Способностей

В основе развития двигательных способностей лежат задатки. За­датки можно охарактеризовать как биологическую структуру, возни­кающую по генетическим законам развития организма и влияющую на его морфологические, функциональные особенности, психическое развитие человека, формирование двигательных способностей. Гене­тическая программа предопределяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надеж­ность, а также половые различия. Реализация генетической програм­мы зависит от влияний факторов внешней среды. Для детей дошколь­ного возраста основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная актив­ность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых и хрониче­ских заболевания, климато-географические условия. Так, голодание ребенка первых недель и месяцев жизни может привести к уменьше­нию веса мозга, его функциональных возможностей в последующие периоды жизни. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, приводит к торможению роста.

Только во взаимодействии с факторами внешней среды задан­ные предпосылки развития могут оказаться включенными в форми­рование двигательных способностей, развитие которых происходит до границ, обусловленных генотипом. Это связано с понятием «нор­ма реакции», под ней понимается степень изменения признаков организма в различных условиях среды, ограниченная генетически­ми пределами, может быть узкой (незначительность изменений) и широкой (большие изменения). По отношению к двигательным спо­собностям это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон их развития у различных детей одного и того же возраста под вли­янием одних и,тех же физических нагрузок. Например, темпы при­роста гибкости у мальчиков с 4 до 5 лет, оцениваемой по тесту наклон туловища вперед, составил у А. 8,0%, у Б. — 14,4% при одинаковом исходном уровне в 4 года.


К методам определения наследственной обусловленности при­знаков относят: генеалогический метод — изучают родословные; ци-тогенетический метод — анализируют наследственный материал клеток; популяционный метод — исследуют врожденные изменения организма в изолированных группах населения (на отдельных ост­ровах, в труднодоступных лесах, горах и пр.); близнецовый метод — сравнивают монозиготных близнецов. Изучение, по каким призна­кам и насколько сохранилось сходство близнецов, позволяет сделать вывод о влиянии факторов внешней среды и степени генетической обусловленности признаков на разных этапах возрастного развития.

Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с воз­растом. По мере обогащения человека жизненным опытом и зна­ниями роль наследственного фактора уменьшается. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды.

Периоды снижения генетического контроля и повышенной чув­ствительности отдельных признаков организма к средовым влияни­ям, в том числе педагогическим, называются сенситивными (чувст­вительными). В эти периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития той или иной двигательной способности, воз­можны наибольшие темпы ее прироста. Поэтому говорят о нерав­номерности, т. е. величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды, и гетерохронности (разновременности) в раз­витии двигательных способностей. Это связано с неравномерностью формирования отдельных органов и систем организма ребенка. Дан­ную закономерность П.К.Анохин объясняет необходимостью изби­рательного и ускоренного созревания тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма. На фо­не неравномерности развития отдельных органов и систем организ­ма наблюдаются качественные скачки, затрагивающие все органы и системы (на 1, 3—4, 5—7 годах).

Наследственная обусловленность тотальных размеров тела у детей дошкольного возраста все время возрастает от новорожден­ное™ к младшему, а затем к старшему дошкольному и школьному возрасту. Периодом низкой наследственной обусловленности мор­фологических признаков следует считать внутриутробный период. По данным Б. А. Никитюка (2000), отмечается следующая тенден­ция: в годы активного Солнца внутриутробный рост тормозится, ребенок рождается с небольшими размерами тела, наоборот, в пе­риод спокойного Солнца эти процессы активированы и рождаются



Теоретические основы физической культуры дошкольников

дети более крупных размеров. Иная картина характерна для уровня наследственной обусловленности развития двигательных способно­стей. Высокая наследственная обусловленность развития движений отмечается на 1-м году жизни ребенка. Использование внешнего стимулирования моторного развития не убыстряет сроков проявле­ния естественных движений ребенка (например, овладение ходьбой). В возрасте 3—7 лет показатель Хольцингера (Н), определяющий гене­тическую долю в общем развитии организма, составил 48,0—83,0%, что значительно превосходит генетическую детерминированность двигательных функций у детей школьного возраста (Н = 13,3— 44,5%). Таким образом, природа защищает становление естествен­ных форм движений и развитие двигательных способностей ребенка от нежелательных средовых воздействий. Причина «генетической за­щищенности» двигательных функций у детей дошкольного возрас­та — их морфофункциональная несформированность, недозрелость. Поэтому природа создает препятствия на пути возможных средовых воздействий, способных исказить становление моторных качеств ре­бенка. Отсюда следует вывод о малой эффективности «школьной идеологии» физического воспитания в дошкольный период жизни. Влияние наследственности (Н) на двигательные способности че­ловека представлены в таблице 2.

Таблица 2

Генетическая обусловленность развития двигательных способностей (по А. К. Москатовой, 1983)

№ п/п Показатели Н (%) 80
  Скорость двигательной реакции
Z Теппинг-тест  
  Скорость элементарных движений  
Скорость спринтерского бега  
  Максимальная статическая сила  
  Взрывная сила  
  Координация движений рук  
  Суставная подвижность (гибкость)  
  Локальная мышечная выносливость  
  Общая выносливость  

Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

13 структуре двигательных способностей выделяют морфологи­ческие, психофизиологические, психические, биохимические, био­механические, личностные и др. компоненты. Так, например, ско­ростные и силовые способности зависят от силы процессов возбуж­дения и скорости — проведения нервных импульсов, соотношения белых и красных мышечных волокон.

Наибольшая наследственная обусловленность выявлена для мор­фологических показателей, меньшая для функциональных и на­именьшая для психических признаков.

Готовность организма ребенка к разным видам двигательной дея­тельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяется уровнем созревания соответствующих функцио­нальных систем. Существует определенная последовательность фор­мирования механизмов, участвующих в управлении движениями ре­бенка. Период 1—4 мес характеризуется неспособностью к организа­ции произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса и несформированности зрительно-двигательной функциональной сис­темы; 5 мес—1 год — период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и становления вертикальной позы, харак­теризуется плохой координацией произвольных движений; 1—2 го­да — характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса активности мышц-антагонистов. В 3—6 лет про­граммирование произвольных движений и их текущий контроль осу­ществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи. В 5—6 лет происходит переход к те­кущему контролю за точностью движения на базе проприоцептивной обратной связи. В 7—9 лет программирование произвольных движе­ний и их текущий контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе проприоцептивной обратной свя­зи. В этот возрастной период хорошо развита способность к форми­рованию пространственной программы движения. Таким образом, объективным показателем развития двигательной функции у детей дошкольного возраста является координация движений. С развитием точности и скорости связано совершенствование большинства движе­ний. С повышением возраста детей решающее значение в усвоении произвольных движений имеет накопленный ими двигательный опыт. В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие двига­тельных способностей, связанное с расширением объема движений ребенка. Второй период активного развития двигательных способно­стей приходится на возраст от 5 до 7 лет.





Теоретические основы физической культуры дошкольников

Характеристика двигательных способностей

В настоящее время принято различать шесть основных видов дви­гательных способностей: 1 — быстрота (скоростные способности); 2 — скоростно-силовые способности; 3 — выносливость; 4 — лов­кость и координационные способности; 5 — мышечная сила (силовые способности); 6 —- гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином «скоростные спо­собности».

Различают элементарные формы скоростных способностей и комплексные.

К элементарным формам относят:

• время простой двигательной реакции — ответ заранее опреде­
ленным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся
сигнал;

• скорость одиночного движения — перемещение одного и того
же звена тела на заданное расстояние с минимальной затратой
времени;

• темп движений — максимальное количество движений, выпол­
ненных за определенный промежуток времени;

• способность к быстрому началу движения (резкость).
К комплексным формам относят:

• способность быстро набирать скорость со старта;

• способность к сохранению высокого уровня дистанционной ско­
рости;

• способность быстро переключаться с одних действий на другие.
Все эти формы проявления скоростных способностей относи­
тельно независимы друг от друга.

Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей до­школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и бы­строй сменой процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению пре­дельных, максимальных усилий. Чаще всего проявления быстроты наблюдаются в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми (например, бег на скорость), но в некоторых случаях


["лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

быстрота движения создает условия, облегчающие его выполнение («летящая» походка малыша, удержание равновесия на бревне и т. п.). Скоростные способности детей лучше всего проявляются в играх. К продолжительным скоростным нагрузкам дошкольники приспособлены плохо.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и по­движности нервных процессов. Соответственно, умеренно развивают­ся различные показатели быстроты — время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений.

Время простой двигательной реакции на свет в 2—3 года состав­ляет 0,6—0,8 сек, к возрасту 5—7 лет это время сокращается до 0,3— 0,4 сек, но оно еще вдвое превышает величины у взрослых. Сокра­щение времени реакции неодинаково для различных групп мышц, а величины этого показателя зависят от врожденных свойств нерв­ной системы детей, их индивидуально-типологических особенно­стей. Наиболее высокие темпы прироста результатов в латентном премени двигательной реакции отмечены у мальчиков с 3 до 4 лет, у девочек с 3 до 5 лет.

Около 20—25% 6—7-летних здоровых детей характеризуются низ­кой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медли­тельные» дети. Хотя они имеют общее развитие, соответствующее воз­растным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2—3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми. Такие дети могут усваивать лишь ту информацию, которая подается в мед­ленном темпе (с интервалами в 2 сек), и теряют в среднем около 60% информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 0,5 сек). На на­грузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением серд­цебиений и дыхания, эмоциональной напряженностью. У них замед­лена обучаемость двигательным навыкам, более низкий (на 20—30%) темп движений, затруднены переключения движений по скорости, направлению, форме. При их обучении следует избегать сложных дви­гательных программ, трудного выбора в условиях дефицита времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.

Скорость одиночных движений различна для разных мышечных групп. В 4—5 лет она больше для проксимальных частей конечно­стей, чем дистальных. С 6—7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4—5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6—7 лет нарастает скорость движений пальцев.





Теоретические основы физической культуры дошкольников

Темп движений постепенно растет в дошкольном возрасте. Осо­бенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.

