5 Обращается внимание на скрытую полярность своего, собственного. Глубже значения физической и юридической принадлежности эти понятия несут смысл подлинного, родового, родного, интимного, т. е. такого, что не находится во владении лица, а, наоборот, владеет им. Нестабильность юридической принадлежности, особенно дающая о себе знать при революции, широкой реформе общества, войне, объясняется прежде всего растущим напором сущностного ощущения собственности. Эксперимент советского семидесятилетия был перекошенной попыткой осуществить гегелевское требование свободы собственности, т. е. ее освобождения от юридической закрепленности за «пустым господином», в Марксовой трактовке. Новейший российский капиталистический эксперимент, призванный исправить юридический нигилизм предшествующих десятилетий, также обречен на неудачу из-за неспособности хотя бы поставить вопрос о существе собственности, прежде всего земельной.
Классическая философская мысль (например у Платона) проследила свое, собственное до его нередуцируемых корней в роде, благе (добре), самости. На ту же исходную укорененность указывает этимологический анализ соответствующих слов в разных языках. Современное смещение смысла своего, собственного от сущностного к поверхностно-юридическому мешает осознать внутреннее напряжение этих понятий, но не ослабляет подспудную энергию их имманентной полярности. Предвидение новых перипетий собственности, понятой чисто формально, не представляет поэтому труда. Захват мира как явное покорение его пространства не перестает быть захватом мира как тайным диктатом непроясненного ближайшего над сознанием. Мир как свой и в качестве такого широко открытый остается по своей сути неуловим. Свобода возможна только с возвращением к своему в смысле собственного как настоящего.
|
|
1995