Для правильной оценки специалистами основных показателей, значимых для дальнейшего успешного развития детской речи, необходимо максимально использовать возможности динамического наблюдения близкими за ребенком в естественных условиях жизни.
При беседе с родителями, специалисты, как правило, обращают особое внимание на следующие моменты:
· Характер преобладающих реакций на голод, болевые ощущения, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительное пронзительное орание, общая вялость и пассивность), а также неожиданные сенсорные раздражители - резкий звук, яркий блик (вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций).
· Появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или ассимметричность, вялость, смазанность.
· Начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета, или прислушиваясь к новому звуку на фоне других).
|
|
· «Оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого).
· Наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого (лежа на спине, ребенок совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног).
· Характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует.
· Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).
Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:
1. время появления начальных голосовых реакций, похожих на гуление,
2. истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной самостимуляции со стороны ребенка,
3. особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции,
4. первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас,
5. монотонность/выразительность, напевность гуления, его длительность.
Особое значение для оценки нервно-психического развития ребенка группы риска в 3 месяца детским неврологом имеют следующие показатели:
1. Зрительное сосредоточение ребенка на лице говорящего с ним взрослого (продолжительность 5-10 с.)
2. Проявление у ребенка комплекса оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).