Россия - страна уникальная по расстояниям перевозок и природно-климатическим условиям, поэтому транспортная логистическая система внутри страны - это сложный комплекс инфраструктуры, транспортных средств и организаций. Для решения части задач Правительство РФ готовит проект программы создания специализированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ).
Эти центры будут объединены в единую систему коллективного пользования, действующую на российском и зарубежном рынке информационно-логистических и консалтинговых услуг. Каждый такой центр будет функционировать как независимая от участников перевозок организация, работающая на коммерческой основе. Основными заказчиками услуг ТЛЦ станут грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании. Эти центры будут создаваться в крупных транспортных узлах или административных центрах, где выполняется большой объем операции с грузами и имеются технические, прежде всего телекоммуникационные возможности. В Российской Федерации наряду с уже имеющимися ТЛИ в Санкт-Петербурге и Москве такие центры будут созданы в Новороссийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани. Владивостоке.
|
|
Этот проект осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 гг.".
В Санкт-Петербурге уже функционируют и активно развиваются ЛЦ, созданные Октябрьской железной дорогой, Северо-Западным таможенным управлением (СЗТУ) ГТК РФ, АО «Пулково», компаниями Шогистик-Норд», «Транском-Интер», «Балтийские транспортные системы» (БТС), ассоциациями автотранспортных предприятий и экспедиторов, коммерческими структурами типа «Союзконтракт», «Юниленд», «Неско» и другими. Эти ЛЦ формируют рыночные цены на предоставляемые ими транспортно-логистические услуги практически без участия и контроля городских властей. В результате большинство потребителей (грузоотправителей, грузополучателей, торговых посредников, коммерческих структур) не удовлетворены качеством и стоимостью транспортно-экспедиторских и складских услуг, таможенного сервиса, которые далеки от мировых стандартов. Поэтому важнейшими задачами формируемых ЛС должны быть координация работы ЛЦ и посредников в регионе, сертификация и квотирование их услуг, экспертиза проектов ЛЦ, информационной и терминальной инфраструктуры под управлением региональных органов и администрацией субъектов РФ в регионе.
В то же время уже созданные и эффективно функционирующие ЛЦ (отраслевые, ведомственные, корпоративные и другие) должны использоваться в качестве опорных для отработки транспортных и информационных логистических технологий, являясь базовыми ЛЦ РТЛС.
|
|
Специалисты работают над реализацией ряда совместных проектов по организации интермодальных перевозок грузов. Примером может служить работа по созданию системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии в рамках международного проекта TEDIM. Разработка этой программы началась пять лет назад по инициативе Финляндии при активном участии Германии и России. Проекты TEDIM способствуют повышению эффективности, надежности и безопасности транспортировки товаров между Европейским союзом и Российской Федерацией. Кроме того, TEDIM одобрен в качестве одного из стратегических проектов по развитию глобальной логистики и транспортной сети в регионе.
В качестве примера отраслевого ЛЦ можно привести Центр автотранспортной логистики (ЦАЛ) Санкт-Петербурга, созданный и эффективно функционирующий на базе 29-го Конструкторско-технологического центра.
В качестве примера эффективно функционирующего корпоративного ЛЦ, на базе которого можно отрабатывать логистические информационные и транспортные технологии в РТЛС, рассмотрим компанию БТС.
Компания «Балтийские Транспортные Системы» является транспортной компанией, обслуживающей суда, прибывающие на причалы Васильевского острова Санкт-Петербурга, т.е. Балтийский завод и Морской Вокзал. Компания имеет лицензии и оказывает следующие виды транспортно-логистичееких услуг:
1. Портовое агентирование.
2. Погрузочно-разгрузочные работы (стивидорные).
3. Транспортное экспедирование.
4. Декларантское обслуживание.
5. Предоставление таможенного склада временного хранения.
6. Фрахтование судов и грузов.
БТС является совладельцем и генеральным агентом, совместной с немецкой компанией «Посейдон», линии «TransRussiaExpress», соединяющей Санкт-Петербург и Киль (Германия), и генеральным грузовым и пассажирским агентом линии NTL, соединяющей Санкт-Петербург и Оксельзунд (Швеция). В настоящий момент БТС обрабатывает семь судозаходов в неделю.