Повышение темпа движений связано с ростом подвижности нервных процессов, лабильности нервных центров, скорости разви­тия возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волокнах, а также с увеличением скорости расслабления мышц. Это влияет на скорость бега.

У детей 3—7 лет самая низкая скорость бега зафиксирована на дистанции 10 м, на дистанции 20 м скорость выше и самые высокие показатели во всех возрастных группах установлены в беге на 30 м (табл. 3).

Таблица 3

Результаты скорости бега у детей 3—7лет на дистанциях 10, 20 и 30 м (по Э. С. Вилъчковскому, 1983)

Возраст, годы Пол Скорость на дистанции, м/с
10 м (X) 20 м (X) 30 м (X)
  м 2,62 2,76 2,91
д 2,46 2,53 2,62
  м 2,85 3,07 3,12
д 2,70 2,83 2,93
  м 3,22 3,58 3,82
д 3,02 3,30 3,36
  м 3,48 3,92 3,97
д 3,28 3,68 3,79
  м 3,68 4,35 4,40
д 3,61 4,19 4,25

На дистанции 10 м дошкольники достигают максимальной ско­рости лишь в конце ее, на последних 2—3 метрах. Пробегая отрезки 20 м и 30 м, дети преодолевают большую часть этих дистанций с мак­симальной скоростью, что влияет на средний результат скорости бега.

Наибольший прирост скорости бега отмечен у мальчиков в пе­риод с 4 до 5 лет, а у девочек от 6 до 7 лет.

Существенную роль в достижении максимальной скорости бега играют: динамическая сила, гибкость и особенно владение техникой данного движения.


["лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

Наибольшие темпы прироста во всех показателях быстроты от­мечены у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным.

Скоростно-силовые способности определяют проявления силы в минимально короткий промежуток времени. Скоростно-силовые способности имеют непосредственное значение для проявления бы­строты движений.

Скоростно-силовые способности ребенка развиваются постепен­но, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости акти­вации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, воз­можности их синхронизации. Взрывная сила проявляется у до­школьников в показателях бросков, прыжков, метания.

Тест прыжки на месте толчком двумя ногами за 5 секунд харак­теризует скоростно-силовые способности дошкольников. Результаты дошкольников в период от 3 до 7 лет увеличились всего на 16,6% у мальчиков и девочек. В 3 года у детей обоего пола прыжки на месте за 5 секунд составили в среднем 12 раз, в 7 лет — 14 раз. Наиболь­ший прирост в результатах прыжка в длину с места у мальчиков и девочек зафиксирован в период с 6 до 7 лет.

Следует отметить, что дошкольникам, особенно младших возраст­ных групп, не всегда удается реализовать свои возможности путем максимальной мобилизации мышечных усилий в короткое время.

Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. В практике физической культуры выделяют 2 ос­новных вида выносливости — общую (аэробную) и специальную. Под общей выносливостью понимают способность человека дли­тельно выполнять физическую работу с оптимальной функциональ­ной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма. Выносливость по отношению к конкретному виду дея­тельности называют специальной. Средствами развития обшей вы­носливости являются упражнения, вызывающие максимальную про­изводительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Детям дошкольного возраста более всего свойственна общая выносливость, но они не отличаются высоким уровнем ее развития. Она проявля­ется при выполнении длительной малоинтенсивной работы. Вынос­ливость детей 7-летнего возраста составляет 60—70% от выносливо­сти 10-летних детей.

Предпосылки для развития специальной выносливости развиты в дошкольном возрасте еще меньше, чем для аэробной.




Теоретические основы физической культуры дошкольников


лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...



Координационные способности. Объективным показателем разви­тия двигательной функции дошкольников является координация дви­жений. Последовательность формирования механизмов, участвующих в управлении движениями ребенка, была рассмотрена в предыдущем разделе.

Долгое время для характеристики координационных возможно­стей человека при выполнении двигательных действий применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов в специальной литературе стали использовать термин «координационные способности». Эти понятия не равнозначны.

Н. А. Бернштейн (1991, с. 267) дал определение ловкости и вы­делил ее существенные признаки: «Ловкость есть способность дви-гательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшею двигательною задачей:

а) правильно (т. е. адекватно и точно),

б) быстро (т. е. скоро и споро),

в) рационально (т. е. целесообразно и экономично) и находчиво
(т. е. изворотливо и инициативно)».

Ловкость выступает как интегральное проявление координаци­онных способностей. Ю. Ф. Курамшин (2003) выделил различия между координационными способностями и ловкостью. Коорди­национные способности проявляются во всех видах деятельности, связанной с управлением согласованностью и соразмерностью дви­жений и с удержанием позы, а ловкость — в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемое™ дви­жений.

Проявления координационных способностей многообразны, поэтому выделяют 3 основные группы:

— способности точно соразмерять и регулировать пространст­
венные, временные и динамические параметры движений;

— способности поддерживать статическое и динамическое рав­
новесие;

— способность к мышечному расслаблению.
Координационные способности рассматривают как ведущую

функцию моторного развития детей дошкольного возраста. В ка­честве средств развития координационных способностей приме­няют физические упражнения, в которых присутствует хотя бы частичная необычность для занимающихся, новизна и обуслов­ленные этим неординарные требования к координации движений.


Особенно ценны в этом отношении комбинации упражнений из гимнастики, подвижных игр.

В двигательной деятельности различные координационные спо­собности проявляются в сложном взаимодействии.

Точность пространственных и силовых характеристик, оценивае­мая по прыжку с гимнастической скамейки с приземлением в обозна­ченное место, увеличивается с возрастом. Наибольший прирост ре­зультатов зафиксирован у мальчиков и девочек в период с 3 до 4 лет. Во всех возрастных группах (кроме детей 5 лет) девочки показали более высокие результаты. У детей 7 лет точность приземления, по сравнению с 3-летними, увеличивается на 16,8% у мальчиков и на 11,3% у девочек.

Точность попадания в горизонтальную и вертикальную цели улучшается с возрастом. Во всех возрастах мальчики имеют значи­тельное преимущество в точности бросков. Наибольший прирост результата отмечается в период от 6 до 7 лет у детей обоего пола.

В возрасте 5—6 лет ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.

Показатели статического и динамического равновесия у детей от 4 до 7 лет улучшаются. Наиболее интенсивное развитие способности поддерживать равновесие отмечается в 5 лет.

Дети 5—6 лет находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год.

Ловкость накапливается с двигательным опытом, каждый новый усвоенный двигательный навык повышает уровень развития ловкости.

Более ловким может считаться тот ребенок, который легче и в более короткие сроки осваивает новые движения и умеет быстрее преобразовывать их (т.е. менять способы действия) в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.

Развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жизни детей чрезвычайно активно. Ловкость лежит в основе улуч­шения качества выполнения движения ребенком, усвоения его тех­ники. Она обусловлена все большим подчинением действий детей контролю сознания: у детей формируется умение регулировать на­чало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность, осмысленно выбирать способы действий, наиболее подходящие для решения определенной задачи. Все это содействует улучшению ориентировки детей в пространстве, что так важно для



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...



общего развития, активизации их умственной и сенсорной дея­тельности.

Ловкость менее других способностей обусловлена генетически и относится к наиболее тренируемым.

Развитие ловкости у детей обусловлено созреванием высших от­делов мозга (особенно третичных полей коры больших полушарий), совершенствованием центральной регуляции моторных функций (налаживание регуляции мышц-антагонистов, межмышечной коор­динации и пр.), улучшением функций скелетных мышц (более бы­строе развертывание механических реакций при возбуждении мы­шечных волокон и др.).

Темпы развития ловкости и координационных способностей в разных видах их проявления у детей дошкольного возраста различ­ны. Однако более сложные в координационном отношении движе­ния девочки осваивают быстрее, чем мальчики (за исключением метания).

В структуре основных двигательных способностей у детей 3—6-лет­него возраста ловкость составляет 52—57%.

Мышечная сила. Способности преодолевать внешнее сопротив­ление или противодействовать ему посредством мышечных напря­жений называют силовыми. Учитывая зависимость внешне прояв­ляемой механической силы от массы собственного веса тела, выпол­няющего действие, различают абсолютную силу и относительную.

Абсолютная сила характеризует максимальные силовые показа­тели, замеренные каким-либо способом, например динамометром. Относительная сила человека — это отношение показателей аб­солютной силы к весу собственного тела. При прочих равных усло­виях (у людей одного и то же возраста, пола, примерно одинакового уровня физической подготовленности и т.д.) внешне проявляемая сила по абсолютному показателю тем больше, чем больше вес соб­ственного тела, а по относительному — тем больше (в сопоставимых условиях), чем меньше вес тела.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдель­ных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных во­локон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. В раз­личных мышечных группах прирост мышечной массы, изменение со­става волокон и мышечной силы происходят неравномерно.

Средние величины относительной силы детей дошкольного воз­раста составляют 1,5—1,8 условных единиц. Это означает, что ребе-


нок-дошкольник в состоянии поднимать вес, превышающий вес его собственного тела.

Относительная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6—7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребенка начинает увеличиваться.

К основным режимам работы мышц относят: 1. Динамический: а) сила работающей мышцы проявляется при ее удлинении — усту­пающий характер работы; б) сила работающей мышцы проявляется при уменьшении ее длины — преодолевающий характер работы; 2. Статический (длина мышцы существенно не меняется): а) «актив­ный» характер напряжения; б) «пассивный» характер напряжения --при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу; 3. Стати-ко-динамический — при изменении и длины и напряжения мышц.

Различают следующие типы силовых способностей: собственно силовые и силовую выносливость (статическую и динамическую). Собственно силовые способности проявляются в относительно медлен­ных движениях с большими внешними отягощениями и при мы­шечных напряжениях статического типа, например медленное под­нимание тела из положения лежа на спине в положение сидя, рас­тягивание в стороны пружины эспандера, удержание набивного мяча в поднятых руках, согнутых ног при висе на гимнастической стенке и т. п.

На протяжении дошкольного возраста сила кистей рук увеличи­вается более чем в два раза у мальчиков (правой — на 242%, левой — на 241,6%) и у девочек (соответственно на 202,4% и 242,6%). При этом нарастание силы правой и левой руки происходит параллельно.

Во всех возрастных группах показатели силы у мальчиков не­сколько выше, чем у девочек. У мальчиков различие в силе правой и левой кисти более значительно, чем у девочек. Это объясняется спецификой игровой деятельности (упражнения в метании предме­тов, специфические строительные игры и двигательные действия).

У дошкольников сила мышц туловища развита больше, чем мышц конечностей. За период от 4 лет до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5—2 раза.

С 6—7 лет наиболее значительно развивается сила мышц — разги­бателей туловища, бедра и мышц стопы. У девочек к 7—9 годам сила мышц — разгибателей туловища ниже, чем у мальчиков. Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц-сгибателей над разгиба­телями затрудняют у дошкольников сохранение выпрямленных поз.



Теоретические основы физической культуры дошкольников

Им трудно долго сидеть с прямой спиной, сохранять вертикальную позу стоя дольше двух минут. В 6—7 лет наибольшую силу имеют мышцы — сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. От­сутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осан­ки, искривлению позвоночника при систематическом положении ре­бенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отя­гощениях приводит к развитию плоскостопия.

От 4 до 7 лет нарастание максимальной силы почти не сопро­вождается изменениями ее относительного показателя. Причинами этого являются несовершенство нервной регуляции и функциональ­ная незрелость мотонейронов.

Силовая выносливость характеризуется продолжительным удер­жанием заданного уровня мышечных напряжений. Силовая вынос­ливость мышц, обеспечивающих сохранение требуемой позы во время движений, характеризует динамическую силовую выносливость дошкольников.

Статическая силовая выносливость при поддержании статиче­ских поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия не рекомендуются до­школьникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления.

В большей степени развитие силы обусловливается необходи­мостью формирования у ребенка способности проявлять незначи­тельные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия.

Гибкость (подвижность в суставах) — это способность выпол­нять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфо-функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. Различают активную и пассив­ную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гиб­кость — это способность выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т. д.). По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах).

В отличие от других двигательных способностей показатель по­движности позвоночного столба у детей 3—7 лет не имеет четкой тенденции к постепенному увеличению с возрастом (табл. 4).


лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

Таблица 4

Возрастные изменения подвижности позвоночного столба у детей дошкольного возраста (по Э. С. Вильчковскому, 1983)

Возраст, годы Пол Наклон туловища вперед, см(X)
  М д 5,72 6,73
  м д 5,79 7,04
  м д 6,72 5,57
  м д 5,62 7,47
  м д 5,34 6,69

Периоды активизации темпов прироста сменяются периодами стабилизации, затем наблюдается снижение, которое переходит на новый этап прироста.

У детей 4—6 лет резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть наруше­ния осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и по­звоночного столба.

В период от 3 до 7 лет гибкость в тазобедренных суставах у до­школьников нарастает: при отведении правой ноги — на 18,4% у мальчиков и на 24,4% у девочек, при отведении левой ноги — со­ответственно на 14,9% и 17,2%.

Изменения показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно, оно связано с развитием тех мышечных групп, которые обеспечивают движения.

Наибольший прирост показателей гибкости наблюдается у 6-лет­них детей.

Период от 4 до 6 лет является наиболее благоприятным для ин­тенсивного развития большинства двигательных способностей.

Таким образом, в дошкольном возрасте особенно эффективно совершенствовать координационные способности, ловкость и эле­ментарные формы быстроты.


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Индивидуальные особенности проявления двигательных способностей дошкольников

Двигательные способности дошкольников формируются и раз­виваются в различных видах двигательной деятельности, в процессе обучения и воспитания Чем меньше возраст ребенка, тем более ин-тегративно они проявляются. С возрастом двигательные способно­сти дифференцируются, повышается их специфичность. Только к завершению подросткового периода складываются определенные типы моторного развития, характеризующиеся выделением ведущей способности. Она отличается от других более высоким уровнем раз­вития.

Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода. Слишком слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие. При этом необходимо учитывать не только календарный, но и биологи­ческий возраст, которые могут не совпадать. Биологический возраст у дошкольников определяется по параметрам физического развития и пропорциям тела, окостенению скелета, темпам смены зубов. Вы­деляют три группы детей: нормального физического развития, за­медленного (ретарданты), ускоренного (акселераты). Различают гар­моничную и негармоничную акселерацию и ретардацию. Гармонич­ная акселерация отмечается, когда ребенок по всем показателям опережает сверстников на 1—2 года (при отставании по всем пока­зателям это явление носит название гармоничной ретардации). Не­гармоничная акселерация наблюдается при опережении в развитии по одному или нескольким показателям (при отставании — негар­моничная ретардация). Сенситивные периоды развития двигатель­ных способностей у детей с замедленным, ускоренным и нормаль­ным физическим развитием различны.

Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей у мальчиков и девочек различны. Наследственная обусловленность роста и развития организма, двигательных способностей у девочек в дошкольном возрасте выше, чем у мальчиков. Половые различия про­являются также в особенностях обменных процессов, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. От начала внутриутробного развития до полового созревания темпы рос­товых процессов в среднем выше у мальчиков. Вместе с тем скорость


Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

созревания скелета после 2—3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, кото­рое прослеживается по всем физиологическим системам.

Диапазон индивидуальных проявлений двигательных способно­стей зависит не только от половой принадлежности ребенка, но и от типа конституции. В.Ю.Давыдов (1995) выявил, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большой степени зависят от типа их конституции. В своем исследовании он использовал тради­ционную для русской антропологической школы схему В. Г. Штефко и А. Д. Островского, по которой типы конституции подразделяются на астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жи­ровой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.

Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жиз­ненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально раз­витая мускулатура. Форма спины прямая,- живот прямой, эпига-стральный угол прямой, форма ног нормальная.

Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышеч­ной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и вы­сокими плечами, прямой спина и эпигастральным уголом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастраль­ным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженны­ми жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.

В каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, диге-стивному) результаты мальчиков действительно лучше результатов де­вочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о резуль­татах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м ре­зультаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.



Теоретические основы физической культуры дошкольников

Гибкость также в значительной степени зависит от типа консти­туции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают луч­шие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у пред­ставителей мышечного типа конституции. Например, в 3 года эти мальчики показывают лучший результат, чем девочки дигестивного типа в 4 года — лучший, чем девочки астеноидного типа.

Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у маль­чиков, и у девочек самый незначительный прирост — у представи­телей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой — у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).

В упражнении «подъем туловища» с 3 до 6 лет в каждой консти­туциональной группе результаты мальчиков лучше результатов дево­чек. Однако во все годы (с 3 до 6 лет) девочки мышечного типа выигрывают у мальчиков дигестивного типа.

Опираясь на средние показатели бега на выносливость у до­школьников, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет ре­зультаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодолен­ному расстоянию превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжитель­ности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся резуль­таты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая более 7 км.

В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость от­мечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300 м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.

Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на развитие других способностей. Наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте элементарные формы бы­строты, координационные способности и ловкость. На фоне их це­ленаправленного формирования будут естественно развиваться си­ловые способности и выносливость, реальные предпосылки для раз­вития которых появляются в период полового созревания организма.

Более эффективным для улучшения общефизической подготов­ки дошкольников является применение упражнений, выполнение которых требует комплексного проявления быстроты, ловкости, вы-


носливости, силы, по сравнению со средствами, направленными на развитие лишь одного из указанных качеств.

Развитие двигательных способностей дошкольников необходимо осуществлять во взаимосвязи с формированием рациональных спосо­бов выполнения основных движений: ходьбы, бега, прыжков и т. д.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи решает образование дошкольников в области

физической культуры?

2. На каких принципах строится образование дошкольников в

области физической культуры?

3. Какие средства используются в физическом воспитании до­
школьников?

4. Как можно классифицировать методы, применяемые на заня­
тиях физическими упражнениями с дошкольниками?

5. В чем проявляются особенности формирования двигательных
навыков у детей дошкольного возраста?

6. В чем проявляются особенности развития скоростных способ­
ностей у детей дошкольного возраста?

7. В чем проявляются особенности развития силовых способно­
стей у детей дошкольного возраста?

8. В чем проявляются особенности развития координационных
способностей у детей дошкольного возраста?

9. В чем проявляются особенности развития гибкости у детей
дошкольного возраста?

Литература

1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсе-
вич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

2. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей /
Э. С. Вильчковский. — Киев: Здоров'я, 1983.— 208 с.

3. Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных
способностей // Теория и практика физической культуры.— 1993. —

№5, 6. С. 41.

4. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.:
Просвещение, 1978.— 271 с.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций
мозга ребенка / М.М.Кольцова.— М.: Педагогика, 1973.— 144 с.


дошкольников


6. Москатова А. К. Влияние генетических и средовых факторов
ТиоШфЖ М°ТОрНЫХ способностей / А. К. Москатова. - М.:

7. Никитюк Б. А. Интеграция знаний в науке о человеке (Совре­
менная интегративная антропология) / Б. А. Никитюк — М:
СпортАкадемПресс, 2000. — 440 с.

8. Сологуб Е. Б. Спортивная генетика: Учеб. пособие / Е Б Со­
логуб, В. А. Таймазов. - М.: Терра-Спорт, 2000.- 127 с.

9. Солодков А. С. Возрастная физиология: Учеб пособие /
А. С. Солодков, Е.Б.Сологуб. - СПб.: Изд-во СПбГАФК
им. П.Ф.Лесгафта, 2001.— 187 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспита­
ния и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова - М •
Академия, 2001.— 368 с. '

1,л I!" JeopiM и методика физической культуры: Учебник / Под ред Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

12. Физическое воспитание и развитие дошкольников- Учеб по­
собие / Под ред. С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

13. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной актив­
ности / Н.А.Фомин, Ю.В.Вавилов.— М.: ФиС, 1991.— 224 с.


ГЛАВА 4 ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Психология физической культуры дошкольников является одной из дисциплин, с помощью которой формируется профессио­нальное мастерство специалиста по физической культуре дошколь­ников. Она помогает правильно определять содержание и методы педагогического процесса по физической культуре, адекватно вос­принимать особенности отдельных детей, рационально организовы­вать их деятельность в процессе занятий физическими упражнения­ми, правильно организовывать свою деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установле­ния взаимопонимания с детьми.

4.1. Психологическая характеристика специалиста по физической культуре дошкольников

Успешность любых мероприятий в области физической культу­ры, эффективность физкультурных занятий в значительной степени зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их про­фессиональной подготовки, отношения к делу.

Личность педагога, его авторитет перед детьми играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше — в воспитании. Авторитет руководителя физического воспитания более всего опре­деляется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного, проявлять гибкость, находить оптимум в отношениях с воспитанниками.

К числу профессиональных психологических способностей спе­циалиста по физической культуре дошкольников можно отнести:

• наличие мотивации к работе на своем поприще и удовлетворен­
ность такой работой, оптимальное психическое и физическое
состояние,

• способность прогнозировать,

• творческие способности,

• личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию
у обучаемых,


Теоретические основы физической культуры дошкольников

• типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и

уравновешенностью основных нервных процессов.

Однако и среди весьма успешных специалистов по физической культуре, проявивших в этом деле неплохие способности, есть также представители слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно.

Профессиональная педагогическая подготовленность специали­ста по физической культуре предполагает также наличие у него осо­бого психологического такта, позволяющего понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопо­нимания, взаимного доверия.

Стили руководства педагогов, организующих различные формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками, существен­но отличаются. Можно выделить несколько стилей: авторитарный, демократический, либеральный.

Представитель авторитарного стиля не считается с мнением ок­ружающих. Вольно или невольно такой педагог сковывает инициативу детей, т. к. они являются только исполнителем его замыслов. Свои решения представитель авторитарного стиля выражает в форме указа­ний, инструкций, выговоров, благодарностей. Он мало считается с межличностными отношениями в группе. Данный стиль приемлем лишь в отдельных случаях, на небольшой период времени, например когда руководимая педагогом группа недисциплинированна, неорга­низованна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений.

Демократический стиль руководства оптимален для реализации принципов развивающего обучения, в том числе и в области физи­ческой культуры. Такой педагог более доступен детям, они чувству­ют себя с ним свободно и легко идут на контакт. Вербальное обще­ние с детьми строится на просьбах, советах, доверительной интона­ции. Педагоги данного стиля более адекватно, чем представители авторитарного стиля, оценивают положительные и отрицательные стороны своих воспитанников. Специалист по физической культуре, использующий такой стиль руководства, видит смысл деятельности не только в контроле и координации действий детей, но и в воспи­тании у них творческих способностей, самостоятельности.

Либеральный стиль характеризуется предоставлением детям большей свободы действий, притом не оправданной во многих слу­чаях. Педагоги, использующие данный стиль, из-за недостаточной требовательности и принципиальности не могут организовать и на­править деятельность детей.


Глава 4. Психология физической культуры дошкольников

4.2. Дошкольники как объект деятельности специалиста по физической культуре

Ребенок индивидуален, сложен, своеобразен с рождения, он имеет генетически обусловленную конституцию и психические тен­денции.

Когда мы говорим об индивидуальности ребенка, следует пом­нить, что динамика его поведения и деятельности может зависеть от многих причин: мотивации, уровня овладения знаниями, уме­ниями, навыками, от способностей, состояний и много другого. Но при этом есть устойчивые, относительно независимые от пере­численных выше факторов динамические особенности, обуслов­ленные врожденными свойствами нервной системы, проявляющие­ся у ребенка с раннего возраста в самых разнообразных видах его деятельности.

Человек является представителем биологического вида, поэтому он имеет общие свойства с животными в протекании биохимиче­ских, физиологических и даже психических процессов (например, таких как ощущение, восприятие, память). У человека, как и у вы­сокоразвитых животных, имеются биологические потребности — в пище, двигательной активности и т. п. Биологическая сущность че­ловека и находит отражение в понятии «индивид».

Особенностью индивида является природная (генетически обу­словленная) основа многих присущих ему свойств и способностей. Биологическая организация имеет большое, но не решающее значе­ние для его поведения, эффективности деятельности. Человек все-гаки социальное существо, и его социальная сущность находит от­ражение в понятии «личность». Важно отметить, что неправомерно рассматривать человека как сумму двух независимых друг от друга факторов — биологического и социального — или односторонне переходить к пониманию человека («человек — чистая доска, среда напишет на ней все, что захочет» или «заранее предопределено, каким человек будет!»). Педагогу важно помнить, что природное и социальное в ребенке образуют единство и не могут быть механи­чески противопоставлены друг другу. Природные свойства человека консервативны, поэтому преодоление, например, отрицательных черт характера, базирующихся на этих свойствах, потребует от пе­дагога длительных и правильно методически организованных уси-пий. Социальные свойства человека менее консервативны (напри­мер, мотивы, установки).




[49


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Психология физической культуры дошкольников



4.2.1. Сферы личности дошкольника

В отечественной психологии, педагогике, теории и методике физической культуры существуют различные подходы к рассмотре­нию структуры личности человека. Воспользуемся тем, в котором выделяются следующие сферы личности:

1. Двигательная (моторная);

2. Психическая:

• мотивационная;

• интеллектуальная;

• эмоциональная;

• волевая.

Мотивационная сфера личности дошкольника. Данная сфера ха­рактеризуется ценностями, мотивами, потребностями, целями и ин­тересами ребенка. Важно отметить, что мотив — это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает фор­мироваться под влиянием возникающих у человека потребностей. Потребности чаще всего делят на 4 группы:

• биологические (потребность в пище, движении, избегание угро­
зы и т. п.);

• духовные (потребность в познании себя и окружающей среды, в
творчестве);

• социальные (потребности в общении, в признании другими
людьми и т. п.);

• материальные (потребность в одежде, в игрушках и т.п.).

С развитием человека все большую роль должны приобретать духовные и социальные потребности. У каждого человека, и у ре­бенка в частности, существует определенная иерархия потребностей. Педагогу важно знать, какие потребности являются у дошкольника ведущими.

Появление потребности влечет за собой целую цепь событий, вследствие этого возникает побуждение к поиску выхода из создав­шейся ситуации. Между потребностями и целями нет однозначно­сти. Это значит, что одна и та же потребность может быть удовле­творена достижением различных целей. Например, ребенок, жела­ющий самоудовлетвориться, будет выбирать для этого различные цели: или выполнить упражнение правильнее и быстрее всех, или толкнуть слабого мальчика или девочку. С другой стороны, одна и та же цель может удовлетворять разные потребности. Например,


девочка хочет научиться прыгать на скакалке, потому что это очень увлекательно и интересно или потому, что все подружки уже очень хорошо прыгают.

Мотивы посещения физкультурных занятий у дошкольников могут быть следующие: учебный (познавательный), социальный (по­нимание значимости деятельности), позиционный (утверждение в коллективе сверстников), игровой, внешний (по обязанности).

В дошкольном возрасте у детей наблюдается высокий интерес к двигательной деятельности, основанный на их биологической по­требности в движении. В то же время важно знать, что уже с 5 лет у девочек и с 7 лет у мальчиков наблюдается стабильное снижение интереса к занятиям физическими упражнениями.

Интеллектуальная сфера личности дошкольника. Интеллект — это ум, свойство личности, готовность человека к усвоению, сохра­нению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к ра­зумному поведению. Интеллект связан со многими психическими процессами (ощущением и восприятием, памятью, мышлением, во­ображением), которые называются познавательными.

Существенным этапом в формировании психических функций ребенка является возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности.

Дошкольный период неоднороден по характеру мозговой орга­низации психических процессов. В этот период происходят сущест­венные изменения процесса восприятия. Следует отметить, что в 3—5 лет система восприятия носит определенные черты незрело­сти — при ознакомлении с новыми, незнакомыми предметами еще сохраняется тесная взаимосвязь восприятия через двигательные ощущения, а при обучении двигательным навыкам — подражатель­ные рефлексы.

С формированием механизмов восприятия тесно связано и раз-питие механизмов организации других компонентов познавательной деятельности, и прежде всего внимания. Внимание, как и воспри­ятие, является сложноорганизованной системой, включающей моз­говые структуры разного уровня. Высшим звеном этой системы яв-ияются лобные отделы коры.

Внимание у дошкольников неустойчиво, ответные реакции но­сят эмоциональный характер, дети быстро утомляются. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и на-ныки ребенка вначале очень непрочны. Внимание базируется на принципе удовольствия, непосредственном предпочтении. Принцип





Теоретические основы физической культуры дошкольников

удовольствия является важным фактором развития психической жизни ребенка, оказывая стимулирующее действие. Функциональ­ная роль эмоциональной активации, стремление к впечатлениям, состоит в поддержании интереса и внимания к стимулу для облег­чения его восприятия и анализа. Учитывая эти особенности, важно отметить, что занятия с детьми дошкольного возраста должны иметь сильную эмоциональную окраску для развития интереса, а значит, и развития внимания и процессов восприятия.

Одной из отличительных особенностей занятий физическими упражнениями является активная двигательная эмоционально насы­щенная деятельность детей. Наибольшая устойчивость внимания у детей наблюдается во время игр. Игровая деятельность является ве­дущей в дошкольном возрасте, кроме того, она вызывает большой интерес. С помощью игр можно проводить успешное совершенст­вование многих упражнений, входящих в программу. Детей можно приучить согласованно действовать, помогать товарищам, быть вни­мательными.

Память в 3—4-летнем возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой цели запомнить какие-либо слова или объекты. Он запоминает как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоцио­нально окрашены. Постепенно с 4—5 лет в процессе игровой дея­тельности, под влиянием взрослых начинают формироваться про­стые формы произвольной памяти — непосредственное произволь­ное запоминание. Физиологической основой развития произвольной памяти является становление мозговых механизмов внимания и дальнейшее формирование процесса восприятия.

В программировании и текущем контроле сложных двигательных актов у детей 3—6 лет основную роль играют зрительные сигналы, на основе которых формируются зрительно-двигательные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: