В основе развития двигательных способностей лежат задатки. Задатки можно охарактеризовать как биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития организма и влияющую на его морфологические, функциональные особенности, психическое развитие человека, формирование двигательных способностей. Генетическая программа предопределяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность, а также половые различия. Реализация генетической программы зависит от влияний факторов внешней среды. Для детей дошкольного возраста основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых и хронических заболевания, климато-географические условия. Так, голодание ребенка первых недель и месяцев жизни может привести к уменьшению веса мозга, его функциональных возможностей в последующие периоды жизни. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, приводит к торможению роста.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей, развитие которых происходит до границ, обусловленных генотипом. Это связано с понятием «норма реакции», под ней понимается степень изменения признаков организма в различных условиях среды, ограниченная генетическими пределами, может быть узкой (незначительность изменений) и широкой (большие изменения). По отношению к двигательным способностям это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон их развития у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и,тех же физических нагрузок. Например, темпы прироста гибкости у мальчиков с 4 до 5 лет, оцениваемой по тесту наклон туловища вперед, составил у А. 8,0%, у Б. — 14,4% при одинаковом исходном уровне в 4 года.
К методам определения наследственной обусловленности признаков относят: генеалогический метод — изучают родословные; ци-тогенетический метод — анализируют наследственный материал клеток; популяционный метод — исследуют врожденные изменения организма в изолированных группах населения (на отдельных островах, в труднодоступных лесах, горах и пр.); близнецовый метод — сравнивают монозиготных близнецов. Изучение, по каким признакам и насколько сохранилось сходство близнецов, позволяет сделать вывод о влиянии факторов внешней среды и степени генетической обусловленности признаков на разных этапах возрастного развития.
Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. По мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями роль наследственного фактора уменьшается. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды.
Периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим, называются сенситивными (чувствительными). В эти периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития той или иной двигательной способности, возможны наибольшие темпы ее прироста. Поэтому говорят о неравномерности, т. е. величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды, и гетерохронности (разновременности) в развитии двигательных способностей. Это связано с неравномерностью формирования отдельных органов и систем организма ребенка. Данную закономерность П.К.Анохин объясняет необходимостью избирательного и ускоренного созревания тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма. На фоне неравномерности развития отдельных органов и систем организма наблюдаются качественные скачки, затрагивающие все органы и системы (на 1, 3—4, 5—7 годах).
Наследственная обусловленность тотальных размеров тела у детей дошкольного возраста все время возрастает от новорожденное™ к младшему, а затем к старшему дошкольному и школьному возрасту. Периодом низкой наследственной обусловленности морфологических признаков следует считать внутриутробный период. По данным Б. А. Никитюка (2000), отмечается следующая тенденция: в годы активного Солнца внутриутробный рост тормозится, ребенок рождается с небольшими размерами тела, наоборот, в период спокойного Солнца эти процессы активированы и рождаются
Теоретические основы физической культуры дошкольников
дети более крупных размеров. Иная картина характерна для уровня наследственной обусловленности развития двигательных способностей. Высокая наследственная обусловленность развития движений отмечается на 1-м году жизни ребенка. Использование внешнего стимулирования моторного развития не убыстряет сроков проявления естественных движений ребенка (например, овладение ходьбой). В возрасте 3—7 лет показатель Хольцингера (Н), определяющий генетическую долю в общем развитии организма, составил 48,0—83,0%, что значительно превосходит генетическую детерминированность двигательных функций у детей школьного возраста (Н = 13,3— 44,5%). Таким образом, природа защищает становление естественных форм движений и развитие двигательных способностей ребенка от нежелательных средовых воздействий. Причина «генетической защищенности» двигательных функций у детей дошкольного возраста — их морфофункциональная несформированность, недозрелость. Поэтому природа создает препятствия на пути возможных средовых воздействий, способных исказить становление моторных качеств ребенка. Отсюда следует вывод о малой эффективности «школьной идеологии» физического воспитания в дошкольный период жизни. Влияние наследственности (Н) на двигательные способности человека представлены в таблице 2.
Таблица 2
Генетическая обусловленность развития двигательных способностей (по А. К. Москатовой, 1983)
№ п/п | Показатели | Н (%) 80 |
Скорость двигательной реакции | ||
Z | Теппинг-тест | |
Скорость элементарных движений | ||
Скорость спринтерского бега | ||
Максимальная статическая сила | ||
Взрывная сила | ||
Координация движений рук | ||
Суставная подвижность (гибкость) | ||
Локальная мышечная выносливость | ||
Общая выносливость |
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
13 структуре двигательных способностей выделяют морфологические, психофизиологические, психические, биохимические, биомеханические, личностные и др. компоненты. Так, например, скоростные и силовые способности зависят от силы процессов возбуждения и скорости — проведения нервных импульсов, соотношения белых и красных мышечных волокон.
Наибольшая наследственная обусловленность выявлена для морфологических показателей, меньшая для функциональных и наименьшая для психических признаков.
Готовность организма ребенка к разным видам двигательной деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяется уровнем созревания соответствующих функциональных систем. Существует определенная последовательность формирования механизмов, участвующих в управлении движениями ребенка. Период 1—4 мес характеризуется неспособностью к организации произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса и несформированности зрительно-двигательной функциональной системы; 5 мес—1 год — период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и становления вертикальной позы, характеризуется плохой координацией произвольных движений; 1—2 года — характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса активности мышц-антагонистов. В 3—6 лет программирование произвольных движений и их текущий контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи. В 5—6 лет происходит переход к текущему контролю за точностью движения на базе проприоцептивной обратной связи. В 7—9 лет программирование произвольных движений и их текущий контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе проприоцептивной обратной связи. В этот возрастной период хорошо развита способность к формированию пространственной программы движения. Таким образом, объективным показателем развития двигательной функции у детей дошкольного возраста является координация движений. С развитием точности и скорости связано совершенствование большинства движений. С повышением возраста детей решающее значение в усвоении произвольных движений имеет накопленный ими двигательный опыт. В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие двигательных способностей, связанное с расширением объема движений ребенка. Второй период активного развития двигательных способностей приходится на возраст от 5 до 7 лет.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Характеристика двигательных способностей
В настоящее время принято различать шесть основных видов двигательных способностей: 1 — быстрота (скоростные способности); 2 — скоростно-силовые способности; 3 — выносливость; 4 — ловкость и координационные способности; 5 — мышечная сила (силовые способности); 6 —- гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином «скоростные способности».
Различают элементарные формы скоростных способностей и комплексные.
К элементарным формам относят:
• время простой двигательной реакции — ответ заранее опреде
ленным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся
сигнал;
• скорость одиночного движения — перемещение одного и того
же звена тела на заданное расстояние с минимальной затратой
времени;
• темп движений — максимальное количество движений, выпол
ненных за определенный промежуток времени;
• способность к быстрому началу движения (резкость).
К комплексным формам относят:
• способность быстро набирать скорость со старта;
• способность к сохранению высокого уровня дистанционной ско
рости;
• способность быстро переключаться с одних действий на другие.
Все эти формы проявления скоростных способностей относи
тельно независимы друг от друга.
Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей дошкольного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстрой сменой процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий. Чаще всего проявления быстроты наблюдаются в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми (например, бег на скорость), но в некоторых случаях
["лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
быстрота движения создает условия, облегчающие его выполнение («летящая» походка малыша, удержание равновесия на бревне и т. п.). Скоростные способности детей лучше всего проявляются в играх. К продолжительным скоростным нагрузкам дошкольники приспособлены плохо.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты — время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений.
Время простой двигательной реакции на свет в 2—3 года составляет 0,6—0,8 сек, к возрасту 5—7 лет это время сокращается до 0,3— 0,4 сек, но оно еще вдвое превышает величины у взрослых. Сокращение времени реакции неодинаково для различных групп мышц, а величины этого показателя зависят от врожденных свойств нервной системы детей, их индивидуально-типологических особенностей. Наиболее высокие темпы прироста результатов в латентном премени двигательной реакции отмечены у мальчиков с 3 до 4 лет, у девочек с 3 до 5 лет.
Около 20—25% 6—7-летних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Хотя они имеют общее развитие, соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2—3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми. Такие дети могут усваивать лишь ту информацию, которая подается в медленном темпе (с интервалами в 2 сек), и теряют в среднем около 60% информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 0,5 сек). На нагрузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением сердцебиений и дыхания, эмоциональной напряженностью. У них замедлена обучаемость двигательным навыкам, более низкий (на 20—30%) темп движений, затруднены переключения движений по скорости, направлению, форме. При их обучении следует избегать сложных двигательных программ, трудного выбора в условиях дефицита времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.
Скорость одиночных движений различна для разных мышечных групп. В 4—5 лет она больше для проксимальных частей конечностей, чем дистальных. С 6—7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4—5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6—7 лет нарастает скорость движений пальцев.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Темп движений постепенно растет в дошкольном возрасте. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.
Повышение темпа движений связано с ростом подвижности нервных процессов, лабильности нервных центров, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волокнах, а также с увеличением скорости расслабления мышц. Это влияет на скорость бега.
У детей 3—7 лет самая низкая скорость бега зафиксирована на дистанции 10 м, на дистанции 20 м скорость выше и самые высокие показатели во всех возрастных группах установлены в беге на 30 м (табл. 3).
Таблица 3
Результаты скорости бега у детей 3—7лет на дистанциях 10, 20 и 30 м (по Э. С. Вилъчковскому, 1983)
Возраст, годы | Пол | Скорость на дистанции, м/с | ||
10 м (X) | 20 м (X) | 30 м (X) | ||
м | 2,62 | 2,76 | 2,91 | |
д | 2,46 | 2,53 | 2,62 | |
м | 2,85 | 3,07 | 3,12 | |
д | 2,70 | 2,83 | 2,93 | |
м | 3,22 | 3,58 | 3,82 | |
д | 3,02 | 3,30 | 3,36 | |
м | 3,48 | 3,92 | 3,97 | |
д | 3,28 | 3,68 | 3,79 | |
м | 3,68 | 4,35 | 4,40 | |
д | 3,61 | 4,19 | 4,25 |
На дистанции 10 м дошкольники достигают максимальной скорости лишь в конце ее, на последних 2—3 метрах. Пробегая отрезки 20 м и 30 м, дети преодолевают большую часть этих дистанций с максимальной скоростью, что влияет на средний результат скорости бега.
Наибольший прирост скорости бега отмечен у мальчиков в период с 4 до 5 лет, а у девочек от 6 до 7 лет.
Существенную роль в достижении максимальной скорости бега играют: динамическая сила, гибкость и особенно владение техникой данного движения.
["лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
Наибольшие темпы прироста во всех показателях быстроты отмечены у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным.
Скоростно-силовые способности определяют проявления силы в минимально короткий промежуток времени. Скоростно-силовые способности имеют непосредственное значение для проявления быстроты движений.
Скоростно-силовые способности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Взрывная сила проявляется у дошкольников в показателях бросков, прыжков, метания.
Тест прыжки на месте толчком двумя ногами за 5 секунд характеризует скоростно-силовые способности дошкольников. Результаты дошкольников в период от 3 до 7 лет увеличились всего на 16,6% у мальчиков и девочек. В 3 года у детей обоего пола прыжки на месте за 5 секунд составили в среднем 12 раз, в 7 лет — 14 раз. Наибольший прирост в результатах прыжка в длину с места у мальчиков и девочек зафиксирован в период с 6 до 7 лет.
Следует отметить, что дошкольникам, особенно младших возрастных групп, не всегда удается реализовать свои возможности путем максимальной мобилизации мышечных усилий в короткое время.
Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. В практике физической культуры выделяют 2 основных вида выносливости — общую (аэробную) и специальную. Под общей выносливостью понимают способность человека длительно выполнять физическую работу с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма. Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной. Средствами развития обшей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Детям дошкольного возраста более всего свойственна общая выносливость, но они не отличаются высоким уровнем ее развития. Она проявляется при выполнении длительной малоинтенсивной работы. Выносливость детей 7-летнего возраста составляет 60—70% от выносливости 10-летних детей.
Предпосылки для развития специальной выносливости развиты в дошкольном возрасте еще меньше, чем для аэробной.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
Координационные способности. Объективным показателем развития двигательной функции дошкольников является координация движений. Последовательность формирования механизмов, участвующих в управлении движениями ребенка, была рассмотрена в предыдущем разделе.
Долгое время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении двигательных действий применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов в специальной литературе стали использовать термин «координационные способности». Эти понятия не равнозначны.
Н. А. Бернштейн (1991, с. 267) дал определение ловкости и выделил ее существенные признаки: «Ловкость есть способность дви-гательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшею двигательною задачей:
а) правильно (т. е. адекватно и точно),
б) быстро (т. е. скоро и споро),
в) рационально (т. е. целесообразно и экономично) и находчиво
(т. е. изворотливо и инициативно)».
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Ю. Ф. Курамшин (2003) выделил различия между координационными способностями и ловкостью. Координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанной с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с удержанием позы, а ловкость — в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемое™ движений.
Проявления координационных способностей многообразны, поэтому выделяют 3 основные группы:
— способности точно соразмерять и регулировать пространст
венные, временные и динамические параметры движений;
— способности поддерживать статическое и динамическое рав
новесие;
— способность к мышечному расслаблению.
Координационные способности рассматривают как ведущую
функцию моторного развития детей дошкольного возраста. В качестве средств развития координационных способностей применяют физические упражнения, в которых присутствует хотя бы частичная необычность для занимающихся, новизна и обусловленные этим неординарные требования к координации движений.
Особенно ценны в этом отношении комбинации упражнений из гимнастики, подвижных игр.
В двигательной деятельности различные координационные способности проявляются в сложном взаимодействии.
Точность пространственных и силовых характеристик, оцениваемая по прыжку с гимнастической скамейки с приземлением в обозначенное место, увеличивается с возрастом. Наибольший прирост результатов зафиксирован у мальчиков и девочек в период с 3 до 4 лет. Во всех возрастных группах (кроме детей 5 лет) девочки показали более высокие результаты. У детей 7 лет точность приземления, по сравнению с 3-летними, увеличивается на 16,8% у мальчиков и на 11,3% у девочек.
Точность попадания в горизонтальную и вертикальную цели улучшается с возрастом. Во всех возрастах мальчики имеют значительное преимущество в точности бросков. Наибольший прирост результата отмечается в период от 6 до 7 лет у детей обоего пола.
В возрасте 5—6 лет ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.
Показатели статического и динамического равновесия у детей от 4 до 7 лет улучшаются. Наиболее интенсивное развитие способности поддерживать равновесие отмечается в 5 лет.
Дети 5—6 лет находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год.
Ловкость накапливается с двигательным опытом, каждый новый усвоенный двигательный навык повышает уровень развития ловкости.
Более ловким может считаться тот ребенок, который легче и в более короткие сроки осваивает новые движения и умеет быстрее преобразовывать их (т.е. менять способы действия) в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.
Развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жизни детей чрезвычайно активно. Ловкость лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она обусловлена все большим подчинением действий детей контролю сознания: у детей формируется умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность, осмысленно выбирать способы действий, наиболее подходящие для решения определенной задачи. Все это содействует улучшению ориентировки детей в пространстве, что так важно для
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.
Ловкость менее других способностей обусловлена генетически и относится к наиболее тренируемым.
Развитие ловкости у детей обусловлено созреванием высших отделов мозга (особенно третичных полей коры больших полушарий), совершенствованием центральной регуляции моторных функций (налаживание регуляции мышц-антагонистов, межмышечной координации и пр.), улучшением функций скелетных мышц (более быстрое развертывание механических реакций при возбуждении мышечных волокон и др.).
Темпы развития ловкости и координационных способностей в разных видах их проявления у детей дошкольного возраста различны. Однако более сложные в координационном отношении движения девочки осваивают быстрее, чем мальчики (за исключением метания).
В структуре основных двигательных способностей у детей 3—6-летнего возраста ловкость составляет 52—57%.
Мышечная сила. Способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений называют силовыми. Учитывая зависимость внешне проявляемой механической силы от массы собственного веса тела, выполняющего действие, различают абсолютную силу и относительную.
Абсолютная сила характеризует максимальные силовые показатели, замеренные каким-либо способом, например динамометром. Относительная сила человека — это отношение показателей абсолютной силы к весу собственного тела. При прочих равных условиях (у людей одного и то же возраста, пола, примерно одинакового уровня физической подготовленности и т.д.) внешне проявляемая сила по абсолютному показателю тем больше, чем больше вес собственного тела, а по относительному — тем больше (в сопоставимых условиях), чем меньше вес тела.
Абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. В различных мышечных группах прирост мышечной массы, изменение состава волокон и мышечной силы происходят неравномерно.
Средние величины относительной силы детей дошкольного возраста составляют 1,5—1,8 условных единиц. Это означает, что ребе-
нок-дошкольник в состоянии поднимать вес, превышающий вес его собственного тела.
Относительная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6—7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребенка начинает увеличиваться.
К основным режимам работы мышц относят: 1. Динамический: а) сила работающей мышцы проявляется при ее удлинении — уступающий характер работы; б) сила работающей мышцы проявляется при уменьшении ее длины — преодолевающий характер работы; 2. Статический (длина мышцы существенно не меняется): а) «активный» характер напряжения; б) «пассивный» характер напряжения --при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу; 3. Стати-ко-динамический — при изменении и длины и напряжения мышц.
Различают следующие типы силовых способностей: собственно силовые и силовую выносливость (статическую и динамическую). Собственно силовые способности проявляются в относительно медленных движениях с большими внешними отягощениями и при мышечных напряжениях статического типа, например медленное поднимание тела из положения лежа на спине в положение сидя, растягивание в стороны пружины эспандера, удержание набивного мяча в поднятых руках, согнутых ног при висе на гимнастической стенке и т. п.
На протяжении дошкольного возраста сила кистей рук увеличивается более чем в два раза у мальчиков (правой — на 242%, левой — на 241,6%) и у девочек (соответственно на 202,4% и 242,6%). При этом нарастание силы правой и левой руки происходит параллельно.
Во всех возрастных группах показатели силы у мальчиков несколько выше, чем у девочек. У мальчиков различие в силе правой и левой кисти более значительно, чем у девочек. Это объясняется спецификой игровой деятельности (упражнения в метании предметов, специфические строительные игры и двигательные действия).
У дошкольников сила мышц туловища развита больше, чем мышц конечностей. За период от 4 лет до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5—2 раза.
С 6—7 лет наиболее значительно развивается сила мышц — разгибателей туловища, бедра и мышц стопы. У девочек к 7—9 годам сила мышц — разгибателей туловища ниже, чем у мальчиков. Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями затрудняют у дошкольников сохранение выпрямленных поз.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Им трудно долго сидеть с прямой спиной, сохранять вертикальную позу стоя дольше двух минут. В 6—7 лет наибольшую силу имеют мышцы — сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощениях приводит к развитию плоскостопия.
От 4 до 7 лет нарастание максимальной силы почти не сопровождается изменениями ее относительного показателя. Причинами этого являются несовершенство нервной регуляции и функциональная незрелость мотонейронов.
Силовая выносливость характеризуется продолжительным удержанием заданного уровня мышечных напряжений. Силовая выносливость мышц, обеспечивающих сохранение требуемой позы во время движений, характеризует динамическую силовую выносливость дошкольников.
Статическая силовая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления.
В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия.
Гибкость (подвижность в суставах) — это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфо-функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гибкость — это способность выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т. д.). По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах).
В отличие от других двигательных способностей показатель подвижности позвоночного столба у детей 3—7 лет не имеет четкой тенденции к постепенному увеличению с возрастом (табл. 4).
лава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
Таблица 4
Возрастные изменения подвижности позвоночного столба у детей дошкольного возраста (по Э. С. Вильчковскому, 1983)
Возраст, годы | Пол | Наклон туловища вперед, см(X) |
М д | 5,72 6,73 | |
м д | 5,79 7,04 | |
м д | 6,72 5,57 | |
м д | 5,62 7,47 | |
м д | 5,34 6,69 |
Периоды активизации темпов прироста сменяются периодами стабилизации, затем наблюдается снижение, которое переходит на новый этап прироста.
У детей 4—6 лет резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба.
В период от 3 до 7 лет гибкость в тазобедренных суставах у дошкольников нарастает: при отведении правой ноги — на 18,4% у мальчиков и на 24,4% у девочек, при отведении левой ноги — соответственно на 14,9% и 17,2%.
Изменения показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно, оно связано с развитием тех мышечных групп, которые обеспечивают движения.
Наибольший прирост показателей гибкости наблюдается у 6-летних детей.
Период от 4 до 6 лет является наиболее благоприятным для интенсивного развития большинства двигательных способностей.
Таким образом, в дошкольном возрасте особенно эффективно совершенствовать координационные способности, ловкость и элементарные формы быстроты.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Индивидуальные особенности проявления двигательных способностей дошкольников
Двигательные способности дошкольников формируются и развиваются в различных видах двигательной деятельности, в процессе обучения и воспитания Чем меньше возраст ребенка, тем более ин-тегративно они проявляются. С возрастом двигательные способности дифференцируются, повышается их специфичность. Только к завершению подросткового периода складываются определенные типы моторного развития, характеризующиеся выделением ведущей способности. Она отличается от других более высоким уровнем развития.
Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода. Слишком слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие. При этом необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст, которые могут не совпадать. Биологический возраст у дошкольников определяется по параметрам физического развития и пропорциям тела, окостенению скелета, темпам смены зубов. Выделяют три группы детей: нормального физического развития, замедленного (ретарданты), ускоренного (акселераты). Различают гармоничную и негармоничную акселерацию и ретардацию. Гармоничная акселерация отмечается, когда ребенок по всем показателям опережает сверстников на 1—2 года (при отставании по всем показателям это явление носит название гармоничной ретардации). Негармоничная акселерация наблюдается при опережении в развитии по одному или нескольким показателям (при отставании — негармоничная ретардация). Сенситивные периоды развития двигательных способностей у детей с замедленным, ускоренным и нормальным физическим развитием различны.
Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей у мальчиков и девочек различны. Наследственная обусловленность роста и развития организма, двигательных способностей у девочек в дошкольном возрасте выше, чем у мальчиков. Половые различия проявляются также в особенностях обменных процессов, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. От начала внутриутробного развития до полового созревания темпы ростовых процессов в среднем выше у мальчиков. Вместе с тем скорость
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
созревания скелета после 2—3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам.
Диапазон индивидуальных проявлений двигательных способностей зависит не только от половой принадлежности ребенка, но и от типа конституции. В.Ю.Давыдов (1995) выявил, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большой степени зависят от типа их конституции. В своем исследовании он использовал традиционную для русской антропологической школы схему В. Г. Штефко и А. Д. Островского, по которой типы конституции подразделяются на астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.
Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.
Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая,- живот прямой, эпига-стральный угол прямой, форма ног нормальная.
Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спина и эпигастральным уголом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.
Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.
В каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, диге-стивному) результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например, в 3 года эти мальчики показывают лучший результат, чем девочки дигестивного типа в 4 года — лучший, чем девочки астеноидного типа.
Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост — у представителей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой — у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).
В упражнении «подъем туловища» с 3 до 6 лет в каждой конституциональной группе результаты мальчиков лучше результатов девочек. Однако во все годы (с 3 до 6 лет) девочки мышечного типа выигрывают у мальчиков дигестивного типа.
Опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодоленному расстоянию превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся результаты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая более 7 км.
В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость отмечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300 м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.
Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на развитие других способностей. Наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте элементарные формы быстроты, координационные способности и ловкость. На фоне их целенаправленного формирования будут естественно развиваться силовые способности и выносливость, реальные предпосылки для развития которых появляются в период полового созревания организма.
Более эффективным для улучшения общефизической подготовки дошкольников является применение упражнений, выполнение которых требует комплексного проявления быстроты, ловкости, вы-
носливости, силы, по сравнению со средствами, направленными на развитие лишь одного из указанных качеств.
Развитие двигательных способностей дошкольников необходимо осуществлять во взаимосвязи с формированием рациональных способов выполнения основных движений: ходьбы, бега, прыжков и т. д.
Контрольные вопросы
1. Какие задачи решает образование дошкольников в области
физической культуры?
2. На каких принципах строится образование дошкольников в
области физической культуры?
3. Какие средства используются в физическом воспитании до
школьников?
4. Как можно классифицировать методы, применяемые на заня
тиях физическими упражнениями с дошкольниками?
5. В чем проявляются особенности формирования двигательных
навыков у детей дошкольного возраста?
6. В чем проявляются особенности развития скоростных способ
ностей у детей дошкольного возраста?
7. В чем проявляются особенности развития силовых способно
стей у детей дошкольного возраста?
8. В чем проявляются особенности развития координационных
способностей у детей дошкольного возраста?
9. В чем проявляются особенности развития гибкости у детей
дошкольного возраста?
Литература
1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсе-
вич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
2. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей /
Э. С. Вильчковский. — Киев: Здоров'я, 1983.— 208 с.
3. Волков В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных
способностей // Теория и практика физической культуры.— 1993. —
№5, 6. С. 41.
4. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.:
Просвещение, 1978.— 271 с.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций
мозга ребенка / М.М.Кольцова.— М.: Педагогика, 1973.— 144 с.
дошкольников
6. Москатова А. К. Влияние генетических и средовых факторов
ТиоШфЖ М°ТОрНЫХ способностей / А. К. Москатова. - М.:
7. Никитюк Б. А. Интеграция знаний в науке о человеке (Совре
менная интегративная антропология) / Б. А. Никитюк — М:
СпортАкадемПресс, 2000. — 440 с.
8. Сологуб Е. Б. Спортивная генетика: Учеб. пособие / Е Б Со
логуб, В. А. Таймазов. - М.: Терра-Спорт, 2000.- 127 с.
9. Солодков А. С. Возрастная физиология: Учеб пособие /
А. С. Солодков, Е.Б.Сологуб. - СПб.: Изд-во СПбГАФК
им. П.Ф.Лесгафта, 2001.— 187 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспита
ния и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова - М •
Академия, 2001.— 368 с. '
1,л I!" JeopiM и методика физической культуры: Учебник / Под ред Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
12. Физическое воспитание и развитие дошкольников- Учеб по
собие / Под ред. С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
13. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной актив
ности / Н.А.Фомин, Ю.В.Вавилов.— М.: ФиС, 1991.— 224 с.
ГЛАВА 4 ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Психология физической культуры дошкольников является одной из дисциплин, с помощью которой формируется профессиональное мастерство специалиста по физической культуре дошкольников. Она помогает правильно определять содержание и методы педагогического процесса по физической культуре, адекватно воспринимать особенности отдельных детей, рационально организовывать их деятельность в процессе занятий физическими упражнениями, правильно организовывать свою деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимопонимания с детьми.
4.1. Психологическая характеристика специалиста по физической культуре дошкольников
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурных занятий в значительной степени зависят от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отношения к делу.
Личность педагога, его авторитет перед детьми играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше — в воспитании. Авторитет руководителя физического воспитания более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного, проявлять гибкость, находить оптимум в отношениях с воспитанниками.
К числу профессиональных психологических способностей специалиста по физической культуре дошкольников можно отнести:
• наличие мотивации к работе на своем поприще и удовлетворен
ность такой работой, оптимальное психическое и физическое
состояние,
• способность прогнозировать,
• творческие способности,
• личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию
у обучаемых,
Теоретические основы физической культуры дошкольников
• типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и
уравновешенностью основных нервных процессов.
Однако и среди весьма успешных специалистов по физической культуре, проявивших в этом деле неплохие способности, есть также представители слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно.
Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физической культуре предполагает также наличие у него особого психологического такта, позволяющего понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия.
Стили руководства педагогов, организующих различные формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками, существенно отличаются. Можно выделить несколько стилей: авторитарный, демократический, либеральный.
Представитель авторитарного стиля не считается с мнением окружающих. Вольно или невольно такой педагог сковывает инициативу детей, т. к. они являются только исполнителем его замыслов. Свои решения представитель авторитарного стиля выражает в форме указаний, инструкций, выговоров, благодарностей. Он мало считается с межличностными отношениями в группе. Данный стиль приемлем лишь в отдельных случаях, на небольшой период времени, например когда руководимая педагогом группа недисциплинированна, неорганизованна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений.
Демократический стиль руководства оптимален для реализации принципов развивающего обучения, в том числе и в области физической культуры. Такой педагог более доступен детям, они чувствуют себя с ним свободно и легко идут на контакт. Вербальное общение с детьми строится на просьбах, советах, доверительной интонации. Педагоги данного стиля более адекватно, чем представители авторитарного стиля, оценивают положительные и отрицательные стороны своих воспитанников. Специалист по физической культуре, использующий такой стиль руководства, видит смысл деятельности не только в контроле и координации действий детей, но и в воспитании у них творческих способностей, самостоятельности.
Либеральный стиль характеризуется предоставлением детям большей свободы действий, притом не оправданной во многих случаях. Педагоги, использующие данный стиль, из-за недостаточной требовательности и принципиальности не могут организовать и направить деятельность детей.
Глава 4. Психология физической культуры дошкольников
4.2. Дошкольники как объект деятельности специалиста по физической культуре
Ребенок индивидуален, сложен, своеобразен с рождения, он имеет генетически обусловленную конституцию и психические тенденции.
Когда мы говорим об индивидуальности ребенка, следует помнить, что динамика его поведения и деятельности может зависеть от многих причин: мотивации, уровня овладения знаниями, умениями, навыками, от способностей, состояний и много другого. Но при этом есть устойчивые, относительно независимые от перечисленных выше факторов динамические особенности, обусловленные врожденными свойствами нервной системы, проявляющиеся у ребенка с раннего возраста в самых разнообразных видах его деятельности.
Человек является представителем биологического вида, поэтому он имеет общие свойства с животными в протекании биохимических, физиологических и даже психических процессов (например, таких как ощущение, восприятие, память). У человека, как и у высокоразвитых животных, имеются биологические потребности — в пище, двигательной активности и т. п. Биологическая сущность человека и находит отражение в понятии «индивид».
Особенностью индивида является природная (генетически обусловленная) основа многих присущих ему свойств и способностей. Биологическая организация имеет большое, но не решающее значение для его поведения, эффективности деятельности. Человек все-гаки социальное существо, и его социальная сущность находит отражение в понятии «личность». Важно отметить, что неправомерно рассматривать человека как сумму двух независимых друг от друга факторов — биологического и социального — или односторонне переходить к пониманию человека («человек — чистая доска, среда напишет на ней все, что захочет» или «заранее предопределено, каким человек будет!»). Педагогу важно помнить, что природное и социальное в ребенке образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу. Природные свойства человека консервативны, поэтому преодоление, например, отрицательных черт характера, базирующихся на этих свойствах, потребует от педагога длительных и правильно методически организованных уси-пий. Социальные свойства человека менее консервативны (например, мотивы, установки).
[49
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Психология физической культуры дошкольников
4.2.1. Сферы личности дошкольника
В отечественной психологии, педагогике, теории и методике физической культуры существуют различные подходы к рассмотрению структуры личности человека. Воспользуемся тем, в котором выделяются следующие сферы личности:
1. Двигательная (моторная);
2. Психическая:
• мотивационная;
• интеллектуальная;
• эмоциональная;
• волевая.
Мотивационная сфера личности дошкольника. Данная сфера характеризуется ценностями, мотивами, потребностями, целями и интересами ребенка. Важно отметить, что мотив — это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающих у человека потребностей. Потребности чаще всего делят на 4 группы:
• биологические (потребность в пище, движении, избегание угро
зы и т. п.);
• духовные (потребность в познании себя и окружающей среды, в
творчестве);
• социальные (потребности в общении, в признании другими
людьми и т. п.);
• материальные (потребность в одежде, в игрушках и т.п.).
С развитием человека все большую роль должны приобретать духовные и социальные потребности. У каждого человека, и у ребенка в частности, существует определенная иерархия потребностей. Педагогу важно знать, какие потребности являются у дошкольника ведущими.
Появление потребности влечет за собой целую цепь событий, вследствие этого возникает побуждение к поиску выхода из создавшейся ситуации. Между потребностями и целями нет однозначности. Это значит, что одна и та же потребность может быть удовлетворена достижением различных целей. Например, ребенок, желающий самоудовлетвориться, будет выбирать для этого различные цели: или выполнить упражнение правильнее и быстрее всех, или толкнуть слабого мальчика или девочку. С другой стороны, одна и та же цель может удовлетворять разные потребности. Например,
девочка хочет научиться прыгать на скакалке, потому что это очень увлекательно и интересно или потому, что все подружки уже очень хорошо прыгают.
Мотивы посещения физкультурных занятий у дошкольников могут быть следующие: учебный (познавательный), социальный (понимание значимости деятельности), позиционный (утверждение в коллективе сверстников), игровой, внешний (по обязанности).
В дошкольном возрасте у детей наблюдается высокий интерес к двигательной деятельности, основанный на их биологической потребности в движении. В то же время важно знать, что уже с 5 лет у девочек и с 7 лет у мальчиков наблюдается стабильное снижение интереса к занятиям физическими упражнениями.
Интеллектуальная сфера личности дошкольника. Интеллект — это ум, свойство личности, готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению. Интеллект связан со многими психическими процессами (ощущением и восприятием, памятью, мышлением, воображением), которые называются познавательными.
Существенным этапом в формировании психических функций ребенка является возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности.
Дошкольный период неоднороден по характеру мозговой организации психических процессов. В этот период происходят существенные изменения процесса восприятия. Следует отметить, что в 3—5 лет система восприятия носит определенные черты незрелости — при ознакомлении с новыми, незнакомыми предметами еще сохраняется тесная взаимосвязь восприятия через двигательные ощущения, а при обучении двигательным навыкам — подражательные рефлексы.
С формированием механизмов восприятия тесно связано и раз-питие механизмов организации других компонентов познавательной деятельности, и прежде всего внимания. Внимание, как и восприятие, является сложноорганизованной системой, включающей мозговые структуры разного уровня. Высшим звеном этой системы яв-ияются лобные отделы коры.
Внимание у дошкольников неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, дети быстро утомляются. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и на-ныки ребенка вначале очень непрочны. Внимание базируется на принципе удовольствия, непосредственном предпочтении. Принцип
Теоретические основы физической культуры дошкольников
удовольствия является важным фактором развития психической жизни ребенка, оказывая стимулирующее действие. Функциональная роль эмоциональной активации, стремление к впечатлениям, состоит в поддержании интереса и внимания к стимулу для облегчения его восприятия и анализа. Учитывая эти особенности, важно отметить, что занятия с детьми дошкольного возраста должны иметь сильную эмоциональную окраску для развития интереса, а значит, и развития внимания и процессов восприятия.
Одной из отличительных особенностей занятий физическими упражнениями является активная двигательная эмоционально насыщенная деятельность детей. Наибольшая устойчивость внимания у детей наблюдается во время игр. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, кроме того, она вызывает большой интерес. С помощью игр можно проводить успешное совершенствование многих упражнений, входящих в программу. Детей можно приучить согласованно действовать, помогать товарищам, быть внимательными.
Память в 3—4-летнем возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой цели запомнить какие-либо слова или объекты. Он запоминает как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены. Постепенно с 4—5 лет в процессе игровой деятельности, под влиянием взрослых начинают формироваться простые формы произвольной памяти — непосредственное произвольное запоминание. Физиологической основой развития произвольной памяти является становление мозговых механизмов внимания и дальнейшее формирование процесса восприятия.
В программировании и текущем контроле сложных двигательных актов у детей 3—6 лет основную роль играют зрительные сигналы, на основе которых формируются зрительно-двигательные