Личность и её безопасность

Можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:

1) чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции

2) фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека

3) фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений

4) фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы, мотивы

В сфере производства СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, решает ряд задач:

- способствует обеспечению общей организации безопасности производства

- способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов

- способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе

- осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы

Итак, резюмируя воздействие СИСТЕМЫ БЕЗОПОАНОСТИ ТРУДА на ЧЕЛОВЕКА, можно заключить, что,с одной стороны, способствует повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой – обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путём дополнительно увеличивает его результирующую защищённость. Воздействие СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА на ПРОИЗВОДСТВО проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия им формируется результирующая производственная опасность. На базе взаимодействия всех трёх рассмотренных подструктур (ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗВОДСТВО, СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА) складывается фактический уровень безопасности труда.

Влияния индивидуальных качеств человека на безопасность его труда:

Впервые она обнаружилась в связи с задачами профессионального отбора. Геллерштейн указывал, что при этом нужно учитывать не только фактические данные личности, но и сочетания её потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно – историческом содержании.

Второе направление исследований, в котором обнаружилась интересующая нас проблема связи несчастных случаев с индивидуальными качествами человека, состояло в изучении докладов о несчастных случаях.

Третьим направлением, было изучение статистических закономерностей трудового травматизма.

Предрасположенность к несчастным случаям следует рассматривать не просто как функцию индивидуально – психологических качеств рабочего, но и как результат соединения эти качеств с определёнными производственными условиями.

К. Марбе, исходя из своей фундаментальной работы «Однотипность в мире желаний», пришёл к выводу о том, что ранее полученные травмы должны порождать готовность организма к возникновению последующих. На базе «телесного фактора» и под влиянием «критического опыта» в «действительной психологической личности», по Марбе, формулируется установка. В предметной деятельности человека могут складываться полосы (периоды) хороших и плохих результатов, обусловленные соответственно положительной и отрицательной установками. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит от скоростных качеств. Люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы «отставать» в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям.. Исходя из теоретических предпосылок о ведущей роли установок, Марбе заключил, что как ранние, так и более поздние травмы возникают по одной и той же причине – из – за плохой установки к работе и низкой переключаемости установок.. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев К. Марбе трактовал как результат природной расположенности, вытекающей в основном из низкой врождённой способности к переключению установок.

Эта теория вызвала сомнения по ряду принципиальных вопросов.

1. В какой мере экспериментальные материалы, на которые ссылается К. Марбе, доказывают связь предшествующих несчастных случаев с последующими?

2. Если даже и существует такая связь, то какие имеются доказательства того, что несчастные случаи порождаются именно индивидуальными качествами?

3. на чём основываются утверждения, что индивидуальные качества являются врождёнными?

1. Кроме низкой статистической достоверности полученных результатов, работы Марбе и его последователей критиковались советскими психотехниками и по поводу недостаточной корректности постановки самих экспериментов.

2. Ведь статистика, указывающая на повторность травматизма, ещё ничего не говорит о том, в чём заключается причина такой повторности. Геллерштейн пришёл к заключению, что при изучении травматизма нужно идти от анализа несчастного случая в целом к выявлению роли в нём человеческого фактора.

3.При сопоставлении заключения Марбе о существовании природной предрасположенности людей к несчастным случаям со всей его теорией обращает на себя внимание тот факт, что такое заключение не доказывается этой теорией.

Таким образом, можно заключить, что научная дискуссия по теории Марбе не подтвердила её правомерности.

В 30 –е гг. в советской психологии, благодаря исследованиям Выготского, Рубинштейна, Леонтьева укреплялась точка зрения, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды, и что показатель защищённости человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько его прирождённым качеством, сколько результатом такого развития.. недостатки индивидуальных качеств человека проявляется в экстремальных ситуациях особенно ярко всплывают слабости консервативных свойств человека, и в частности его нервной системы.

Общие дифференцирующие показатели предрасположенности к опасности:

- эмоциональные свойства и качества темперамента

- низкие качества внимания (его концентрации, распределения и переключения)

- малая наблюдательность (осмотрительность)

- недостаточная сенсомоторная координация

- низкая выносливость

- склонность к риску

Показателем предрасположенности к несчастным случаям является и большая вариативность в результате тестирования по указанным показателям.

Гудинаф обратил внимание на то, что у полезависимых испытуемых аварии случались чаще, чем у поленезависимых.

Элерс высказал мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям, по всей вероятности, следует искать в том как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая

«Сила» женщин заключается в том, что они реже создают опасные ситуации, а «сила» мужчин – в том, что они в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев. Из сказанного следует, что для обеспечения безопасности труда женщин следует в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение, вызывающих у них переживания тревоги и страха.

В исследовании причин несчастных случаев на железнодорожном транспорте, происшедших по вине рабочих, советский психотехник Колодная выделила следующие социальные факторы:

-снижение взаимного контроля в результате развития доверия друг другу при многолетней совместной работе

влияние поведения одного члена поездной бригады на остальных

получение одновременно различных указаний

Наиболее распространённым производственным показателем рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Марбе пришёл к выводу, что с повышением возраста рабочего его предрасположенность к несчастным случаям ни в производственных, ни в непроизводственных условиях не увеличивается. Наиболее опасным в отношении травматизма является возраст между 20 и 25 годами. Если предположить, что с увеличением возраста рабочего будет непрерывно расти и его профессиональный стаж, то с увеличением возраста и стажа успешность труда буде даже не5сколько повышаться. Исходя из всего выше сказанного, Михайловский и Оральников пришли к заключению, что ошибочно было бы считать, будто травматизм связан с возрастом. Такое суждение, на их взгляд, возникло потому, что у людей младшего возраста несчастных случаев бывает явно больше, чем у людей старшего возраста. Фактически же травматизм падает за счёт роста профессионального стажа. На основании сказанного авторы исследования делают следующий вывод: наиболее значительное влияние на аварийность оказывает стаж работы по профессии, возраст же сказывается на аварийности весьма незначительно.

На связь возраста и стажа с трудовым травматизмом позднее, в 60 –е гг., указывала Анастази. Исследование показало, что в группе более молодых рабочих число несчастных случав постоянно было выше, чем в старшей группе. Примерно в первые полгода в группе неопытных было значительно больше травм, чем в группе опытных, однако, после этого периода показатели травматизма обеих групп уравнялись. Таким образом, Анастази показала, что не только недостаток профессионального опята, но и фактор молодости сам по себе способствует травматизму.

Итак, приведённый анализ позволяет заключить, что в начале освоения профессии из =- за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик травматизма, тогда, как в дальнейшем, с ростом, стажа, действует общая тенденция снижения количества несчастных случаев. Однако при профессиональном стаже примерно в 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев.

Балинт и Мурани:

Первый пик оказывается обусловленным недостатком знаний рабочего: он ещё не может точно определить, что опасно и что не опасно, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем. Названные факторы авторы определяют как проявление неопытности рабочего. Второй пик возникает при наличии примерно пятилетнего профессионального стажа.. о неопытности здесь не может быть и речи. Причина ж второго скачка кроется уже в факторе неосторожности, недостаточной осмотрительности. Если первый пик был обусловлен недостатком возможностей рабочего, то второй пик является следствием не использования рабочим уже имеющих у него возможностей. Борисов первый пик травматизма, порождённый неопытностью, незнанием, назвал первичной беспечностью, а второй пик, вызванный небрежным, пассивным отношением к опасности, - вторичной беспечностью.

Ногейра исследовал в какой смене и на каком часу работы чаще всего возникают несчастные случаи. В первую смену до обеда травматизм достигает наибольшей величины к 7-8 часам, падает к 9-11 часам и достигает своего абсолютного максимума к концу рабочей смены. Во второй смене наиболее высокий уровень травматизма характерен для первых часов работы, к 15017 часам он падает, а после обеда снова возрастает.

Среди психофизиологических состояний в первую очередь следует выделить трудовое утомление – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Данный конфликт отражается в сознании рабочего и переживается им в виде состояния усталости, развитие которого, кроме физиологических, в значительной мере обусловлено и психологическими факторами – потребность в работе, мотивацией, интересами. Во многих психологических исследованиях было показано, что подверженность несчастным случаям существенно повышается с ухудшением состояния здоровья рабочего.

Под стрессом принято понимать состояние психической напряжённости, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Понятие стресса впервые ввёл физиолог Селье. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Йоркс и Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определённого уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Так была установлена закономерность между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной U – образной кривой. Из неё следует, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до её срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, н превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако всё это достигается за счёт мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

В. Дибшлаг выделяет шесть групп производственных стрессоров:

- интенсивность работы

- давление фактора времени

- изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих

- однообразная и монотонная работа

- недостаточная двигательная активность

- различные внешние воздействия

К перечисленным можно добавить и фактор нарушения стереотипной системы труда, возникающего в связи с поломками техники и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности. Каждый из названных факторов в отдельности порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Причём для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

ПЕРВЫЙ ТИП экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жестокие ограничения во времени вынуждают рабочего предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы.

ДРУГОЙ ТИП экстремальной ситуации возникает из – за недостатка или однородности поступающей информации, недостатка межличностного контакта, низкой двигательной активности.

Для стрессовых ситуациях того и другого типа характерна одна общая черта – появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностям. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляемых к человеку, во втором – из – за снижения возможностей человека по выполнению прежних требований. В том и в другом случае человек уже не может справиться с задание и в результате такой конфликтной ситуации становится предрасположенным к несчастным случаям.

Гартман приходит к заключению: кто долго настроен на возможность допущения ошибки, тот станет жертвой тревожащей опасности, поскольку волнение перед ожидаемым несчастным случаем непременно приведёт его к реальному возникновению. Однако не только уверенность в том, что несчастный случай должен непременно произойти, но уже само сознание того, что такая возможность имеется, уже может нарушить нормальное состояние волнения – боязни, что это событие произойдет. Подобные состояния принято называть беспокойством тревоги – предвидения нежелательных результатов. Если состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность, то беспокойство тревоги – это реакция на отрицательное событие, которое можно предотвратить. Поэтому и природа этих реакций будет различной. Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция же беспокойства тревоги – скорее на мобилизацию его внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Две категории ошибок:

К первой категории будем относить такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями.. Ко второй категории будем относить такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором – с их нехваткой. Качества, связанные мотивационными особенностями субъекта, определяют главным образом не использование возможностей, а психофизиологические качества – их ограниченность.

Как показал Милерян, в труде оператора можно выделить четыре режима работы:

- учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно и у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда

- минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок

- оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности. В таком режиме используется примерно 40-60% ресурсов организма

- экстремальный режим, который возникает за счёт значительного усложнения задач, когда человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов, как правило, уже не может удовлетворительно справляться с выполнением возложенных на него функций.

Способность человека к требуемым действиям в аварийных ситуациях становится уже универсально важным индивидуальным качеством, определяющим его защищённость от опасности и предрасположенность к ней.

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: