Да Нет Иногда |
1. Меня все интересует с первого Да Нет Смотря по взгляда обстоятельствам
2. У меня есть интересы помимо основного занятия
3. В свободное время у меня тоже есть
серьезные дела (общественная работа, Нет Время от времени
. Да
спорт и т.п.)
Да Нет Иногда |
4. Я стараюсь расширить ту область,
которой занимаюсь
Некоторые темы меня интересуют
5. Я всегда хочу знать больше обо Да Нет
всем
1 См.: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., 1991. С. 55-61.
Глава V. Психология подростка и старшего школьника
6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию 7. Читать для меня... |
II. 1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца 2. Я заканчиваю то, что начал 3. Неудача меня обескураживает |
4. Неудача побуждает к размышлениям 5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями III. Честолюбие Возмож-1. В профессии для меня важно... |
Да | Нет | Иногда |
Необ-ходи- | Скука | Удовольствие |
мость | ||
Упорство | ||
Да | Нет | Зависит от цел |
Да | Нет | Иногда |
т Нет | Да | Я смеюсь над этим |
Да | Нет | Немного задумываюсь |
Да |
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь 3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную 4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы 5. Я люблю встречи и дискуссии 6. Я люблю коллективную работу IV. И з о б р е 1. Я размышляю о механизмах мышления 2. Меня интересует устройство прибора, которым пользуюсь 3. Я представляю, как можно его улучшить 4. Думаю, что у меня умелые руки |
Нет Время от времени
|
|
ность твор- | Спокойст- | Хорошая зарплата |
чества | вие | |
Да | Нет | Вызывает лишь интерес |
Да | Нет | Все зависит от выигрыша |
Да | Нет | Надо, чтобы меня заставили |
Очень | Нет | Умеренно |
Да | Нет | Могу приспособиться |
Да | Нет | Иногда, если Вынужден |
Да | Нет | Иногда |
Да | Нет | Иногда |
Нет |
Да |
Кое-что умею
План-задание для самостоятельной работы
l | 12 | 11з | | 4 |
5. Меня интересует логика в | Очень | Не | Предпочитаю |
рассуждениях | заду-мыва-юсь над этим | занимательность | |
6. Размышляя, я готов отказаться отсвоих старых представлений | Если убежден | Иногда | Этослишком трудно |
V. Мои с и л ь н ы е | стороны | ||
1. Здоровье позволяет мне напряженно работать | Да | Нет | Умеренно |
2. В общем, мне везет | Да | Нет | Иногда |
3. Моя память... | Хорошая | Плохая | Средняя |
4. Меня привлекает необычное | Да | Нет | Если это касается моих интересов |
5. Я убежден в ценности | Да | Нет | В некоторой |
квалификации | степени | ||
6. Я выбрал профессию... | По при- | Случайно | Из практических соображений |
званию | |||
7. Я люблю мечтать и | Да | Нет | Иногда |
фантазировать | |||
8. Не люблю одиночества | Да | Нет | Немного |
9. Люблю размышлять в уединении | Да | Нет | Зависит от ситуации |
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот | Да | Нет | Не всегда успешно |
Анализ результатов. Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального. Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.
|
|
Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.
216 Глава V. Психология подростка и старшего школьника
Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.
Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.
Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких личностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.
1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений.
2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины, технологии и др.
3. Нарушитель границ. Д л я него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексными проблемами, на стыке наук.
4. Независимый. Умеет противостоять с л о ж и в ш и м с я традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и методам работы.
5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть
План-задание для самостоятельной работы 217
достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предсказать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное качество фантазера — способность подниматься над реальностью.
6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, с о всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам, обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты, вроде поворота северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий, имеют общий недостаток: узость профессионального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.
|
|
7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.
8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.
9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.
10. Синтезатор. От него требуется умение за к о н к р е т н ы м и част
ностями разглядеть общие закономерности.
Все эти качества объединим в понятие «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:
открыватель — методист,
созидатель - потребитель,
нарушитель — «патриот»,
независимый - конформист,
фантазер — педант,
системщик — «зашоренный»,
разрушитель — охранитель,
искатель — догматик,
диалектик — прямолинейный,
синтезатор — интерпретатор.
В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и
218 Глава V. Психология подростка и старшего школьника
теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.
Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.
Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.
Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — систем-щ и к — педант».
|
|
Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В заключение скажем, что к работе с применением описанных методик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схеме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способности; г) л и ч н ы е качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требования к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда подростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменившемся мире. *
I