В процессе эволюции всех живых организмов у них формируются управляющие подсистемы. У высших животных и человека таким органом управления является нервная система и прежде всего большие полушария головного мозга. Именно нервная система управляет функционированием высших организмов, обеспечивает удовлетворение их потребностей. Кроме того, нервная система осуществляет саморегуляцию организма, под держивает и сохраняет постоянство его характеристик, оптимизирует жизнедеятельность, создает динамическое равновесие организма с естественной средой. Нервная система — это тот орган, куда поступает разнообразная информация об изменениях внутреннего состояния организма, а также окружающей среды. Поступающие импульсы обобщаются нервной системой, что позволяет оптимизировать как внутренние, так и внешние процессы организма. Деятельность нервной системы направлена, с одной стороны, на объединение всех элементов организма, а с другой — на адаптацию организма к внешней среде.
|
|
Вместе с тем нервная система обеспечивает не только пространственный, но и временной порядок функционирования различных компонентов организма, согласованность и последовательность их действий. С ее помощью регулируется работа каждого компонента организма (продолжительность, интенсивность, степень загрузки и др.). Подобного рода регулятивная деятельность осуществляется посредством возбуждения и торможения различных подсистем организма, обусловливающих определенные формы психической деятельности, которые обеспечивают в конечном счете целостность, самосохранение и совершенствование организма
Центральное место в нервной системе любого живого организма занимает мозг, который непосредственно влияет на обмен веществ, регуляцию газообмена, термообмена, функционирование сердечно-сосудистого аппарата, дыхательной системы, желудка и др. Стимулирующее и регулирующее воздействие мозга испытывают не только органы, но и ткани, а также отдельные клетки организма. Работу мозга обусловливают тончайшие физико-химические, биофизические и биохимические превращения в нервных тканях и клетках.
При этом, чем выше степень организации объекта управления, тем значительнее роль нервной системы как органа управления. Соответственно, чем совершеннее нервная система, тем больше степень ее воздействия на деятельность организма. Именно у человека нервная система достигла своего наивысшего развития.
С помощью исследований психологам удалось добиться многого: открыть химические и электрические изменения, происходящие на клеточном уровне и сопровождающие каждый поведенческий акт; открыть функциональную асимметрию мозга; выяснить природу стресса как неспецифического защитного механизма сопротивления внешним факторам и многое другое.
|
|
Но по-прежнему множество вопросов остается без ответов: отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, поэтому до сих пор неясно, что такое мысль; спорен вопрос о начале сознания, ведь мышление не развивается само по себе. Поэтому в современной психологии можно выделить три основные точки зрения на сознание: отрицание самоценности психики и сознания в бихевиоризме; классическое понимание сознания как особого свойства высокоорганизованной материи; модель «расширяющегося сознания» в трансперсональной психологии С. Грофа, в соответствии с которой психика и сознание существуют еще до рождения человека.
Структура психики
Результатом деятельности нервной системы человека является сознание, сущность которого состоит в отражении объективных свойств различных предметов и явлений окружающего мира, в предварительном мысленном планировании действий и оценке их результатов, в регулировании взаимоотношений человека с окружающей природной и социальной средой. Сознание — высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование его поведения. Сознание — это часть психи ки, которая может произвольно направляться на определенный реальный или идеальный объект, возбуждаться или тормозиться самим субъектом.
Из теории психоанализа пришло представление, что психика включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. На основе многочисленных наблюдений и изучения подсознательных состояний психики, основоположник психоанализа 3. Фрейд пришел к выводу, что в структуре психики человека имеется особая часть — бессознательное, представляющее собой совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Бессознательное проявляется в ощущениях и импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Кроме того, оно проявляется также в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти. Бессознательное обнаруживает себя в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т. п. Именно по этим фактам можно судить о природе, содержании и функциях бессознательного.
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношением к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Однако, по мнению Фрейда, бессознательное имеет биологическую природу. Его главная функция — охранительная, поскольку бессознательное уменьшает нагрузку на сознание со стороны негативных и тягостных переживаний. Бессознательное структурировано в виде комплексов — устойчивых психических состояний, вызванных определенными переживаниями. Комплексы формируются под влиянием различных факторов и обстоятельств жизни, затем они вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболеваний.
Особое значение для человека имеют сознание и подсознание. Различия между ними носят принципиальный характер и лишь вместе они обеспечивают человеку возможность адекватно воспринимать и понимать действительность. Различия между сознательным и бессознательным можно представить в следующем виде:
|
|
Сознательное | Бессознательное |
Абстрактное, концептуальное Формально-логическое Вербальное Символическое Синтаксическая связанность Вторичные мыслительные процессы Рациональное Интенциональное мышление Формализация Научная систематизация Последовательность Дискретность | Конкретное, образно-визуальное Неформальная логика Невербальное (образное) Иконическое Свобода комбинаций знаков и образов Первичные мыслительные процессы Иррациональное Сновидения, фантазии, галлюцинации Интуиция Мифологическая систематизация Одновременность Континуальность |
Структура сознания
В современной науке существуют различные описания структуры сознания и входящих в него элементов. Чаще всего это зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, например, известный философ А.Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основных сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую.
Содержание когнитивной сферы составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т. е. сами знания. Традиционно в структуре сознания выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность — это способность человека к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная познавательная способность — это способность к ощущениям, представлениям и восприятию, которые выступают основой для рациональных знаний. Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, а внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. Внимание — это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность сознания, нацеленная на определенный объект, значимый в настоящее время.
|
|
Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию о прошедших ранее событиях, явлениях и фактах. Различают три вида памяти: мгновенную (длится несколько секунд), кратковременную (до двух- трех дней) и долговременную (до конца жизни человека). Различают зрительную, слуховую, осязательную память.
На основе интеллекта, способности к ощущениям и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.
Огромную роль в структуре сознания играют эмоции —реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувств, среди которых наиболее известными являются тревога, боль, удовольствие, радость и др. Эмоциональная сфера сознания представляет собой сферу потребностей, интересов и целей. Эмоция представляет собой отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или снижая его эффективность.
Главный элемент волевой сферы сознания — воля, т. е. способность человека к достижению своих целей.
Итак, сознание представляет собой чрезвычайно сложное психическое явление. В нем выделяют процессы внимания, восприятия и переработки информации, процессы запоминания и актуализации информации, мышление, а также творческие процессы создания новой информации. В результате этих процессов в сознании накапливаются опыт и знания, формируется отношение к окружающему миру и к себе, осознаются свои возможности.
С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир и формируем представление о нем, а с помощью мышления раскрываем сущность изучаемых объектов. Мышление — активное отражение объективного мира в понятиях, суждениях, моделях, теориях, концепциях, в результате чего возникает идеальный мир, являющийся отражением реального мира в нашем сознании. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением общего и существенного, что недоступно непосредственному восприятию органами чувств.
Мышление представляет собой непрерывный диалог между сознанием и подсознанием. Последнее непрерывно подсказывает сознанию различные варианты поведения и деятельности по решению актуальных для человека проблем. Если в бессознательном нет вариантов решения или отсутствует нужная ин формация, то этот постоянно идущий диалог нарушается. В результате этого мы испытываем чувство беспокойства и тревоги, перерастающее в страх. Так формируется стресс как ответ организма на информационные или эмоциональные перегрузки.
Основной формой мышления является мысль, которая может существовать в самых разных обликах. Но большинство мыслей состоит из сочетания образов, слов и понятий. Отделить их друг от друга бывает очень нелегко.
Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупности составляют интеллект (от лат. intellectus— понимание, рассудок) человека, т. е. способность сознания мыслить и рационально познавать действительность.
Возникновение интеллекта является естественным и закономерным этапом развития жизни на Земле. Как показывают данные этологии, животные часто демонстрируют разумные формы поведения, однако человеческий интеллект принципиально отличается от «разума» животных. Человек способен мыслить абстрактно, формировать общие понятия, строить суждения и умозаключения. Важнейшим отличием человеческого интеллекта является способность к рефлексии, т. е. умение видеть себя со стороны — изучать не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В этом заключается сущность самосознания. Таким образом, мышление человека, обладающего интеллектом, становится не только физиологическим, но и социально-историческим феноменом.
Возникновение сознания и интеллекта имело большое значение для жизнедеятельности человека, поскольку оно дало человеку свободу от внешней среды, позволив ему разрабатывать планы, предвидеть последствия своей деятельности, осуществлять обучение младших поколений. Но оборотной стороной этой свободы стало то, что отсутствие сдерживающего влияния конкретных ситуаций нередко вело разум по пути произвольных и неограниченных домыслов и фантазий. Это послужило основой мифологии, религии, искусства, науки — разнообразных сфер культуры, присущих только человеческому обществу. Кроме того, именно разум, выделяя человека из природы, лежит в основе дисгармонии человеческого существования. Она проявляется в том, что человеку нужны идеальные объекты, цели, потребности, которым он мог бы себя посвятить и которые мог бы реализовать. При этом формируется множество новых, несвойственных животным и присущих только человеку потребностей: в связи с другими людьми, самоутверждении, привязанности, во внутренней целостности, в объекте поклонения и т. д.