Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Задачи ü Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний. ü Выявление причин их затруднений и ошибок. ü Определение эффективности организации, методов и средств обучения. ü Получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения. ü Выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков. ü Выявление уровня развития психических новообразований. |
Требования:объективность; всесторонность; систематичность; гласность (сообщение отметки и оценочного суждения); Основные недостатки § неправильное понимание функций контроля; § переоценивание ее роли в учебном процессе; § превращение в самоцель; использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний; § индивидуализация; § дифференциация; § учет специфики учебного предмет § разнообразие форм и методов. § субъективизм в выставлении отметок и в высказанных оценочных суждениях; § отсутствие чётких обоснованных критериев. |
Виды методов контроля
|
|
Устные методы контроля | • Индивидуальный опрос • Фронтальный опрос • Уплотненный опрос • Тесты |
Письменные методы контроля | • Диктанты • Изложения • Сочинения • Рефераты • Письменные работы и т. п. |
Практические методы контроля | • Практические работы • Опыты |
Графические методы контроля | • Графики • Схемы • Таблицы |
Программированные методы контроля | • Машинные • Безмашинные |
Наблюдение | |
Самоконтроль |
Формы учёта
v оценка (оценочное суждение);
v отметка;
v поурочный балл;
v самооценка;
v символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).
Технология активного обучения
Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Цели
ü формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;
ü развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;
ü развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства и разрешения;
ü совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.