, наличия сверхприбыли);

- порождает недостаток информации у хозяйственных субъектов и ее асимметрию. Пример недостаточности информации и ее асимметрии - ситуация с предоставлением услуг здравоохранения; последствия для экономического механизма в этой сфере.

- рынок может действовать, но общество не согласно с результатами его действия. Здесь - два варианта. Первый - мериторные блага; примеры: наркотики, с одной стороны, симфонические концерты (культурные услуги), с другой. Второй - негативное отношение общества к ряду общих последствий функционирования рынка (например, к высокой дифференциации доходов, распространению бедности, наличию значительных по размерам маргинальных слоев населения и т.п.).

Кроме этих «фиаско» рынка к его негативным сторонам также относят: не сохраняет невоспроизводимые ресурсы; не регулирует мировых богатств (например, рыбных); не создает коллективных благ; не обеспечивает фундаментальных исследований; удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары; не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен; подвержен нестабильности (цикличность экономического развития).

2. Характеристика спроса и предложения

Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. Изменение величины спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Понятия «изменение спроса» и «изменение объема спроса». Понятия «изменение предложения» и «изменение объема предложения». Равенство спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем. Устойчивость равновесия. Изменение равновесия. Дефицит и избыток продукта.

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары; количество товаров и услуг, которые могут приобрести покупатели в данное время при данном уровне цен.

Законом спроса - при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от измерений цены единицы товара.

Кривая спроса

Факторы, влияющие на спрос условно принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор – это цена на данный товар. Цена является главным фактором изменения спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Неценовые факторы, воздействующие на спрос:

1. Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Но существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории. К ним можно отнести картофель, низкокачественную одежду и т.п. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, при уменьшении дохода – увеличение потребления.

2. Спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые – товары-субституты, и взаимодополняемые - комплементарные) товары. Взаимозаменяемые называют такие товары (товары-субституты), которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность (сок и фруктовый напиток, чай и кофе). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого. Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменения спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой.

3. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена и, следовательно, тем больше спрос на него.

4. Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.

5. Вкусы, предпочтения покупателей.

6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменениями цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня.

Предложение – объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса.

Закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой.

Факторы, влияющие на предложение, также делятся на ценовые и неценовые. Ценовой фактор – это цена на данный товар.

Кривая предложения

Неценовые факторы, воздействующие на предложение:

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а, следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо.Если происходит удорожание производства, то это вызывает смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную. Дотации – субсидии государства, помощь тем или иным производителям.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И, напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается. Если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме, то увидим, что они пересекутся только в одной точке A – точке равновесия спроса и предложения, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену (рис.). Только при этой цене величина спроса равна величина предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: