ТЕМА № 7. Основные фонды и финансирование капитальных вложений
Для нормального функционирования предприятия необходимы основные и оборотные средства.
Под основными фондами понимаются средства труда сроком службы более 12 месяцев и стоимостью более установленного законодательно лимита, многократно используемые в производственном процессе и переносящие свою стоимость на себестоимость производимой продукции по частям равными долями в виде амортизационных отчислений. Учет основных фондов ведется в натурально-количественном измерении.
Под оборотными средствами понимаются средства труда и ресурсы, однократно используемые в производственном процессе.
Основные и оборотные средства различаются:
1) по продолжительности участия в производственном процессе – основные средства участвуют многократно, оборотные – однократно
2) по способу возмещения стоимости – основные фонды переносят свою стоимость на производимый продукт постепенно, оборотные – целиком, на момент использования.
|
|
В зависимости от выполняемых функций основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные.
В составе производственных основных фондов по степени участия в производственном процессе выделяют активную часть (непосредственно участвующую в производственном процессе) и пассивную (обеспечивающую нормальное течение производственного процесса). К непроизводственным основным фондам относятся объекты длительно использования, необходимые для обслуживания непроизводственных организаций и населения.
На железнодорожном транспорте основные фонды закрепляются за обособленными подразделениями, занимающимися выполнением специфических работ, для обеспечения которых они необходимы. Закрепление осуществляется на правах оперативного управления, в то время как управлению железной дороги имущество выделяется на правах хозяйственного ведения. Подобное разграничение связано с тем, что железнодорожный транспорт является федеральной собственной, соответственно все имущества железнодорожного транспорта находится в федеральной собственности.
С учетом специфики деятельности железнодорожного транспорта основные фонды, закрепленные за обособленными подразделениями железнодорожного транспорта можно разделить на 4 группы:
I. Объекты, числящиеся на балансе предприятия и им же используемые для выполнения заданного плана работ
II. Объекты, закрепленные за предприятием, но используемые совместно с другими предприятиями, связанными единством технологического процесса (напр. пассажирские вагоны прямого сообщения, локомотивы, используемые за границами дороги)
|
|
III. Объекты, закрепленные за предприятием, но используемые на всей сети дорог (напр. грузовые вагоны)
IV. Объекты, закрепленные за данным предприятием, но являющиеся для него не средством труда, а объектом труда (напр. ВСП для ПЧ и ПМС)
Основным источником для приобретения новых основных фондов являются:
ü Накопленная амортизация
ü Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия (как правило, в части фонда накопления и фонда социальной сферы).