Организационные методы психологического исследования

Определяют способ организации и проведения психолог-го исслед-я. Делятся на 3 вида:Сравнительный метод (метод поперечных срезов)сопоставление неск-х групп испытуемых по какому-либо признаку. Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) многократное иссл-ие одной и той же выборки испытуемых в течении длительного времени. Комплексный метод – подразумевает иссл-ие одного объекта представителями разных наук.Один и тот же феномен с разных точек зрения.

№ 25 методы обработки данных

Методы обработки данных – это методы систематизации и обобщения эмпирических данных, а также выявления закономерностей в их распределении.

1) Количественные методы (методы мат.стат.) – корреляц-й, класстерный, факторный анализ.

  • Класстерный анализ – позволяет создавать классификации(разбивать данные на гр.)
  • Кррреляц-й анализ – позволяет находить связь между группами данных.
  • Факторный анализ – позволяет выявлять причинно-следственные связи.

Экспериментом можно назвать исследование в котором используется факторный анализ.

2) Качественные методы – не подразумевают матем-й обработки данных. Они ориентированы на понимании текста. Интерпретация текста при этом осущ-ся заранее зафиксированной определённой процедурой.

Кач-ые методы обработки данных классифицируются от того, каковы правила интерпретации текста:

  • Феноменологический метод
  • Конверсационный мтод
  • Герменефтический метод
  • Дирскурсный метод
  • Нарративный метод
  • Клинико-феноменологический метод

3) Клинико- качественные методы – представлены главным образом контент-анализом. Контент-анализ – способ обработки текстов, в котором присутствуют элементы понимания и матем-го подсчёта. Этот метод был предложен, чтобы обосновать, какую политич-ю платформу имеют СМИ. Суть: выделяются определённые смысловые,которые потом подсчитываются.

4) Интерпретационные методы – приёмы объяснения выявленных закономерностей и сопоставление их с теоретическими концепциями.

После обработки данных всегда нужно дать объяснение (интерпретацию).

  • Генетический метод – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов.
  • Структурный метод – анализ материала в плане выделение структурных компонентов изучаемого феномена, его сторон, аспектов, сущностных признаков, а также связей между ними.

Любое исследование упирается в эмпирическое исследование. Нужно правильно подобрать соответствующие эмпирические методы. Данные обрабатываются и им даётся объяснение (интерпритация).

№ 26 интерпретационные методы

Интерпретационные методы – приёмы объяснения выявленных закономерностей и сопоставление их с теоретическими концепциями.

После обработки данных всегда нужно дать объяснение (интерпретацию).

• Генетический метод – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов.

• Структурный метод – анализ материала в плане выделение структурных компонентов изучаемого феномена, его сторон, аспектов, сущностных признаков, а также связей между ними.

Любое исследование упирается в эмпирическое исследование. Нужно правильно подобрать соответствующие эмпирические методы. Данные обрабатываются и им даётся объяснение(интерпритация).

№27 Эмпирические методы психологического исследования

Эмпирические методы предназначены для получения опытных данных об изучаемом явлении. Методы сбора данных.

Ананьев поделил их на:

- основные: *наблюдение (фиксация проявлений поведения и получения на их основании суждений о субъективных психических явлениях. Экспериментатор фиксирует то, что происходит с человеком и, анализируя эти факты поведения, делается вывод о том, что стоит за этими фактами.) Наблюдение можно классифицировать по нескольким основаниям:

1.по хар-ру наблюдаемых явлений – внутреннее(самонаблюдение); внешнее(один надлюдает за др.)

2.в зависимости от положения наблюдателя – простое(наблюдатель смотрит со стороны); включённое(наблюдатель явл. Участником наблюдения)

* эксперимент (проведение исследования в условиях заранее запланированного, в частности специально-заданного изменения реальности с целью получить рез-ты, которые можно обобщить.

- вспомогательные: * анализ продуктов деятельности (можно получить информацию о содержании внутреннего мира человека по продуктам деятельности);

* биографический метод (направлен на получение психологической информации, скрытой в биографии конкретного человека.)

Прим. У Фрейда есть этюд, который направлен на изучение биографии Л. Да Винчи. Анализ концепции осущ. С помощью классического психоанализа. Л.Да Винчи – гомосексуалист.

*близнецовый метод (существует для того, чтобы помочь разобраться, какие аспекты в человеке явл. Детерминированно-социальными, а какие детерминированно-биологическими)

*социометрия. Придумал Морено. Заключается в построении вопросов, типа: «с кем бы ты пошёл в разведку?». Делается вывод о том, кто лидер в гр., кто – нет и т.п.

*анкетирование(Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.)

*тестирование (подразумевает психологическое испытание, в рез-те которого исследователь делает выводы о психических особенностях испытуемого. Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям (спецификациям). Тестирование — один из разделов диагностики.)

№28. Эксперимент как основной метод психологического исследования

Эксперимент относится к гр. обще-научных методов – это методы, кот-ые м. применяться в разных, но не во всех областях научных знаний.

Проведение исследования в условиях заранее запланированного, в частности специально-заданного изменения реальности с целью получить рез-ты, которые можно обобщить. При проведении эксперимента исследователь контролирует условия его проявления. С помощью эксперимента проверяется гипотеза об отношении между независимой и зависимой переменными при определённом уровне дополнительной переменной.

Переменная – это любая реальность, к-ая может изменяться и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.(напр. Объём кратковременной памяти может выступать в виде переменной).

В эксперименте сущ. 3 вида переменных:

1. Независимая – изменяется экспериментатором, включая в себя как минимум 2 уровня/состояния.

2. Зависимая – изменяется при действии независимой переменной.

Т.о. уровень независимой переменной определяет значение зависимо переменной.

Дополнительная переменная – это переменная, отличающаяся от независимой переменной и способная оказывать влияние на значение зависимой переменной.

При проведении исследования любой учёный стремится к проведения идеального эксперимента – это эксперимент, при котором все побочные переменные фиксированы, а значит отслеживается в чистом виде причинно-следственная связь между зависимой и независимой переменной. 100%идеального эксперимента нет, т.к. он проводиться в разное время.

Неудачный эксперимент – противоположный экспериментальному.

Степень соответствия реального эксперимента идеальному наз. – внутренней валидностью.

Кроме внутренней валидности эксперимент должен обеспечить внешней валидностью(репрезентативность) – это соответствие экспериментальной процедуры реальности. Она определяет возможность переноса результатов с экспериментальной выборки на более широкий соц. контекст.

Эксперимент, который обладает максимально внешней валиднастью – это эксперимент полного соответствия, а его полная противоположность – неадекватный эксперимент.

Для эксперимента испытуемые д.б. подобраны т.о., чтобы полученные результаты м.б. распространить на более широкий контекст.

В экспериментальной психологии выделяют ещё такие виды валидностей, как:

• Операциональная валидность – это степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.

• Конструктивная валидность – выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теоритической модели.

Ещё одно кач-во эксперимента: надёжность – подразумевает идентичность результатов повторных исследований (степень соответствия реального эксперимента бесконечному).

Классификация эксперимента:

1. По времени проведения (* кратковременный; *длительный)

2. По структуре изучаемых явл. (*однофакторный т.е.простой; * многофакторный т.е.сложный

3. По способу организации (*лабораторный; * естественный)

4. По целям исследования (*констатирующий – выявляющий причинно-следственные связи; *формирующий – выясняет не только наличие причинно-следственных связей, но и апробируется эффективность различного рода воздействий.)

Не любое эмпирической исследование м.б. названо экспериментом, т.к. для этогоо нужна зависимая и независимая переменная, нужно установить наличие причинно-следственной связи, н. обработать данные факторным анализом.

№29 Наблюдение как основной метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

1. По систематичности различают

*Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

*Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

*Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

*Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

2. По фиксируемым объектам

*Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

*Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения

3. По форме наблюдения

Осознанное наблюдение

*Неосознанное внутреннее наблюдение (При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.)

*Неосознанное внешнее наблюдение(При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

*Наблюдение окружающей среды (При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.)

№30 Основные методы психологического исследования в интерпретации В.Н. Дружинина

Он выделил три класса методов:

1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и

3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символи-ческими представлениями объекта.

Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1 ) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования..

От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора.

Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов.

. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение).

№31 Близнецовый метод и его разновидности

Этот метод используют в генетике человека для выяснения степени наследственной обусловленности исследуемых признаков. Близнецы могут быть однояйцевыми (образуются на ранних стадиях дробления зиготы, когда из двух или реже из большего числа бластомеров развиваются полноценные организмы). Однояйцевые близнецы генетически идентичны. Когда созревают и затем оплодотворяются разными сперматозоидами две или реже большее число яйцеклеток, развиваются разнояйцевые близнецы. Разнояйцевые близнецы сходны между собой не более чем братья и сестры, рожденные в разное время. Частота появления близнецов у людей составляет около 1% (1/3 однояйцевых, 2/3 разнояйцевых); подавляющее большинство близнецов является двойнями.

Так как наследственный материал однояйцевых близнецов одинаков, то различия, которые возникают у них, зависят от влияния среды на экспрессию генов. Сравнение частоты сходства по ряду признаков пар одно- и разнояйцевых близнецов позволяет оценить значение наследственных и средовых факторов в развитии фенотипа человека.

Разновидности близнецового метода.

Классический близнецовый метод.

В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца.

Этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование.

В этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.

Метод близнецовых семей.

Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары.

Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление близнецов с неблизнецвми.

Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты бллизнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.

Так, было отмечено некоторое отставание членов близнецовых пар в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследования членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне развития. То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рождении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.). Таким образом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрастом эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.

Метод разлученных близнецов.

Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.

Поэтому эксперименты проведенные по вышеприведенным схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью.

Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по “жестким” схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов.

В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия – влиянием средовых факторов.

Метод частично разлученных близнецов.

Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь. В этих исследованиях также можно определить в какой степени справедлив постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так, если МЗ близнецы живущие отдельно становятся все менее схожи друг с другом по некой психологической характеристике, а ДЗ близнецы, живущие врозь, не отличаются по внутрипарному сходству от вместе живущих ДЗ близнецов, то можно сделать вывод, что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны, а выводы о наследуемости изучаемой характеристики завышают показатель наследуемости этой характеристики.

№32 Метод социометрии

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

*социально-психологических отношениях в группе;

* статусе людей в группе;

* психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Процедура проведения:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.

Типы критериев:

* Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы.

*Неформальные - изучают неформальные отношения.

* Двойные - изучают отношения партнёрства.

*Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

*прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

*Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а *слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

1. Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

2. Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов).

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: