В качестве базы этого метода для предсказания спроса на рынке используются временные и товарные аналогии. Метод временных аналогий основан на том допущении, что события повторяются, т.е., что будущее станет некоторым образом продолжением прошлого. Это значит, что история известного рынка повторится вновь на другом неизвестном рынке, но с некоторой задержкой по времени. Товарная аналогия означает, что вы пытаетесь провести параллель между развитием известного товара на определенном рынке в надежде на такое же развитие своего товара на другом рынке.
5. Метод экспертных оценок.
Экспертные оценки,как метод оценки объема рынка, предполагает использование группы экспертов, которые дают индивидуальные оценки, затем аналитик компании комбинирует их в единую оценку.
Все указанные методы достаточно хорошо отработаны и описаны в специальной литературе по маркетингу.
Слайд 9
Некоторые способы определения емкости рынка.
Емкость рынка – объем потребляемых(реализуемых) на нем товаров в течение определенного времени.
|
|
Способы расчета емкости рынка:
1. Е= П+И- Э+З
П – объем производства данного товара на данном рынке (или сегменте)
И – объем импорта данного товара;
Э - объем экспорта данного товара;
З - прирост запасов, т.е. минус поступления в запас и плюс поступления на рынок из запасов.
2. Е= К*Т
К- количество потребителей данного товара на данном рынке;
Т- количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год.
3. Е= К*Д*д
К- количество населения(потребителей)
Д- доход на душу населения;
д- доля расходов на данный товар в доходах одного человека.
Слайд 10
Методика построения и использования матрицы «привлекательность рынка-возможности фирмы(конкурентные позиции)»
Для оценки факторов рыночной привлекательности чаще всего используют экспертные методы, оценивая каждый критерий по шкале от 0 до 100 (либо от 0 до 10, либо от 0 до 1). Среди критериев привлекательности странового рынка рассматриваются:
1). Объем (емкость) рынка — объем сбыта продукции (в натуральном или денежном измерении) в течение определенного периода времени в данной стране. Объем рынка может быть также выражен через показатель эффективного снабжения внутреннего рынка: Объем производства внутри страны – Экспорт = Объем продажи внут ри страны + Импорт = Теоретический объем снабжения рынка + Изменение складских запасов = Объем эффективного снабжения рынка
2). Рост странового рынка — определяется индексом роста объема рынка (объема сбыта) за определенный период.
3). Структура потребителей — показатель, определяемый через объемы приобретения данного вида продукции так называемыми большими, средними, малыми потребителями на страновом рынке, а также долей той или иной потребительской группы.
|
|
4). Диапазон цен — соотношение верхних и нижних пределов цен на сравнимую продукцию, которые существовали на данном рынке в прошлом или могут быть установлены в будущем, при различных соотношениях удельных цен на сравнимую продукцию собственной ассортиментной программы предприятия.
5). Покупательная способность потребителей — способность потенциальных покупателей или конечных потребителей приобретать на рынке товары или услуги за счет собственных доходов или прибыли.
6). Доступность рынка — зависит от существования на них протекционистских мер правительства, различных национальных норм, установления односторонних преимуществ местным предприятиям и относительно высоких затрат, связанных с выходом на данный рынок.
7). Политические и экономические риски страновых рынков зависят от политической и экономической нестабильности, слабой правовой базы, бюрократизации, высокого уровня инфляции, общего неудовлетворительного делового климата.
Предварительная оценка конкурентных позиций предприятия на каждом страновом рынке может проводиться с использованием следующих критериев:
1). Конкурентоспособность продукции предприятия, определение которой предполагает знание проблем и потребностей потребителей в различных странах, сопоставление с предложением аналогичных товаров предприятий-конкурентов.
2). Цены и другие условия контрактов в каждой из стран.
3). Условия и возможности присутствия на том или ином страновом рынке: возможность создания совместного предприятия, филиала, дочернего предприятия и т.д.
4). Оценка распределения рыночных долей предприятий-конкурентов на каждом из страновых рынков. Знание этой оценки необходимо для прогнозирования потенциала сбыта к возможной величине оборота предприятия на рынке каждой страны.
5). Оценка возможных финансовых результатов (прибыль, рентабельность, чистая прибыль, накопленная за период), которые предприятие может получить на каждом из рассматриваемых страновых рынков.
С точки зрения предприятия, перечисленные критерии могут иметь различную важность, поэтому необходимо взвесить оценки по отдельным критериям.
Кроме того, целесообразно оценки привлекательности рынков и конкурентоспособности фирмы проводить в разрезе:
- видов продукции (услуг)(Таблица1);
- стран, по продуктово-рыночным комбинациям (продукт-страна)(Таблица 2)
Таблица 1