Музыка порядка

Начнем мы вновь с функционального уровня, следовательно, с того самого уровня восприятия, где музыка поначалу воздействует на нашу вегетативную нервную систему.

Врач и музыкальный терапевт Алекс Понтуик в самом начале (40-е годы) своей деятельности построил работу на музыке Иоганна Себастьяна Баха. Сегодня эта музыка с ее точной структурой ритма и звука предлагается в качестве примера постоянства, то есть надежности и безопасности. Таковым было мнение Пон- туика и К. Г. Юнга, считавших музыку Баха «разговором с Богом».

Мы же в современной музыкальной терапии так далеко не заходим. В сегодняшнем музыковедении музыка Баха эпохи барокко рассматривается едва ли не как все самое революционное, мятежное, тревожащее душу и сердце.

Всяк кому не лень пользуется возможностью описать воздействие ритма на человеческую душу, опираясь на аналитические категории. Правда, в терапии музыка раннего и позднего барокко (где найдутся еще более четко структурированные музыкальные произведения, чем даже музыка Баха; взять того же Телемана или Генделя) успешно используется и сейчас. Исходят из того, что выведенный из равновесия человек может вновь обрести покой благодаря определенной музыке (барокко, преимущественно Бах). «В совершенной музыке есть свои подводные рифы. Она столь совершенна, что выводит из равновесия», — шутил Понтуик. Эта мудрость, до сих пор кажущаяся мне несколько спорной, и по сей день так и эдак интерпретируется (хотя в эпоху Баха тоже «трепетали» перед «авангардом», и больше всех сам Иоганн Себастьян). Это во-первых.

А во-вторых, «совершенного» равновесия душевных сил просто не существует в природе. Наши внутренние мотивы постоянно находятся в движении — со всеми своими весьма размытыми границами и разнообразнейшими акцентами. Исходя из этого, может определяться психическое здоровье-нездоровье как расплывчатые границы между нашим внутренним действием и противодействием в смысле уравновешивающих элементов. Болезнь означает, что одна из сил перевешивает другие, фиксирует, сдерживает их — или, наоборот, все разом выпускает на волю...

Как Бах обычно помогает при лечении нарушений сердечной деятельности или в обретении душевного равновесия, так и функциональная музыка может иногда отлично помочь человеку. Хорошая музыка для аэробики иногда действует даже эффективнее, чем музыка Баха (потому что оживленная энергичная музыка сообщает пациенту, что можно начать танцевать, а это доставляет удовольствие практически всем. А Бах нам никогда не скажет напрямую, можно под уже звучащую музыку танцевать и радоваться или нет).

Но отчего же музыка Баха или вообще вся музыка барокко действует как сила принуждения?

Музыка, которую большинство моих «в меру невротических» пациентов называют музыкой «порядка», прямой противоположностью «хаоса», может быть описана с помощью понятий темпоритма и гораздо реже — понятий аранжировки, динамики, всего того, что лишь усиливает впечатление равновесия. Но что означает время и как оно проявляется в музыке?

Поскольку отвечать на данный вопрос нам придется с музыкально-психотера- певтических позиций, я хочу предложить вам отрывок из лекции психотерапевта Гертруд Лоос «Размышления о ритме», ставшей впоследствии основой для ее книги «Игровое пространство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: