Необходимым элементом рыночной экономики являются денежные отношения, складывающиеся между экономическими субъектами. В системе данных отношений особое место занимает подсистема финансовых отношений. Финансы — это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования целевых денежных фондов.
Субъектами финансовых отношений являются предприятия, домашние хозяйства и государство. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.
Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:
- отношения, предполагающие отсутствие эквивалентного обмена;
- фондовый характер отношений (распределение валового национального продукта осуществляется, в отличие от ценового распределения, через денежные фонды).
Сущность финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную функции.
|
|
Мобилизационная функция состоит в аккумулировании в рук; государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.
Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государства за производством, распределением и обменом производимого в экономике продукта. Государство контролирует, в частности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.
Распределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации. Наиболее полно данная функция реализуется в странах, где принята кейнсианская концепция рыночного регулирования.
Очень важным и эффективным рычагом воздействия государства на национальное хозяйство являются финансы, которыми оно обладает. Финансы - совокупность всех денежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприятия и государство.
Рассмотрим структуру финансовой системы и взаимосвязи между ее основными частями.
На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения изначальных доходов. Эта финансовая деятельность включает: образование денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев национального хозяйства доходы и расходы уравновешиваются следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущие потребление и сбережения).
|
|
Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.
Особое место в системе финансовых отношений занимают государственные финансы. Государство формирует денежные фонды путем изъятия части доходов предприятий не только государственного, но и частного сектора. При этом государство не предоставляет предприятиям товарного эквивалента, т.е. данные отношения носят безвозмездный характер и представляют относительно самостоятельную подсистему в системе финансовых отношений рыночной экономики.
Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функций государства, образует финансовую систему. В нее входят следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды.
Ядро данной системы образует государственный бюджет, который является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план государственных доходов и расходов. Главная функция государственного бюджета — реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с Помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны.
По мере увеличения масштабов местного хозяйства, расширения и усложнения функций местных властей усиливается роль местных финансов. В федеративных государствах на их долю приводится до половины всех ресурсов общегосударственной финансовой системы.
Специализированные правительственные фонды включают целевые фонды, а также фонды государственных и полугосударственных финансово-кредитных учреждений. Использование данных фондов повышает гибкость финансовой системы в целом.
Структура государственного бюджета. Доходная часть государственного бюджета формируется преимущественно за счет подоходного налога. Расходная часть предполагает финансирование социальных расходов, поддержание обороноспособности страны, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям государственного сектора, а также финансирование развития инфраструктуры.
Характер проводимой в данной стране политики существенно влияет на структуру расходной части бюджета. Социальные и хозяйственные расходы превалируют в тех странах, где государственная политика имеет выраженную кейнсианскую ориентацию. В случаях, когда государственная политика основывается на монетаризме, удельный вес указанных расходов в бюджете существенно ниже. В целом расходование средств государственного бюджета призвано поддерживать стабильное, пропорциональное развитие национальной экономики.
Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики. Достигается это посредством изменения государственных расходов налогов в рамках реализации фискальной политики правительства, направленной на достижение основных макроэкономических целей.
|
|
Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы.
Национальные финансы играют важную роль в расширении государства того потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг па военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружений.
Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывает фискальная политика.