Рыночное равновесие

Из анализа рисунка видно, что точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену и количество продукта. Только при этой цене произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения A величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Это называется равновесной ценой. Она выступает как единственно устойчивая цена. Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать дефицит или излишек, которые в противном случае могли бы возникать.

Предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке, например, когда неожиданно меняются условия, но на рынке имеется тенденция к равновесию. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что цена – выше равновесного уровня. Тогда производится и продается больше товара, чем потребители готовы его купить. В связи с этим появляется излишек, и чтобы распродать этот излишек или, по меньшей мере, не допустить его роста, производителям следует снижать цену. Снижение цены будет происходить до тех пор, пока она не достигнет цены равновесия.

3. Концепция эластичности спроса и предложения

Эластичность. Коэффициент эластичности.Эластичность спроса по цене. Варианты эластичности спроса по цене: эластичный спрос, неэластичный спрос, спрос единичной эластичности, абсолютно эластичный спрос, абсолютно неэластичный спрос. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Точечная эластичность. Дуговая эластичность. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Практическое применение эластичности спроса и предложения в бизнесе и экономической политике.

Эластич­ностью называется степень реакции одной величины в ответ на изме­нение другой. Конкретной мерой интенсивности реакции является процент изменения, скажем, рост некой величины на 5% или паде­ние на 3% в ответ, допустим, на 1 %-ный рост некого параметра. Соответствующий количественный показатель называют коэффици­ентом эластичности. Его определяют как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой. Коэф­фициент эластичности можно вычислить для любой пары взаимо­связанных переменных. Так, об эластичности спроса говорят при­менительно ко всем параметрам, влияющим на спрос (ценам, доходу, ожиданиям и т.д.). Однако чаше всего менеджерам приходится анали­зировать эластичность спроса по цене, доходу, перекрестную эла­стичность по отношению к ценам других товаров, точечную и дуговую эластичность.

Эластичность спроса означает ответную реакцию спроса на изменение цены; процентное изменение величины спроса товаров, обусловленное 1%-ным изменением его цены.

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластично­стью.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем товаров вследствие 1%-ного изменения цены на единицу данных товаров.

Принято различать три уровня ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

2) спрос с единичной эластичностью, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема про­даж;

3) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не про­исходит существенное изменение продаж.

Допустим, цена на товар снизилась с 5 до 3 руб., что привело к возрастанию спроса от 3 до 6 ед. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены, падение цены вызвало рост дохода от продажи этого товара. Это подтверждает расчет: при цене 5 руб. продали 3 ед. товара и доход составил: 5 х 3 = 15 руб. При цене 3 руб. было продано 6 ед., следовательно, доход составил: 3 х 6 = 18 руб. Поэтому, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичном спросе.

Возьмем другой случай. Цена на товар упала с 5 до 3 руб. Это вызвало увеличение спроса на 1 ед. (с 3 до 4 шт.). Значит, процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода с 15 руб. (5 руб. х 3) до 12 руб. (3 руб. х 4). В случае, когда уменьшение цены приводит к падению общего дохода, говорят, что спрос неэластичен. Бывают случаи, когда изменение цены вызывает абсолютно прямо пропорциональное изменение величины спроса, так, что общий доход остается неизменным. Когда процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара, говорят, что в этом случае спрос с единичной эластичностью

Рассмотрим количественное измерение эластичности спроса. Числовой показатель, отражающий процентное изменение переменной в ответ на однопроцентное изменение другой, называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой Е. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%. Математический знак коэффициента эластичности не учитывается при расчетах, берется во внимание только его абсолютная величина. Связано это с тем, что в данном показателе отражается не только количественная величина, но и тенденции экономического развития (законы спроса, предложения, факторы спроса и предложения).

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:

· эластичный спрос, когда Ed > 1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменения спроса. Например, если при снижении цены на 4 % спрос увеличился на 8 %, то Ed = 8: 4 = 2; При эластичном спросе изменение цены вызовет изменение общей выручки в противоположном направлении. Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

· неэластичный спрос. При неэластичном спросе Ed < 1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса. Допустим, что первоначальная цена на виноград составляет 5 долл., а объем спроса при этой цене равен 100 т в неделю. Если цена уменьшится до 4 долл., а объем спроса возрастет до 110 т в неделю, то Ed = 0,5, что означает неэластичность спроса на виноград. Неэластичный спрос будет означать, что изменение цены вызо­вет изменение общей выручки в том же направлении. Так, снижение ценыс 4 до 2 долл. приведет к сни­жению общей выручки с 8 до 6 долл. Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. Характерно также для залежавшихся товаров, вышедших из моды, некачественных. С изменением цены спрос меняется незначительно;

· спрос единичной эластичности, при котором Ed = 1, т.е. процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны; В случае единичной эластичности изменение цены не вызывает изменения общей выручки. Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

· совершенно неэластичный спрос означает ситуацию, когда любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Коэффициент эластичности будет равен нулю, т.е. Ed = 0. Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

· совершенно эластичный спрос. При совершенно эластичном спросе при постоянной цене может быть реализовало любое количество товара, т.е. Ed ® ¥. Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены. Характерен для товаров с большим числом заменителей.

Таким образом, можно выделить два крайних случая:

1) Спрос может быть совершенно неэластичным, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции (рис. 14). При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности Ed = 0.

2) Спрос может быть совершенно эластичным, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей (рис. 15). При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности, т.е. Ed = ∞.

Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис.).

Рис. Точечная эластичность

Дуговая эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

Практическая значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку. Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, - определить, что происходит с общей выручкой в слу­чае изменения цены продукции.

При эластичном спросе:

· снижение цены приводит к увеличению общего дохода;

· увеличение цены приводит к уменьшению общего дохода. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает измене­ние общей выручки в противоположном направлении.

Если Еd>1, чтобы увеличить выручку, предприятие должно снизить цену на товар.

При неэластичном спросе:

· повышение цены приводит к увеличению общего дохода;

· снижение цены приводит к уменьшению общего дохода. Если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изме­нение общей выручки в том же направлении.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль «Экстра» имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах). Чем больше хороших заменителей дан­ного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на любой сорт кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у това­ра близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких за­менителей.

2) Размер дохода.

3) Удельный вес товара в бюджете потребителя. При прочих равных усло­виях, чем большее место расходы на продукт занимают в бюджете потре­бителя, тем выше будет эластичность спроса на этот продукт. Если общие затраты (в неделю или в месяц) на товар (услугу) составляют малую часть дохода домохозяйства, спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на 10 копеек считается небольшим. В процентном отношении это довольно большое увеличе­ние, но на величину спроса оно окажет очень незначительное влияние. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос; 10%-ный рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию на покупку данной про­дукции, в то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющих существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции зна­чительно уменьшится.

4) Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

5) Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6) Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично, то в долгосрочном - эластично. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

7) Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимо­сти. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен. Хлеб и электроэнергия признаны в качестве предметов необходимо­сти. Повышение цен на эти продукты не приведет к существенному сокращению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды поднимутся, то их можно не покупать, и большинство людей не столк­нутся с серьезными неудобствами. Проблема заключается в том, какой смысл вкладывается в поня­тие «предметы первой необходимости». Какие именно товары относятся к этой категории, зависит от жизненного уровня людей. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электриче­ские утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предме­тами первой необходимости. Спрос на такие товары, которые обычно считаются предметами первой необходимости, будет неэла­стичным.

8) Привычные товары. Одна из причин влияния этого фактора на ценовую эластичность спроса заключается в том, что на многих потре­бителей влияют привычки. У них вырабатывается привычка, напри­мер, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти това­ры не имеют заменителей.

9) Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то требуется время, чтобы найти и опробовать другие продук­ты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повы­сится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки, но через некоторое время могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу. Другое объяснение связано с долговечностью продукта. Иссле­дования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эла­стичен, чем «долгосрочный». Так происходит потому, что в долгосроч­ном плане потребляющие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются более экономичными.

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к пред­ложению.

Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изме­нениям цен, то предложение будет эластично; если же производители не чувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэлас­тично.

Эластичность предложения означает ответную реакцию пред­ложения на изменение цены; процентное изменение величины предложения товаров, обусловленное 1%-ным изменением его цены. Эластичность предложения мы будем рассматривать так же, как эластичность спроса, помня, что в данном случае между предложением и ценой существует прямая зависимость.

1) Предложение называется эластичным, когда процент измене­ния его величины больше, чем процент изменения цены. При эластичном предложении 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше 1.

2) Предложение называется неэластичным, когда процент изме­нения его величины меньше, чем процент изменения цены. В случае неэластичного предложения увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

3) При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товара вызывает 1 % увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цён и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

4) Совершенно неэластичное предложение: эластичность = 0.

5) Совершенно эластичное предложение: эластичность равна бес­конечности, т.е. фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос (при необходимости - беско­нечное количество).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изме­нить величину предложения товара в ответ на изменение его цены. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены. Время, необходимое для того, чтобы привести предложение в соответствие с новой ценой, зависит от следующих факторов:

1) Наличие резерва производственных мощностей. Когда промыш­ленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос мож­но удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышлен­ность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере, в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. Даже в условиях безработицы предложение будет неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации;

2) Уровень запасов. Если в отрасли есть большие товарные запа­сы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным;

3) Промышленные и сельскохозяйственные товары. На эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластич­ным в течение длительного времени, поскольку требуется несколько лет, чтобы деревья и кусты стали плодоносить. Предложение промышленных товаров более эла­стично, чем сельскохозяйственной продукции. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно ввести в действие простаивающее обо­рудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

4) Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении произво­дителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены про­дукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производи­тель, для того чтобы приспособиться к изменению цены, тем больше изменится объем производства и соответственно тем выше будет эла­стичность предложения.

Таким образом, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, т.е. кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

В заключение отметим значение эластичности в микроэкономическом анализе. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет определять размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.

4. Теория потребительского поведения

Полезность, потребности и потребительские предпочтения. Принципы рационального поведения потребителя в рыночной экономике. Полезность блага и ее измерение. Кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Ординалистский (порядковый) подход к измерению полезности. Аксиомы потребительского поведения. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Эффект дохода и эффект замещения. Бюджетные ограничения. Понятие потребительского излишка.

Потребительское поведение – поведение человека в сфере потребления.

Полезность – удовольствие (удовлетворение) от потребления товаров или услуг; способность экономического блага удовлетворять потребности.

Полезность является субъективной, индивидуальной для каж­дого потребителя величиной. Непосредственно полезность не может быть ни обнаружена, ни измерена. При рациональном поведении людей, чаше всего рассматриваемом экономистами, психологическим принципом, руководящим их действиями, является максимизация полезности.

Для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, измерять полезности различных благ. В решении этих вопросов сформировались два основных подхода - количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

1) Кардинализм: теория предельной полезности. Кардиналисты исходят из того, что каждый потребитель стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Идет ли человек в театр или кино, покупает книги или диски, - он хочет получить максимальную пользу. Однако возможности людей не безграничны. Приходится постоянно выбирать, исходя из имеющихся средств, ассортимента предлагаемых товаров и цен этих товаров. В основе теорий потребительского поведения лежит предположение о рациональном поведении людей. Рациональное поведение не есть синоним правильного поведения. Рациональное поведение - научная модель реального поведения человека, предполагающая, что у потребителя имеется четкая цель (система приоритетов), что он знает, как ее достичь (достаточность информации), и подчиняет все свои действия именно достижению (максимизация полезности).

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности основан на предположении о возможности измерения степени удовлетворения потребителя, приносимого тем или иным товаром в условных единицах - ютилях, исходным пунктом анализа являются потребности человека и законы насыщения этих потребностей.

Суть экономического закона убывающей предельной полезно­сти состоит в том, что по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Закон убывающей предельной полезности соответствует так на­зываемому основному психофизическому закону Вебера-Фехнера, характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интен­сивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной ин­тенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопро­вождаются снижением интенсивности ощущений. Например, первая вспышка света в темноте воспринимается куда острее, чем вторая.

2) Ординализм: потребительские предпочтения. Ординалисты отказались от поиска универсальной единицы изме­рения предельной полезности и предложили иной подход. Он осно­вывается на ранжировании - порядковом сравнении предпочти­тельности того или иного наборов благ покупателем. Основные положения их теории потребительского поведения таковы: предельная полезность отдельного товара неизмерима; субъект в состоянии измерить только порядок предпочтения наборов благ; субъект измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.

Для выявления закономерностей потребительского поведения ординалисты опираются на аксиомы, т.е. своеобразные самоочевид­ные (и потому не требующие доказательств) правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений:

1) Аксиома «множественности». Каждый потребитель желает потреб­лять разнообразные блага.

2) Аксиома «полной упорядоченности». Потребитель способен однозначно сопоставить сравнительную притягательность любых двух наборов благ. Вариант сомнений или неуверенности считается полностью исключенным. Из двух различающихся наборов благ по­требитель всегда может либо указать более предпочтительный, либо признать оба одинаково предпочтительными.

3) Аксиома «рефлексивности» гласит, что если два набора благ одинаковы, то одинаковы и их полезности.

4) Аксиома «ненасыщения» состоит в том, что для потребителя: большее количество данного блага всегда предпочтительнее меньшего его количества; более качественные блага всегда предпочтительнее менее качественных. Человек в ординалистской теории выглядит как ненасытный потребитель, думающий только о том, чтобы расширить и улучшить свое потребление.

5) Аксиома «транзитивности» характеризует постоянство и опреде­ленную согласованность предпочтений потребителя. Если покупатель предпочитает набор № 1 набору № 2, а набор № 2 набору № 3, то он предпочитает набор № 1 набору № 3. Соответственно, если набор № 1 для покупателя равноценен набору № 2 и набор № 2 равноце­нен набору № 3, то наборы № 1 и № 3 также для него равноценны.

6) Аксиома «независимости потребителя». Удовлетворение потре­бителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими индивидуума­ми. Потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

При ординалистском (порядковом) подходе используется специ­альный аналитический инструментарий - кривые безразличия и кар­ты кривых безразличия.

Кривая безразличия графически изображае т наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. Во всех ее точках совокупная полезность от потребления двух товаров одинакова. Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Поэтому потребитель может легко перейти от одного набора к другому. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-либо количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта.

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полез­ности потребительские наборы благ (рис.).

Кривая безразличия (U)

На рис. представлена простейшая модель, в которой потре­битель сравнивает наборы из разных комбинаций двух продуктов: Y и X. Кривая безразличия составлена из тех комбинаций, которые имеют для него одинаковую порядковую полезность. Потребителю безразлично, какой из них выбрать. Так, потребителю все равно, получить ли ему 7 единиц Y и 1 единицу X (точка А) или 7 единиц X и 1 единицу Y (точка В). Это же можно сказать и о любой иной точке кривой U.

Рассуждая о поведении потребителя, мы до сих пор не учитывали два важных обстоятельства: его доход и цены товаров. Информацию об этом дает бюджетная линия или линия бюджетного ограничения. Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Бюджетная линия - линия возможностей потребления, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при заданных ценах и доходе.

Бюджетная линия

Любая точка на бюд­жетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.

Излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясняет это следующим образом: излишек потребите­ля - это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

5. Конкуренция, её виды и функции

Понятие конкуренции. Функции конкуренции: регулирование цены, размещение капиталов, товаров и рабочей силы, распределение инноваций. Виды конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Основные типы рынка и их характеристика по числу фирм, участвующих в конкуренции, типу производимого продукта, возможностью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее. Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Несовершенная конкуренция. Рынок монополистической конкуренции. Олигополистический рынок. Рынок чистой монополии. Естественная монополия. Монопольная власть. Антимонопольное регулирование.

Конкуренция (от лат. - сталкиваться) - состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов «естественного отбора» в рыночной экономике.

Конкуренция выполняет следующие функции:

• регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);

• размещения ресурсов, аллокацию (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);

• инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);

• распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства; главный критерий распределения - эффективность и качество экономических ресурсов).

По сфере деятельности конкуренцию можно классифицировать на внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.

Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремясь в более прибыльные отрасли, новые капиталы способствуют расширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. Соответственно снижается и норма прибыли. К обратному результату приводит утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение, в результате чего цена поднимается, а вместе с тем растет и норма прибыли. В итоге межотраслевой конкуренции создается некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равновеликий капитал, независимо от того, где он вложен. Оно также стимулирует научно-технический прогресс. Межотраслевая конкуренция, осуществляемая в условиях концентрации и централизации производства и капитала, приводит к образованию олигополистических объединений, упрощает миграцию капитала между отраслями и сферами общественного производства.

По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция - конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Основа успешной ценовой конкуренции - производство (чтобы осуществлять ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства). Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает, как правило, более низкие цены на производимые товары, что приводит к увеличению объема спроса. Конкуренты, которые не имеют возможности снижать цены из-за высоких издержек производства, терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли, уступая свое место на рынке. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок) и ценовая диверсификация.

Неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах, т.е. она воздействует на спрос. Основной инструмент воздействия на потребителя не цена, а качественная характеристика товара, его индивидуальные особенности. Основа успешной неценовой конкуренции - реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции - одно, а потребительские свойства различны).

При организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции» (распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве; незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки; реклама товара, не отвечающего требованиям качества; самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары).

Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие «рыночная структура» отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара, способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.

Рассмотрим некоторые из этих аспектов.

Количество фирм в отрасли и количество покупателей:

· большое количество продавцов и покупателей на рынке овощей и фруктов;

· небольшое количество поставщиков и большое количество покупателей на рынке услуг связи;

· небольшое количество продавцов и покупателей военных самолетов.

Тип производимого продукта: стандартный базовый продукт или отличающийся индивидуальными чертами, качеством, рабочими характеристиками, имиджем, товарным знаком, гарантией, обслуживанием клиентов и т д.

Возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации: законодательные требования, потребность в капитале, контроль над сбытом со стороны государства, масштаб хозяйственной деятельности, необходимые технические знания.

Контроль над рыночной ценой товара: способность отдельной фирмы повлиять на изменение рыночной цены товара.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара: изменять цену производимого товара, общий объем предложения или спроса. Чем меньше возможностей у каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ей товара, тем более конкурентным считается рынок. В экономической теории выделяют два типа рынка:

рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию);

рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). Выделяют три типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: