Специфика коррекции
непродуктивного стиля общения.
Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.
Представим теоретические положения, которые положены в основу психологической коррекции стиля общения. Гармоничное общение человека с миром обусловлено его позитивным отношением к самому себе и к миру - верой в себя, в общественные ценности, в свое собственное совершенство, в позитивную сущность другого человека, лежащую в основе равновесия глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» и ограничивающей установки «я не могу».
Гармония внутреннего мира человека и его внешних партнеров развивается в благоприятных взаимоотношениях, способствующих переживанию чувства доверия и личностной состоятельности, укрепляющих веру в позитивную сущность других людей. В неблагоприятных отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, насыщенных негативными эмоциями, установ ка «я могу» блокируется. Переживаемое при этом чувство беспомощности, «невладения ситуацией» актуализирует установку «я не могу» усиливающую беспокойство, неуверенность в себе. Адекватное восприятие ситуации и партнера подменяется ожиданиями «должного; ограничивающими позитивное видение себя и партнера.
Социальное «ты не можешь» («мы не можем»), возникающее в насыщенных негативными переживаниями отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, порождает интенсивные эмоции страха, стыда, вины, гнева и становится источником конфликта свойственных каждому человеку установок»: хочу и могу» и ограничивающих установок «я хочу, но не могу» Именно поэтому установки «хочу и могу» и «хочу, но не могу» достаточно часто находятся в противоречии: гипертрофированная oограничивающая установка «я не могу» блокирует «я могу», лежащую в основе личностного совершенства; или доминирующая «я могу» не уравновешена социальным регулятором «я не могу». Когда динамическое равновесие установок «могу» и «не могу» нарушается, личность переживает внутренний конфликт, который рам или поздно становится межличностным.
Конфликт установок «я могу - я не могу» и переживаемые при этом негативные эмоции становятся причиной дисгармонии в общении и эмоционально-рефлексивного закрепощения личности.
Исследование, доказавшее состоятельность этих положений, позволило разработать систему психологической коррекции непродуктивного стиля общения.
Структура
процесса психологической коррекции.
Начнем рассмотрение особенностей психокоррекции общения с определения его основных целей, среди которых можно выделить:
§ эмоционально-рефлексивное освобождение личности;
§ овладение потенциалами продуктивного стиля общения.
Их реализация требует осознания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.
При этом усилия психолога направлены на решение пяти основных задач:
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины,
обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.
Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов:
§ анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента;
§ развития позитивного отношения к миру;
§ расширения самосознания;
§ восстановления позитивной психической активности;
§ эмоционально-рефлексивного очищения восприятия;
§ овладения соучастной стратегией контакта;
§ дифференциации и интеграции механизма идентификации-обособления.
Эти элементы соотносятся с соответствующими элементами стиля общения: отношением личности к миру, структурой самосознания, активностью личности в индивидуальном пространстве; восприятием ситуации общения, стратегиями контакта, взаимоотношениями в межличностном пространстве. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения.
Самым важным в процессе психокоррекции является взаимодействие психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует механизм идентификации-обособления как главный инструмент воздействия.
Процессуальная сторона психологической коррекции представлена пятью главными шагами:
1) психолог устанавливает доверие с клиентом, «включая» механизм идентификации: оба — в совместном пространстве общения;
2) психолог усиливает доверие, отождествляя себя с клиентом:
переходит в его индивидуальное пространство;
3) психолог «включает рефлексию», ставя клиента перед выбором: оставим все, как есть, или изменим видение ситуации; оба − в
совместном пространстве общения;
4) психолог «усиливает» ответственность: клиент формирует свое
видение ситуации общения в пространстве психолога;
5) психолог «усиливает» доверие клиента к самому себе: помогает клиенту почувствовать уверенность, взять ответственность за свое развитие на себя и постепенно отделиться от пространства психолога.
Методы
психологической коррекции стиля общения.
Методы установления доверия
Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности клиента.
Доверие - ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей. Нельзя понять и по-настоящему помочь клиенту, если не доверять друг другу. Благодаря доверию происходит отождествление психических состояний: психолог и клиент временно «сливаются», образуя единое целое.
Осознанно используя инструмент доверия, психолог учит клиента замечать мельчайшие изменения в себе (в теле, поведении, взаимодействии) и оценивать их позитивно: поощрять себя за конструктивные мысли, переживания и поступки, а негативные (напряжение в теле, раздражение в высказывании и т. п.) принимать как данность, осознавать и ценить их позитивные намерения. Осознав и раскаявшись, простив себя за очередной промах, человек может снова двигаться в нужном направлении.
В то же время психолог осознанно использует инструменты рефлексии и ответственности. Он ведет задушевный разговор о семейной истории клиента, собирает и анализирует факты, раскрывающие суть проблемы, по ходу шутит, рассказывает притчи, наполненные метафорическим смыслом, и клиент забывает о своей боли, восходя таким образом над своей «тупиковой» ситуацией.
Конечная цель психолога - научить клиента самостоятельному осознанию дискомфорта, анализу его причин и достижению внутреннего равновесия, т.е. осознанной дифференциации и интеграции отношения с самим собой и другими, и совершенствованию стиля общения. Внутренняя согласованность позволяет человеку самостоятельно принимать и отстаивать свои решения, учитывая мнение окружающих, давая возможность поочередно «выходить на сцену» обеим сторонам своей личности: индивидуальному началу и социальной сущности.
Таинство гармонии себя и других может постичь только сам клиент. Психолог лишь показывает возможные пути освобождения. Клиент сам освобождается от деструктивных эмоций и установок, открывая для себя источники и ресурсы своего собственного совершенства. При этом он, познавая главные способы и правила процесса психологической коррекции, постепенно осознает и изменяет степень своей активности, сначала больше полагаясь на психолога, затем сохраняя баланс самостоятельного продвижения к ресурсам с усилиями помогающей стороны (психолога, членов тренинговой группы, друзей, коллег), становясь постепенно все более активным и самостоятельным.
Инструмент доверия используется как средство объединения индивидуальных пространств психолога и клиента в совместное «поле общения», а инструменты рефлексии и ответственности служат средством разделения пространств. В этом процессе сложно переплетаются главные критерии продуктивного стиля общения - доверие, рефлексия, ответственность.
Таким образом, дифференциация и интеграция доверия и ответственности происходят за счет цепочки переключений: доверие психолога с клиентом в совместном пространстве общения - усиление доверия в пространстве клиента - восхождение над тупиковой ситуацией в совместном пространстве - усиление ответственности в пространстве психолога - усиление ответственности в совместном пространстве общения.
Способность личности анализировать затруднительные ситуации самостоятельно, управлять известным конфликтом желаний, ограничиваясь собственным потенциалом, является показателем гармонично функционирующих доверия и ответственности и удачно завершенного процесса психологической коррекции.
Другие методы, обычно используемые для психологической коррекции стиля общения, можно разделить на три группы: методы индивидуального консультирования, методы группового тренинга, методы индивидуального тренинга.
1. Методы индивидуального консультирования включают в себя индивидуальную консультацию «Семейная история», направленную на осознание идентификации с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями общения и пробуждение потребности самосовершенствования, освобождение от негативного эмоционального опыта, изменение отношения к себе и другим, в которой используются:
§ построение генограммы;
§ анализ жизненной истории и идентификация эмоциональных и поведенческих моделей общения по вербальным паттернам и невербальным социальным знакам;
§ техники «выращивания» потребности в самосовершенствовании стиля общения;
§ эмоциональное «проживание» негативного опыта и освобождение от него;
§ изменение отношения к себе и другим.
Кратко рассмотрим названные методы.
Построение генограммы осуществляется с помощью следующих вопросов.
Как вас зовут?
Сколько вам лет?
Вы замужем или одиноки?
Как зовут вашего супруга?
Сколько ему лет?
Когда вы вступили в брак?
Какие у вас отношения с супругом?
Есть ли у вас дети?
Как их зовут?
Сколько им лет?
Какие у вас отношения с детьми?
Как дети относятся друг к другу?
Как зовут ваших родителей?
Сколько им лет?
Чем они занимаются?
Если умерли, то по какой причине?
Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?
Какими они были, когда вы росли?
Какими были взаимоотношения между вами и вашими братьями и сестрами?
Как ваши родители относились к вам и вашим братьям и сестрам?
Что с вашими братьями и сестрами сейчас?
Чем они занимаются?
Какова их семейная ситуация?
При анализе ответов на эти вопросы психолог выделяет типичные модели общения в семье, обращая особое внимание на типичные модели агрессивной и инфантильной стратегий контакта. Кроме того, выделяются эмоции, которые сопутствуют моделям и послужили причиной их возникновения.
Анализ жизненной истории и идентификация эмоциональных и поведенческих моделей общения осуществляются в ходе беседы по вербальным паттернам и невербальным социальным знакам.
Осознание идентификации с эмоциональными установками и моделями общения прошлого - особая задача, которая стоит как перед психологом, так и перед клиентом. С этой целью исследуются истоки и причины эмоционально-рефлексивного закрепощения личности. При этом в ходе построения и анализа генограммы осознается не только сам факт непродуктивного общения, но и его процесс, и корни. Исследуется временная и причинная зависимость: искажения структурных звеньев самосознания в прошлом и их настоящих проявлений; негативного представления о себе, обретенного раньше, и его влияния на настоящее взаимодействие; негативных эмоций, пережитых в прошлых неблагоприятных условиях развития, и их закрепощающего влияния на рефлексивные потенциалы личности в настоящем.
Все эти задачи решаются в беседе. Психолог просит клиента рассказать, как долго происходит то, что его волнует, было ли подобное раньше, и предлагает вспомнить какую-либо яркую ситуацию, иллюстрирующую переживаемые трудности.
В воспоминаниях прошлого обычно удается установить отдельные негативные установки, которые являются стимуляторами или источниками характерных стратегий, которые в настоящий момент уже неадекватны и непродуктивны и инициируют или стимулируют возникновение трудных ситуаций общения.
Психолог внимательно выслушивает клиента, наблюдает за его невербальным поведением, выделяя и анализируя характерные типичные вербальные и невербальные проявления, выделяет неконструктивные паттерны и негативные эмоции, при помощи которых клиент их репродуцирует и организует свое взаимодействие с другими, вызывая конфликты и негативные переживания. При этом задает себе вопрос: «Что, как и почему делает клиент?», обращая внимание на то, как клиент заходит, садится, сидит, как он дышит, говорит, есть ли напряжение в теле, каковы его тон и скорость голоса, какие речевые паттерны он употребляет и т. п.
Обычно характерные неконструктивные модели общения проявляются как в реальном поведении клиента (чаще невербальном), так и в его описаниях тупиковых жизненных ситуаций, о которых он рассказывает.
На уровне глубинных, то есть вначале непроговариваемых, структур обнаруживаются те паттерны, с которыми и необходимо работать. Проговаривание паттерна помогает осознать и признать его существование.
«Выращивание» потребности в самосовершенствовании стиля общения. Потребность в изменении возникает, когда клиент осознает негативные истоки прошлого развития и их влияние на сегодняшнее взаимодействие с другими. Психолог помогает клиенту осознать и усилить возникающее противоречие между потребностью остаться таким, какой он есть, и возможностью изменить свой стиль общения к лучшему. Обстановка безусловного принятия, которую создает психолог на индивидуальной консультации, дает возможность сосредоточить силы не на защите от внешних нападений и отстаивании своего права на существование, а на осознании внутренней тревоги, внутреннего конфликта: «Хочу остаться прежним, так как это привычно, известно и сравнительно безопасно, и хочу измениться, реконструировать неконструктивные модели, освободиться от негативных эмоций, лежащих в их основе, мешающих мне и закрепощающих мои потенциалы». Обычно анализ связей между прошлым и настоящим приводит к максимальному накалу внутренней борьбы, т.е. когда внутреннее напряжение становится невыносимым и клиент просит психолога: «Помогите мне, я хочу измениться!»
Эмоциональное проживание негативного опыта и освобождение от него. Этот процесс осуществляется посредством повторного проживания негативных эмоций в экспериментальной психокоррекционной ситуации, в которой клиент позволяет себе пережить те чувства, проговорить мысли, совершить действия, заблокировавшие его потенциальные возможности на той или иной стадии онтогенетического развития, исказившие структуру самосознания и держащие его в ловушке неконструктивных моделей общения.
Эксперимент имеет своей целью помочь клиенту выделить присущие ему паттерны и осознать их деструктивную роль в межличностном взаимодействии. Показывая клиенту ограничивающую, блокирующую роль этих паттернов, психолог пробуждает у него желание усовершенствовать стиль своего общения, открыть для себя другие, более здоровые и продуктивные стратегии.
Форма эксперимента зависит от конкретной ситуации и от индивидуальных особенностей клиента, а также от компетентности и индивидуальных особенностей психолога. Это может быть игра, специфическое упражнение, психодрама или домашнее задание. Главное условие эксперимента - обнажить в максимально очевидной для клиента форме действующие неконструктивные паттерны, добиться так называемого aгa-эффекта, который побуждает клиента признать: «Да, действительно, так. Это мой паттерн, и он мешает мне, ограничивает мои возможности, вызывает неприятные переживания, несет боль мне самому и окружающим».
Результатом эксперимента выступает осознание неконструктивных моделей общения и признание их закрепощающей функции в межличностном взаимодействии.
2. Индивидуальная и/или групповая консультации, направленные на осознание способностей использовать продуктивный стиль общения, на практике включают в себя техники и приемы, адекватные потребностям, задачам и индивидуальным особенностям клиента, направленные на дальнейшее развитие способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, реализацию решений.
Изменение отношения к себе и другим.
В основе проблем клиента лежат его установки, ценностные ориентации, влияющие на внешнее поведение человека, которое проявляется в его индивидуальном стиле общения. Работа психолога и клиента направлена на изменение именно этой базовой внутренней активности. Акцент переносится на то, что клиент может и должен нести ответственность за собственное поведение, а не за ситуацию и других людей.
В работе с педагогами и родителями очень важно осознать: где кончается ответственность взрослого и начинается ответственность самого ребенка. При этом психолог имеет в виду, что клиент весьма компетентно и изощренно владеет своими привычными моделями общения. Тревога, беспокойство, страх, вина, стыд и другие негативные эмоции стали необходимой составляющей его жизненного существования, и он, с одной стороны, готов с ними расстаться, ощущая потребность в изменении, а с другой — дорожит этими привычными, ставшими дорогими состояниями.
Компетентность психолога состоит в том, что он помогает клиенту осознать само наличие этого дискомфорта; его последствия и причины; возможности изменить ситуацию. Каждый шаг работы с клиентом строится на стратегии ответственности, исходный тезис которой постоянно внушается клиенту: каждый человек сам несет ответственность за свое взаимодействие с окружающей средой, за качество и содержание взаимоотношений с людьми. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор: оставить все, как есть, и взять на себя ответственность за последующие негативные результаты (в частности, за саморазрушение или разрушение взаимоотношений) или встать на путь изменений и стать компетентным в достижении позитивных результатов в будущем. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор, и поддерживает его в решении рискнуть - выйти из тупика и начать путь изменений и саморазвития. При этом психолог уважает сопротивление клиента и в том случае, если он по какой-то причине не готов начать путь изменений сегодня, выразить признательность за сделанный выбор (так как сам по себе выбор, если он осознается клиентом, уже тренировка ответственности).
Главное, чтобы клиент осознал, что у него есть и другая альтернатива: посмотреть на свое поведение компетентным взглядом и осознать, что он делает, взаимодействуя с другими, как он это делает и к каким результатам это может привести в будущем.
Помогая клиенту осознать причины своего «тупикового» поведения и существование альтернативной возможности, психолог роняет в душу обратившегося за помощью зерно сомнения. И даже если человек решает остаться при своем мнении (пусть непродуктивном с точки зрения психолога), это зерно вероятнее всего прорастет в желании «хотя бы одним глазком взглянуть» на то, что же может быть при альтернативном варианте.
Поскольку взаимодействие человека с другими зависит от его представлений о себе и о других, психолог может помочь клиенту изменить отношение к себе и другим, если он сделает такой выбор. И основная помощь при этом состоит в том, чтобы научить клиента осознавать свои чувства и систему ценностей. Предоставляя клиенту право сделать выбор в пользу или против изменений, мы помогаем ему взять ответственность за свое собственное развитие на себя.
Тенденция клиента оставаться при своем старом отношении к миру, сохранять неконструктивные модели контакта рассматривается и осознается как проявление эмоционально-рефлексивного закрепощения, как уход от реальной настоящей ситуации развития, отказ от своих собственных нераскрытых потенциальных возможностей, но ни в коем случае не осуждается. Напротив, такой выбор признается абсолютно правомерным. Психолог выражает признание клиенту за сделанный выбор, помогая ему осознать ответственность как за сделанный шаг, так и за его последствия.
Психолог использует «умственные инсайты», которые являются следствием рефлексивного анализа рассказа о ситуации, имевшей место в прошлой жизни клиента; непосредственного проживания реальной ситуации, возникающей спонтанно во взаимодействии «психолог-клиент» или организуемой специально в виде эксперимента.
Интеллектуальные инсайты «Ага, я понял!» - предшественники настоящих изменений; они помогают клиенту сделать выбор в пользу открытия новых возможностей, при этом в центре внимания стоят вопросы: «Что я делаю для того, чтобы мой стиль общения был непродуктивным?», «Как я «встаю над другими», «остаюсь один», «становлюсь беспомощным» (и т.п.)?», «Для чего я это делаю?», «Какую выгоду я при этом имею?»
Поскольку многим людям (особенно с невротическими проявлениями) трудно воспринять и признать очевидные вещи, целесообразнее анализировать не прошлую ситуацию на основе рассказа, а реальное поведение, специально организованное во время психокоррекционного сеанса: взаимодействие с людьми в специально заданной, игровой или спонтанно возникающей ситуации.
Если мы хотим изменить стиль общения и сохранить эти новшества на длительный период, то недостаточно скорректировать лишь его внешние проявления, реконструкции подлежат и установки, и эмоции, которые часто выполняют роль побудительной силы, которая актуализирует и поддерживает непродуктивный стиль общения. Если происходят изменения, то это значит, что существующее отношение к миру опровергается новым опытом. Во время психокоррекционного сеанса иногда бывает достаточно одного экспериментального упражнения, чтобы старая установка была опровергнута. Если такое происходит, то во многом благодаря эффекту неожиданности.
Преодоление привычных стереотипов поведения.
Едва ли не самым сложным моментом всей психокоррекционной работы является преодоление привычных стереотипов поведения, представленных основными моделями агрессивной и инфантильной стратегий общения. При этом необходимо осознать скрытое намерение — привычную выгоду или благо, которое лежит в основе той или иной модели. Осознание помогает преодолеть страхи сопротивление и усилием воли отказаться от привычной модели. Здесь важно поверить в то, что, теряя малое, мы обретаем большее. Изменения произойдут не сразу, но психолог должен убедить клиента довериться процессу и преодолеть временные потери, отнестись к ним как к вкладу, который необходимо сделать, чтобы получить большее.
Процесс психологической коррекции лишь начинается в кабинете психолога. Психолог помогает клиенту встать на путь изменений. Все сделанное в кабинете психолога - это, образно говоря, семя, которое посажено в благодатную почву, и нужно время, каждодневные усилия, чтобы оно проросло и принесло свои благотворные результаты.
После индивидуальной консультации или группового тренинга работа продолжается: клиент, общаясь с внешней средой, получает обратную связь по поводу уже происшедших изменений, по-новому осмысливает привычные ситуации, снова анализирует свой прожитый опыт, мысленно возвращается к открытиям, которые сделаны с помощью психолога, учится осознанию своих ощущений, мыслей, действий, чувств и усилием воли преодолевает привычные стереотипы общения.
На этапе самостоятельного развития обретенных навыков клиент понимает, что с ним происходит, как и почему он попадает в затруднительные ситуации.
При этом постепенно изменяются старые установки, как будто привычные маски отделяются от истинного существа личности. Деструктивные эмоциональные установки и поведенческие модели прошлого навязывают эмоциям несвойственную им функцию регуляции поведения. Постепенное освобождение от негативных эмоций в реальном общении с людьми позволяет вернуться к осознанной и в то же время спонтанной регуляции общения.
Освобождаясь от старых, привычных моделей общения в реальной жизни, клиент сталкивается с затруднительными ситуациями и людьми, которые вновь и вновь возвращают его на старый путь, напоминая о пережитом и порой даже усиливая болезненные ощущения. Здесь очень важно научиться принимать любую боль с величайшим терпением и смирением, постигая смысл библейской истины: «получив удар по правой щеке, будь готовым подставить левую». Любая затруднительная ситуация при соответствующем к ней отношении (этот опыт учит меня чему-то, а вновь переживаемая боль освобождает и очищает) принесет облегчение, расширение диапазона позитивного восприятия действительности и - как следствие - расширение внутриличностного и межличностного пространств общения.
Клиенту необходимо научиться быть гибким - в мышлении, оценках, поведении. Психолог, готовя клиента к самостоятельному взаимодействию, не только сам выступает образцом гибкости, но и специально ставит такую задачу перед клиентом, рекомендуя ему систему упражнений, которая развивает гибкость, способствует освобождению от деструктивных эмоций, установок и моделей общения.
Клиент должен научиться доверять своему телу, разуму и спонтанно протекающему процессу освобождения. При этом помимо осознания постепенно возрастающей самоподдержки полезно в затруднительных ситуациях обращаться за поддержкой к людям, способным понять и разделить переживания.
Клиент должен знать, что «визитной карточкой» внутреннего конфликта, заявляющего о дисгармонии отношений, является сомнение, поэтому учится самостоятельному преодолению сомнений.
Сомнения преследуют многих клиентов. Возникая в любых ситуациях по самым разнообразным поводам, сомнения часто являют собой все тот же внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности и желанием угодить другому, известное противоречие между двумя важными потребностями — в свободе и в признании. Усиление конфликта требует возвращения к осознанию его истоков, ответственного анализа затруднительной ситуации, гибкости. Снова необходимо заглянуть в свое прошлое, осознать связь деструктивных эмоций и установок, доставшихся по наследству, с настоящей ситуацией общения, найти возможность поддержать себя в новых намерениях.
Дифференциация возникшего сомнения и сопутствующих ему эмоций может помочь клиенту восстановить равновесие и вернуться к продуктивному стилю общения. Все пережитые ранее эмоции: страх, обида, печаль, тоска, месть - эти ловушки затягивают человека обратно в хаос и конфликт желаний.
Сомнения могут помешать, но вера в свое право быть совершенным и конкретные шаги в этом направлении помогут осознать главные действующие силы внутреннего конфликта, найти решение и настойчиво следовать ему. Если клиент уже достаточно продвинулся в своем развитии, он способен, полагаясь на свой собственный авторитет, самостоятельно поддержать себя, найти силы и средства, направленные на развитие своего личностного совершенства. При необходимости он может воспользоваться чьей-либо помощью, сделать что-то приятное для себя. Однако если человек сам не в силах осознать причины сомнения и найти способы его преодоления, то для дальнейшего прояснения он снова обращается к психологу.
Динамика
процесса психологической коррекции.
Динамика процесса психологической коррекции состоит в чередовании его этапов, ступеней и шагов. На первом этапе эмоционально-рефлексивного освобождения основные усилия направлены на рождение намерения изменить свой стиль общения: осознать таи настоящие потери и проблемы, преодолеть сопротивление (защиты) и почувствовать возможность обособления от тупиковой ситуации общения. Здесь клиент осознает возможность, ценность и преимущества отношений доверия и принимает решение изменить свой стиль общения с другими, воспользовавшись при этом профессиональной помощью психолога.
На втором этапе осуществляется психологическая коррекция физической и психической активности клиента. При этом осознается: склонность к поклонению «сильным авторитетам» и его гиперответственность за развитие других, принесенная личностью из прошлой жизни в настоящую реальность; сущность и преимущества сбалансированной ответственности за себя и других; деструктивные последствия негативных эмоций, пережитых на разных стадиях онтогенеза и усвоенных в результате идентификации с эмоциональными моделями семьи и социума.
Психолог помогает клиенту освободиться от негативных эмоций и обрести способность позитивного отношения к себе и другим. Здесь же осознается ценность обретенного доверия самому себе и другим, а также ответственности за саморазрушение и саморазвитие, позволяющей адекватно оценивать ситуацию и субъектов общения, реально существующие проблемы, оптимально используя при этом возможности настоящего момента и потенциалы своей собственной личности.
На третьем этапе осуществляется психологическая коррекция социальной активности личности. Психолог помогает клиенту обрести способность доверять другим право нести ответственность за их собственное существование, развитие; овладеть конструктивными позициями общения. Важная точка приложения усилий - по-; строение стратегии самоподдержки и самопомощи с акцентом на осознании преимуществ позитивного восприятия ситуации общения и конструктивных форм воздействия на другого. Остановимся на подробном описании этапов психологической коррекции.
Первый этап. Доверие.
На этом этапе психолог, создавая обстановку безусловного принятия и поддержки, постепенно усиливает доверие клиента к самому себе, готовя его к встрече с непродуктивными моделями отношения к себе и другим. Вместе с тем уже на этом этапе осознается ценность рефлексии. Наконец, с самого начала встает задача развития инициативы и самостоятельности, которые составляют основу ответственности за успех своего общения с другими.
Таким образом, уже на первом этапе клиент осознает ценности рефлексии, доверия и ответственности. Однако центральным мотивом первого этапа является доверие, поскольку без доверия невозможен даже контакт с психологом.
Продуктивный стиль общения - это максимально естественный, «незамаскированный» стиль. На первом этапе психолог помогает клиенту осознать преимущества естественного, не отягощенного страхом стиля. Модель такого стиля общения демонстрирует сам психолог, доверяющий себе и другим, отвечающий за себя и разделяющий ответственность за успех работы с клиентом, компетентно обучающий обратившегося за помощью продуктивному взаимодействию с другими.
Первый этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, если у клиента появляется готовность исследовать трудности своего настоящего и прошлого общения и намерение строить новые отношения внутри себя самого и с другими людьми.
Второй этап. Ответственность.
Название этапа подчеркивает, что изменяется не только цель психологической коррекции, но и стратегия обращения психолога с клиентом. В этот период психологической коррекции, проживая на осознанном уровне все детские конфликты (между доверием и недоверием, инициативой и зависимостью, самостоятельностью и эмоциями страха, стыда, вины), клиент «взрослеет» и учится доверять себе и другим и нести ответственность за продуктивное использование своих возможностей.
Центральный тезис второго этапа — «Я имею право иначе взглянуть на себя и свое взаимодействие с другими и беру на себя ответственность за успех своего общения с другими в настоящем и будущем». Такой сознательный ответственный выбор уже сам по себе мобилизует внутренние ресурсы клиента и улучшает его межличностные контакты.
Продуктивный стиль общения становится доступным, если клиент развивает в себе способности: быть естественным, спонтанным, доверять своей природной сущности и выражать ее точными, неискаженными, незамаскированными социальными знаками; внимательно следить при этом за соответствием своих слов и жестов.
Владеющий непродуктивным стилем общения старается исказить свою сущность, поскольку не верит в свое совершенство и старается «спрятаться», «замаскироваться», чтобы добиться любви и признания, выглядеть «хорошим». Стремление спрятать свои естественные проявления вызывает излишнее напряжение в теле. Неконструктивная физическая активность проявляется в межличностном взаимодействии, в немотивированной агрессии, неискренности, «прилипании», заискивании, неадекватном выражении чувств.
Конфликт между стремлением быть естественным и страхом, что такого - естественного - не признают, не примут окружающие, приводит к гипертрофии идентификации или обособления. Такая внутренняя активность неконструктивна и является источником непродуктивного общения с внешним миром.
Основная стратегия второго этапа заключается в том, чтобы признать наличие этого конфликта, позволить себе исследовать непринимаемые аспекты своего Я, найти и открыть их позитивную сущность, признать за собой право на естественное существование любого своего проявления и взять на себя ответственность за продуктивное использование этого аспекта своей личностной сущности. Такое разрешение расширяет идентификацию со своими внутренними ресурсами и делает человека сильнее и вместе с тем снижает тенденцию к отчуждению от других. При этом важно развести понятия естественности и совершенства. Стремясь к совершенству, к идеалу, эталону, человек уходит от себя естественного, отчуждается от своей сущности. Признавая ценность стремления к совершенству, благодаря которому человек идентифицируется с эталонами, нормами, идеалами, растет и развивается, используя богатства социума, необходимо поддержать клиента в его праве быть естественным, доверять самому себе, своей собственной мудрости, которая, несомненно, проявится при соответствующих обстоятельствах и в соответствующий момент.
Идентификация с новой гранью себя раздвигает горизонты общения с окружающим миром. Более глубокий контакт с собой, доверие самому себе, расширяет доверительные контакты с другими. Считая правомерным притязание на признание какой-то обособленной части своей естественной сущности, отвергаемой ранее, человек обогащает свои внутренние ресурсы, становится личностью самодостаточной, сильной, способной к продуктивному взаимодействию с другими.
Если на первом этапе психолог создает обстановку безопасности, гарантируя клиенту безусловное принятие, защиту, поддержку, выращивает его доверие, то на втором этапе клиент учится самопринятию, самодоверию, берет на себя ответственность за развитие способностей к самозащите и самоподдержке.
Признавая правомерным свое притязание на признание, клиент постепенно приходит к убеждению, что он имеет право быть естественным. И именно это право лежит в основе его ответственности не только за свое поведение, но и за свое саморазвитие и саморазрушение, а также за конструктивное выражение как позитивных, так и негативных чувств.
В зависимости от того, какое из этих стремлений выражено слабо, и строится работа с клиентом. Основная стратегия второго этапа - принятие ответственности за свое бытие и развитие естественной сущности среди других людей.
Успехи, поначалу небольшие, помогают человеку преодолеть отчуждение внутри себя и освободить конструктивные потенциалы личности, скрываемые под «масками», навязанными социумом. Атмосфера работы с психологом способствует осознанию и проявлению у клиента желания положить эти потенциалы в основу продуктивного стиля общения, необходимыми составляющими которого являются самодостаточность, чуткость, бережное отношение и принятие окружающих. Освобождаясь от непродуктивных паттернов общения, клиент открывает для себя возможность принимать себя и других, спонтанно, открыто и конструктивно выражать свои чувства, согласовывать свои действия с партнером по общению.
Второй этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, если клиент осознает изменения в самосознании своей личности, которые помогают открывать и использовать конструктивные модели общения.
Третий этап. Зрелость.
На завершающем этапе клиент учится строить свои отношения с другими, сознательно и компетентно выбирая стратегии продуктивного общения. Название этапа подчеркивает, что в этот период, ощущая поддержку психолога, человек овладевает ценностями зрелой личности, способной к солидарности и творчеству.
Постепенно фокус внимания переносится с собственного права быть естественным и спонтанным на других, обладающих теми же правами. Клиент обретает способность замечать, какую реакцию со стороны других людей вызывают его притязания, потребности и желания, как люди реагируют на его слова и действия. При этом он может осознанно выбирать, как ему стоит поступить в каждой конкретной ситуации. Он может использовать неконструктивные модели общения или выбрать более лояльные способы общения. Но, поскольку этот выбор совершается осознанно, человек несет за него ответственность. Если его не устраивают полученные результаты, он может изменить стратегию своего общения, так как знает, что он сам вправе выбрать способ поведения, который он считает более продуктивным в сложившихся обстоятельствах. Он сам, а не люди и не обстоятельства, диктует себе, каким быть, как себя вести и что иметь в результате выбранной им самим стратегии общения.
Компетентность и ответственность клиента на этой стадии состоит в том, чтобы быть с партнером «на равных», стараясь «подтянуть его до себя», если это младший, и обрести уверенность и самоуважение в общении со старшими по возрасту и званию; быть внимательным к представлениям партнера по общению, прислушиваться, искать общие точки восприятия; избегать навязывания своего мнения, своего видения ситуации, объяснений происходящего; внимательно наблюдать за ответной реакцией партнера; замечать, какую информацию (вербальную или невербальную) сообщает собеседник, настроен ли он на тональность говорящего, улавливает ли смысл коммуникации; следить за невербальными сигналами партнера: позой, жестами, тоном, ритмом голоса, громкостью и скоростью речи, учитывая при этом индивидуальные и культурные особенности языка тела; задаваться вопросом о намерениях человека, пытаясь понять смысл его поведения и помочь; помнить, что в любом действии партнера есть позитивный, иногда подсознательный смысл, неконструктивен лишь способ достижения цели - его и надо корректировать; уважать право каждого выбирать свой путь и учитывать позитивное намерение каждого действия и поступка партнера; помнить: то, что человек делает, - это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара; это помогает принять другого человека таким, каков он есть, - в педагогике это положение имеет особый смысл; мыслить позитивно; помнить, что у каждого человека есть ресурсы для изменения и он способен изменить свой стиль общения; рассматривать неудачу или «провал» не как ошибку, а как обратную связь, как шанс научиться чему-то новому.
Третий этап психокоррекционной работы можно считать завершенным, если клиент, освободившись от склонности к гипертрофии идентификации или обособления, становится компетентным в использовании моделей соучастной стратегии общения, основанных на доверии и ответственности, чувствует безопасность, уверенность и силу в ситуациях, казавшихся ранее трудными или непреодолимыми, гибко ориентируется в проблемах общения, используя позитивные потенциалы - свои собственные и партнера по общению.
Три этапа психологической коррекции включают в себя пять ступеней:
§ осознание настоящих трудностей общения;
§ осознание прошлого опыта непродуктивного стиля общения;
§ осознание реального образа Я;
§ осуществление эмоционального «прорыва»;
§ осознание позиций и стратегий продуктивного стиля общения.
Каждая ступень состоит из трех разных по содержанию, но одинаковых по стратегическим задачам шагов: осознание возможности выбора; исследование: что, как и почему?; принятие ответственности за собственные изменения.
Психокоррекционный курс может проходить по сплошной или прерывистой схеме. Сплошная линия встреч прерывается, когда клиент чувствует себя способным самостоятельно жить и работать. Связь с психологом восстанавливается вновь, когда клиент осознает потребность прояснить свои жизненные ситуации, получить помощь для перехода на новую ступень или завершения очередного шага.
ЛИТЕРАТУРА
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., изд-во «Братство», 1992. – 224 с.
Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001. – 224 с.
Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – 248 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., Изд-во «Речь», 2005. – 256 с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.:Изд-во «Речь», 2005. – 224 с.