Введение. 5 Обращается внимание на скрытую полярность своего, соб­ственного

5 Обращается внимание на скрытую полярность своего, соб­ственного. Глубже значения физической и юридической принад­лежности эти понятия несут смысл подлинного, родового, род­ного, интимного, т. е. такого, что не находится во владении лица, а, наоборот, владеет им. Нестабильность юридической принадлеж­ности, особенно дающая о себе знать при революции, широкой реформе общества, войне, объясняется прежде всего растущим напором сущностного ощущения собственности. Эксперимент советского семидесятилетия был перекошенной попыткой осу­ществить гегелевское требование свободы собственности, т. е. ее освобождения от юридической закрепленности за «пустым господином», в Марксовой трактовке. Новейший российский капиталистический эксперимент, призванный исправить юриди­ческий нигилизм предшествующих десятилетий, также обречен на неудачу из-за неспособности хотя бы поставить вопрос о существе собственности, прежде всего земельной.

Классическая философская мысль (например у Платона) про­следила свое, собственное до его нередуцируемых корней в роде, благе (добре), самости. На ту же исходную укорененность ука­зывает этимологический анализ соответствующих слов в разных языках. Современное смещение смысла своего, собственного от сущностного к поверхностно-юридическому мешает осознать вну­треннее напряжение этих понятий, но не ослабляет подспудную энергию их имманентной полярности. Предвидение новых пери­петий собственности, понятой чисто формально, не представляет поэтому труда. Захват мира как явное покорение его пространства не перестает быть захватом мира как тайным диктатом непрояс­ненного ближайшего над сознанием. Мир как свой и в качестве та­кого широко открытый остается по своей сути неуловим. Свобода возможна только с возвращением к своему в смысле собственного как настоящего.

1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: