Исходными данными для выбора объема и размеров проектируемой тары являются объем или вес упакованной продукции.
Определение объема или веса упаковываемой продукции целесообразно обосновывать по результатам исследования потребительского рынка. По своей сути это оптимизационная задача, требующая нахождения оптимального решения, удовлетворяющего столь различным интересам потребителей, производителей, продавцов и других участников различных этапов жизненного цикла тары и упаковки.
Если при расчете объема тары для газообразной, жидкой или сыпучей продукции достаточно знать ее объем или вес, то для упаковывания штучных изделий необходимо знать их конфигурацию, размеры, схему укладки в тару.
Для обеспечения сохранности упаковываемой продукции и нормальной работы фасовочно-упаковочного оборудования в таре предусмат-
Таблица 7.18 Интегральная оценка полимерных материалов, используемых при изготовлении тары для моющих паст
Индекс стандартной характеристики | Значения стандартных характеристик анализируемых материалов и их интегральная оценка | |||||||||
Полистирол | АБС-пластик | Винипласт | Полиметилметакрилат | Пластик СНП | |||||||
Стандартная характеристика | Степень удовлетворения, баллы | Стандартная характеристика | Степень удовлетворения, баллы | Стандартная характеристика | Степень удовлетворения, баллы | Стандартная характеристика | Степень удовлетворения, баллы | Стандартная характеристика | Степень удовлетворения, баллы | |
*, | 20-25 | 25-30 | 40-60 | 60-80 | 40-50 | |||||
х2 | 4-8 | 15-30 | 2-10 | 12-18 | 50-60 | |||||
*з | 30-40 | 15-30 | 5-15 | 2-3 | 15-25 | |||||
*< | 0,2-0,3 | 0,1-0,2 | 0,2-0,3 | 0,1-0,2 | 0,1-0,2 | |||||
*в | 1,4-4,0 | 5-20 | 0,1-0,2 | 0,1 | 6-15 | |||||
** | ||||||||||
Ху | 1,5 | 1,8 | 2,5 | |||||||
ха | ||||||||||
Сумма произведений коэффициента приоритета на степень удовлетворения стандартной* характеристики | 7,125 | 6,521 | 4,884 | 5,538 | 6,682 | |||||
Приоритет материала |
266 Глава 7
|
|
ривают свободный демпферный объем, составляющий 8-10% от полного объема тары.
При выборе формы и размеров тары необходимо учитывать параметры оборудования для ее производства, а также упаковочного, фасовочного, печатного, этикетировочного, транспортного и складочного оборудования, машин и механизмов.
Оптимизацию формы и размеров тары осуществляют, исходя из принципов минимальности расходов материалов, их стоимости, себестоимости производства, транспортирования, хранения, распределения, продажи, а также из принципов удобства в употреблении упакованной продукции. Практически все перечисленные факторы взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит характер сложной многофакторной зависимости.
|
|
Расход материалов зависит от формы тары. При одинаковой толщине стенок наименьший расход материалов будет у тары в форме шара, больше материала потребуется для тары в форме цилиндра, еще больше — прямоугольной формы.
В табл. 7.19 приведены результаты расчета материалов из различных полимеров для производства тары разной формы вместимостью 1 дм3с одинаковой толщиной стенки 1 мм.
Таблица 7.19
Расход полимерных материалов для производства тары различной формы вместимостью 1 дм3 и толщиной стенки 1мм [75]
Форма тары | Объем полимера в таре, см3 | Масса тары (г) из полимеров | |||
ПЭНП | ПЭВП | ПП | ПВХ | ||
Шар | 49,3 | 45,4 | 47,3 | 44,8 | 67,0 |
Цили цдр, Я//?-1 | 55,4 | 51,0 | 53,2 | 50,4 | 75,3 |
Цилнццр, ЯД)* 2 | 58,3 | 53,6 | 55,9 | 53,1 | 79,3 |
Цили ндр, ЯД>"3 | 62,2 | 57,2 | 59,7 | 56,6 | 64,6 |
Куб, Л:В:Я-1:1:1 | 60,0 | 55,2 | 57,6 | 54,6 | 81,6 |
Параллелепипед | |||||
ЛАЯ-1:1:2 | 63,1 | 5$0 | 60,6 | 57,4 | 85,8 |
ЛАЯ-1:1:3 | 67,4 | 62,1 | 64,7 | 61,3 | 91,7 | |
Фактор расхода материалов на производство потребительской тары вступает в противоречие с факторами использования объема транспортной тары и расхода материалов на ее производство. Так, для наиболее выгодной с точки зрения расхода материалов формы потребительской тары в виде шара значительно ухудшается коэффициент объема исполь-
Конструирование тары из пластмасс
зования транспортной тары и увеличивается расход гофрокартона на ее производство (табл. 7.20). Для учета совместного влияния этих факторов можно исходить из наименьшей стоимости затрачиваемых материалов совокупности потребительской и транспортной тары, а также из минимизации себестоимости транспортирования груза единичного объема продукции.
Таблица 7.20
Использование объема транспортной тары для потребительской тары
вместимостью 1 дм3 различной формы
Потребительская тара | Транспортная тара | |||
Форма тары | Габаритные размеры (длина Л х ширина В х высота Н), мм | Расход ПЭВП, г | Козффи онент использования объема | Расход гофротары на единицу потребительской тары, дм3 |
Куб | 100x100x100 102x102x102 | 7,56 | 1,06 | |
Цилиндр, Н/й-1 | 108,5x108,5x108,5 110,5x110,5x110,5 | 53,2 | 1,35 | 4,95 |
Шар | 124,4x124,4x124,4 126,4x126,4x126,4 | 47,3 | 2,06 | 6,04 |
Форма тары в значительной степени определяет технологию, а следовательно, и себестоимость производства.
В ряде случаев проектируемую тару можно изготовить различными способами: экструзией, литьем под давлением или термоформованием. Для оптимизации выбора способа производства изделий из пластмасс предложено [70] разбить всю номенклатуру изделий на три диапазона: первый — с площадью поверхности до 0,01 м2; второй — до 1 м2 и третий — свыше 1 м2.
В первом диапазоне изделия можно изготавливать всеми способами. Если принять стоимость изготовления термоформованного изделия за единицу, то стоимость литого изделия будет в 1,5 раза больше. Кроме того, производительность специализированного автоматизированного термоформовочного оборудования в 2-3 раза выше.
Во втором диапазоне применение термоформования экономичнее литья под давлением и экструзии только при объеме выпуска изделий до 13-150 тыс. штук.
268_____________________________________________________ Глава 7
В третьем диапазоне применение литья под давлением затруднено технически: литьевые машины громоздки, требуют применения узлов смыкания пресс-форм большой мощности, цикл изготовления очень длительный. Прямые капитальные вложения при организации производства крупногабаритных изделий литьем под давлением в 6-7 раз выше, чем при термоформовании.
При анализе каждого из способов следует также учитывать объем выпуска проектируемой тары. В табл. 7.21 для сравнения приведены капитальные затраты и себестоимость (в %) тары в виде сосуда емкостью 20 л, изготовленной способами литья под давлением, формованием из листа и экструзией с раздувом.
|
|
Таблица 7.2 1
Сравнение экономических показателей производства тары методами литья под давлением, экструзии с раздувом и термоформования
(в %) [70]
Экономические показатели процессов | Объем выпуска | ||
100 000 | 1 000 000 | ||
Литье под давлением: | |||
капитальные затраты | |||
себестоимость | |||
Экструзия с раздувом: | |||
капитальные затраты | |||
себестоимость | |||
Термоформование: | |||
капитальные затраты | |||
себестоимость |
Решение многофакторных задач оптимального выбора формы и размеров потребительской тары, схемы расположения ее в транспортной таре, оптимизацию размеров транспортной тары осуществляют с помощью ЭВМ по специально разработанным программам [89].
Контрольные вопросы к главе 7
1. Перечислите составляющие свойств пластмасс трех групп.
2. Какие критерии входят в понятие «конструкционная прочность пластмасс»?
3. По каким критериям проводят оценку надежности материалов тары?
4. Какие критерии прочности являются расчетными при конструировании тары?
5. Какие воздействия на полимеры оказывают физически и химически активные агрессивные среды?
6. Какую роль играют влаго- и газопроницаемость пластмасс при конструировании упаковки?
7. Какие показатели определяют санитарно-гигиеническую характеристику пластмасс?
8. Назовите основные разновидности полиэтилена. В чем заключается принципиальное различие между ними?
9. Приведите сравнительный анализ свойств ПЭ и ПП. Назовите основные преимущества и недостатки каждого из них. Какие виды тары из них изготавливают?
10. Перечислите основные области производства упаковки из ПВХ. Какими свойствами ПВХ это продиктовано?
11. Какие особенности ПЭТФ предопределили области его применения в производстве тары и упаковки?
|
|
12. Сформулируйте взаимосвязь важнейших свойств ПА с областями их применения в производстве тары и упаковки.
13. Какие параметры «расплавных» технологий предопределяют выбор пластмассы при проектировании упаковки?
14. Перечислите основные технологические критерии выбора листовых и пленочных пластмасс при проектировании упаковки.
15. Составьте алгоритм выбора формы и размеров тары из пластмассы конкретной марки.
Глава 8
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАРЫ ИЗ КАРТОНА
И ГОФРОКАРТОНА
Решение основных задач конструирования — выбор материала, определение формы, размеров и конструктивных особенностей, выбор
технологии производства — применительно к таре из картона и гофрокартона осложнено чрезвычайно широким многообразием видов упаковываемой продукции. Около 40% всей потребляемой в мире тары делают из картона и гофрокартона [29]. Естественно, что каждый упаковываемый продукт предъявляет к таре комплекс специфических требований, связанный с особенностями жизненного цикла упаковываемой продукции.
Огромный спектр упаковываемой продукции можно условно объединить в несколько категорий: продовольственные товары, фармацевтическая продукция, бытовая химия (в том числе стиральные порошки), канцелярские и скобяные товары, напитки, изделия легкой промышленности и т.д. В промышленно развитых странах с высоким уровнем производства тары и упаковки сложилось вполне определенное соотношение в использовании тары из картона и гофрокартона по этим категориям продукции. Распределение тары из картона и гофрокартона по основным видам упаковываемой продукции в США приведено ниже [29,105].
Вид упаковываемой продукции Объем использования тары, %
Продовольственные товары......................................................... 47
Фармацевтическая продукция...................................................... 9
Бытовая химия............................................................................... 8
Канцелярские и скобяные товары................................................ 8
Напитки......................................................................................... 7
Ассортиментные коробки.............................................................. 5
Товары легкой промышленности.................................................. 3
Остальное................................................................. 13
По назначению тара из картона и гофрокартона может быть потребительской, производственной и транспортной. Каждой классификационной группе соответствует определенный комплекс технических тре-
Конструирование тары из картона и гофрокартона 271
бований к таре. Такой комплекс формируется с учетом научно-технических, экономических и эстетических требований. По содержанию и уровню требований этот комплекс должен предусматривать возможность выполнения тарой и упаковкой всех своих функций. Грамотно составленный комплекс технических требований может служить руководством конструктору при последовательном решении технических вопросов в процессе проектирования тары.
Технические требования обычно содержат сведения об упаковываемом продукте, о конструктивных качествах материала тары, о применяемом в производстве оборудовании, общие и специальные требования к конструкции, об экологических требованиях, об особенностях продажи, размещения информации и оформления [34].
Сведения об упаковываемом продукте должны давать представление о его физическом состоянии: что это — газ, жидкость, порошок или твердое вещество, маслянистое или жирное, каковы его удельный вес или насыпная плотность, какой объем или масса упаковываемой дозы. Здесь же отмечаются подверженность продукта порче под воздействием света, температуры, коррозии, микробов, грызунов и т.д., необходимость защиты от воды и пара в производственных условиях, при транспортировке, хранении, продаже и потреблении, требования обеспечения упаковкой сохранности цвета, аромата, физической формы продукта, а также опасные факторы химического взаимодействия продукта и упаковки.
В раздел о конструктивных качествах материала включают требования:
- возможности перерабатывать материал в условиях высокоскоростных механических воздействий на автоматах;
- стойкости к высоким и низким температурам в условиях упаковывания, транспортирования, хранения и продажи;
- сохранности тары в условиях хранения на складах;
- обеспечения прочности при склеивании или другом виде укупорки;
- к методам обеспечения прочности.
В технических требованиях указывают о необходимости и типе применения современного оборудования для изготовления тары, заполнения ее продуктами и укупорки.
Общие и специальные требования к конструкции устанавливают:
- соответствие формы и габаритов тары характеристикам современных упаковочных машин и конвейеров;
- удобство способа укупорки тары с точки зрения изготовителя и потребителя;
- соответствие отверстия в таре способу ее заполнения продуктом;
- сохранение целостности тары и упаковки при складировании и транспортировке;
Глава 8
- необходимость применения особых методов и способов или специального оборудования для изготовления тары данной конструкции;
- удобство перевозки и хранения незаполненной тары;
- легкость и удобство сборки тары перед ее заполнением продукцией, а также тары, состоящей из нескольких частей;
- удобство тары и упаковки в потреблении, что, в свою очередь, предусматривает:
а) оптимальность формы и размеров с точки зрения потребителя;
б) возможность проведения наружного осмотра продукции в упаковке;
в) легкость раскрытия упаковки и возможность в случае надобности
ее закрытия;
г) наличие специальных приспособлений для потребления продук
та (мерных емкостей, носиков, желобков, отверстий и т.п.).
В разделе экономических требований предусматривают минимизацию расхода материала на производство тары, минимизацию себестоимости производства, транспортировки, хранения, продажи упакованной продукции.
При рассмотрении особенностей продажи выдвигают требования к размещению товара на полках, прилавках или витрине, устанавлению стороны упаковки, обращенной к покупателю, формулируют факторы оптимизации формы и размеров с точки зрения выгодной демонстрации товара, привлекательности внешнего вида упаковки.