В качестве затратных подходов в формировании цены продукции (услуг) предприятий гостиничного комплекса можно выделить:
- расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль";
- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль ".
Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.
Данный подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий гостиничного бизнеса он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что гостиничные предприятия при определении цены на свою продукцию и услуга ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае расчет цены продукции описывается в виде следующей формулы:
|
|
Ц3.п = с/с + Ппр
где Ц3 п - цена продукции, представленная по методу "средние издержки
плюс прибыль";
с/с - полная себестоимость продукции;
Ппр - предполагаемая прибыль.
Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив (3 от себестоимости, т.е. вводится коэффициент (β (β х с/с). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в следующем виде:
Цз.п= с/с + Ппр = С/С + β х с/с = с/сх (1+р)
Такой подход является для предприятия достаточно простым и понятным. Во-первых, предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены. Определяя цены по издержкам, предприятию не приходится слишком часто их корректировать в зависимости от изменения спроса. Во-вторых, если другие предприятия гостиничного комплекса применяют такой же подход в формировании цен, то они работают примерно на одинаковых ценах, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.
В социалистической экономике затратный подход в ценообразовании был в какой-то мере оправдан, т.к. управление экономикой осуществлялось централизованно. При этом норматив р, который законодательно устанавливался к себестоимости продукции (услуг) и определял величину прибыли, не должен был превышать 20% (β ≤20%). Но даже при полном централизованном управлении экономикой данный подход не мог сыграть положительной роли в развитии не только предприятия, но и государства в целом. Поскольку каждое предприятие для того, чтобы увеличить свою прибыль, стремилось, с одной стороны, устанавливать данный норматив на уровне двадцати процентов, а с другой, увеличивать свои совокупные затраты. Как видно из приведенной выше формулы такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибыли, но не стимулировало их эффективно использовать ресурсы.
|
|
Метод "средние издержки плюс прибыль" при своей кажущейся логичности имеет ряд значительных недостатков, которые необходимо учитывать при функционировании гостиничных предприятий.
Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к данному товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий гостиничной индустрии, поскольку спрос на данные виды товаров (услуг) зависит от множества факторов и подвержен значительным колебаниям. Одним из определяющих факторов, влияющих на спрос на гостиничные услуги, является сезонность. И, в-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т.е. уровень предложения подобных услуг на рынке.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Данный подход в ценообразовании также базируется на основе издержек. При его осуществлении предприятию гостиничного комплекса необходимо произвести разделение затрат на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль предприятия. Такой подход в ценообразовании предприятия предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение из них
наилучшей цены, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому его еще называют целевым ценообразованием. Данный подход подробно описан в параграфе и является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается гостиничный рынок.