Конфликт – это особый тип социального взаимодействия, обычно противопоставляемый солидарности, сотрудничеству, кооперации. Конфликт как объект исследований находится в фокусе внимания психологов, социологов, историков, юристов, представителей других наук и рассматривается с разных точек зрения, поскольку очень важно понять: каковы причины и движущие механизмы конфликта, почему он свойственен обществу, несмотря на существование продуктивного сотрудничества.
Интерес к социальному конфликту был проявлен учеными достаточно давно. В конце XIX - начале XX вв. Г. Зиммель одним из первых отметил высокую важность конфликтного взаимодействия для общества. На протяжении XX века интерес к конфликту был достаточно высоким, вплоть до попыток создания специальной дисциплины о конфликтах — конфликтологии, в целом, увенчавшейся успехом. Наиболее известны концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга. Согласно Г. Спенсеру, конфликт неизбежен и стимулирует развитие общества. По Г. Зиммелю, конфликт определяется как одна из форм разногласий, объединяющая противоборствующие и одновременно взаимосвязанные стороны. Положительная роль конфликта – в стимулировании динамичности и адаптации. К. Маркс развил теорию классовой борьбы, построенную на принципиальном глобальном конфликте, который приводит к расколу общества как предварительному условию гармонии. Р. Парк называл конфликт основным видом взаимодействия [1, c. 141-142].
|
|
Как отмечают исследователи, следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта:
1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борьба.,., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., противостояния... — формулировки у различных авторов повторяются.
С точки зрения первого подхода конфликт – явление негативное. Основная технология работы с конфликтом – манипулирование, так называемое «управление конфликтом», цель которого – ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.
2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Данный подход обосновывает развитие конфликта как саморегулирующегося механизма, поэтому возможно так называемое «преодоление» конфликта, другими словами, необходимо пережить, прожить конфликт, который не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Сторонников второго подхода в настоящее время гораздо больше, хотя существует некоторое сохранение ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта [8].
|
|
Несмотря на несходство подходов к определению конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:
· наличие противоречия, во всяком случае различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
· противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;
· негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия [2, c. 22].
Основное содержание теории конфликтов составляют следующие категории: понятие и структура конфликта, его динамика, функции и типология.
В основу типологии конфликтов могут быть положены различные критерии.
1. По типу участников конфликты представлены в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Типология конфликтов по типу участников
Тип участника | Вид отношений | Уровень анализа | |
Внутрисистемный | Межсистемный | ||
Личность | Внутриличностный | Межличностный | Психологический |
Группа | Внутригрупповой | Межгрупповой | Социально-психологический |
Нация | Внутринациональный | Международный | Социальный |
2. По критерию институциональности различают конфликты:
- абсолютный
- институционализированный.
3. По последствиям конфликт может быть:
- интегративный (конструктивный, функциональный);
- разрушительный (деструктивный, дисфункциональный).
4. Типы конфликтов по Р.Кану и Д.Вольфу:
- межличностные;
- внутриличностные (между личностными чертами и функциональной ролью);
- межролевые (между разными функциональными ролями);
- ценностно-ролевые (между ценностями и ролью);
- ролеподавляющие (роль подавляет личность);
- ролезаполняющие (личность подавляет роль).
5. Типология М. Дойча, который выделял конфликты:
- подлинный (существует объективно и воспринимается адекватно);
- случайный или условный (зависит от обстоятельств);
- смещенный (явный конфликт, за которым имеется скрытый);
- неверно приписанный (по поводу ошибочно истолкованных обстоятельств);
- латентный (скрытый конфликт, «которого нет»);
- ложный (отсутствует объективное основание конфликта, который существует в силу ошибок восприятия) [6, c. 104-106].
Для анализа конфликтов необходимо рассматривать два аспекта: структуру (статику) и динамику конфликтов. Соответственно, в теории сформированы модели двух видов конфликтов: процессуальная и структурная.
В процессуальной модели конфликтов акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Рассмотрение конфликта в динамике означает вычленение стадий конфликта. К их числу можно отнести:
· возникновение объективной конфликтной ситуации;
· осознание объективной конфликтной ситуации;
· переход к конфликтному поведению;
· разрешение конфликта.
Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры: а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижения цели; б) концептуализация конфликтной ситуации; в) формы конфликтного поведения; г) ответная поведенческая реакция и др.; д) конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие). В результате анализа участники конфликта могут получить знания, полезные для конфликтного взаимодействия.
|
|
Структуру конфликта можно представить следующими элементами: участники (оппоненты), условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий [5].
В структурной модели конфликта акцент делается на анализе условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель исследований в этом случае состоит в идентификации параметров, влияющих на конфликтное поведение, и конкретизации форм этого влияния. В фокусе анализа находятся следующие параметры: а) внешние социальные давления; б) процедуры и правила взаимодействия; в) структура побудительных мотивов поведения.
В конкретных исследованиях используются обе модели конфликта, поскольку во взаимосвязи они дают более реальное представление о конфликте как структуре и процессе. Структурные переменные направляют и формируют динамику конфликтного процесса, а знание его динамики помогает предсказать влияние структурных переменных [7, c. 85].