Ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы:
«+» — 2 балла;
«=» — 1 балл;
«—»; «?» — 0 баллов.
Баллы суммируются по следующим шкалам:
«жизнеобеспечение» (Ж),
«комфорт» (К),
«социальный статус» (С),
«общение» (О),
«общая активность» (Д),
«творческая активность» (ДР),
«социальная, полезность» (ОД).
Ключ к шкалам
Шкала «жизнеобеспечение» (Ж) - 1а, б; 2 а; З а; 4 е; 5а; 6 з; 8а; 10 д; 11а; 12 а.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 4,54= %.
Шкала «комфорт» (К) — 2 б, в; 3 б; 4 з; 5 б, в; 7 а; 9 а; 11 б, в; 12 в.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 9,09 = %.
Шкала «социальный статус» (С) — 1е; 2 г; 7 в, г; 8 в, з; 9 в, г, е; 10 г; 11 д; 12 д, е.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 3,84 = %.
Шкала «общение» (О) — 1в; 2 д; З в; 4 б; 6 в; 7 б, з; 8 б,'г; 9 д, з; 10 а; 11г; 12 в.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 3,57 = %.
Шкала «общая активность» (Д) — 1г, з; 4 а, г; 5 з; 6 а, б, г; 7 д; 9 б; 10 в; 12 з.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 4,16 = %.
Шкала «творческая активность» (ДР) — 1ж, з; 2е, ж; Зж; 4д; 5д, е; 6е; 7е, ж; 8д, ж; 10ж; 11з,12г.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 3,12 = %.
|
|
Шкала «социальная полезность» (ОД) — 1д; 2з; З г, д; 4.в, ж; 5 г, ж; 6 ж; 8 е; 9 ж; 10 б, е; 11е, ж; 12ж.
Перевод в проценты Σ (сумма баллов) х 3,12 = %.
Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, а сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует рабочую направленность личности.
Затем строятся мотивационные профили, при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы.
Выводы
Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) — по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль.
4.7. Методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» [20]
Методика Е.Б.Фанталовой предназначена для распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использованы терминальные ценности, выделенные М. Рокичем.
Инструкция
На специальном бланке предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. Вы должны дважды произвести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз — по «ценности» (матрица 1) и второй раз — по доступности (матрица 2).
Примечание. Процедуру исследования можно упростить и проводить не методом парного ранжирования, а методом субъективных оценок «ценности» и «доступности», например, по 10-балльным шкалам. «ценность» и «доступность» можно заменить на «важность» и «реальность» или «необходимость» и «возможность».