· в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна
(1332-1406);
· в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
· в России: “Русская правда” (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
ТОЛКОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССОВ В КОРАНЕ — собрание проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти “столпов веры”, то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
ИБН-ХАЛДУН (ИБН ХАЛДУН АБДУРРАХМАН АБУ ЗЕЙД ИБН МУХАММЕД) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название “Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле”. Выдвинул концепцию “социальной физики”, которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА - “О граде Божием” и “Исповедь”. Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: “град Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духовная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
ФОМА АКВИНСКИЙ (ФОМА АКВИНАТ) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате “О правлении государей” излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.
В своем основном произведении “Сумма теологии” дает оценку товарно-денежным отношениям.
Ключевые догмы Фомы Аквината:
- деньги не могут порождать деньги;
- необходимо сословное деление общества;
- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и
искусственное (золото и серебро);
признание необходимости частной собственности. “Справедливой ценой” Фома Аквинат считал:
· цену, которая сообразна издержкам;
· цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
МЕРКАНТИЛИЗМ (итал. - “купец, торговец”) - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).
Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения производства товаров для экспорта - развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.
Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий. Меркантилизм в целом характеризуется следующими чертам:
1. деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства (при этом
частное и национальное богатство не различаются);
2. предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения;
3.накопление богатства (разумеется, в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.
Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:
· всестороннее ограничение импорта товаров;
· вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;
· установление высоких цен на экспортируемые товары;
· система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).
ГЛАВНЫМ В РАННЕМ МЕРКАНТИЛИЗМЕ – МОНЕТАРИЗМЕ, являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий,
Характерные черты
ПОЗДНЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА - ПРОТЕКЦИОНИЗМА:
· снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
· доминирует идея “торгового баланса”;
· протекционизм экономической политики государства;
· переделяющей функцией денег признается функция средства обращения;
· система монометаллизма.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу.
При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
ПРОГРЕССИВНОСТЬ МЕРКАНТИЛИЗМА состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры.
ОГРАНИЧЕННОСТЬ МЕРКАНТИЛИЗМА в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.
ФИЗИОКРАТИЯ (с греч. - “власть природы”) - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству.
Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия “произведений земли”, в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.
Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы:
Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.
Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие.
Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.
Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.
УТОПИЗМ (utopianism) - представления об альтернативном обществе, в котором устранены все известные виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения полной справедливости, свободы, равенства и/или каких-либо других идеалов, сформулированных автором утопии. Томас Мор назвал Утопией в книге с одноименным названием (1516) фантастический остров, социальная, экономическая и политическая жизнь на котором построена на коммунистических принципах, порожденных, безусловно, религиозными убеждениями (католическими) Мора и его монашескими идеалами. Воображаемое общество, описанное Мором, является как "хорошим местом" (от греческого eutopia), так и "не местом" (от греческого outopia) в том смысле, что оно не существует. Задолго до Мора люди любили размышлять над тем, каким – по природе и форме – должно быть идеальное сообщество. Эта традиция восходит к греческой политической мысли (Greek political thought), особенно к Платону (Plato). Дальнейшее развитие она получила в христианском учении (например, в повествовании неоплатонического толка о хорошем обществе св. Августина – "О граде Бопсием". От Платона до Мора литературная утопия служила в основном способом выражения, с нравственной точки зрения, понятия идеального.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - “что было бы, если”, “предположим, что” и т. д.
Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.
СОЦИАЛИЗМ — теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.
КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - экономическое течение конца XVIII - начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.
Создало трудовую теорию стоимости. Вершиной классической политической экономии являются труды А.Смита и Д. Рикардо, показавшего, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе заработной платы, прибыли, процента и ренты.
К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести. следующие:
· Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.
· Главный принцип - “laissez faire” (“предоставьте делам идти своим
ходом”), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае “невидимая рука” рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
· Предметом изучения является в основном сфера производства.
· Ценность товара определяется издержками, затраченными на его
производство.
· Человек рассматривается только как “экономический человек”,
который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения.
Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.
· Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы.
Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы,
· Целью предпринимательской деятельности капиталиста является
получение максимума прибыли.
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере
материального производства.
· Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами
МАРКСИ́ЗМ — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом[1]. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (с лат. institutio - “обычай, наставление”) - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20- 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.
ИНСТИТУТ (от латинского institutum - установление), 1) название различных специализированных учебных заведений (среднее, высшее, повышения квалификации и т.п.) и научно-исследовательских учреждений. 2) В праве - группа норм какой-либо отрасли права, регулирующих определенные общественные отношения (например, институт собственности, институт договора в гражданском праве). Термин "институт" употребляется в конституционном праве: например, парламент, правительство - как институт власти, конституционный институт. 3) В широком смысле - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни - совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения: экономический институт (например, заработная плата), политический институт (государство, партии), воспитательный институт и др.
Институциоиализм характеризуется следующими положениями:
· основа анализа - метод описания экономических явлений;
· объект анализа - эволюция социальной психологии;
· движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;
· трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
· неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
· стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
· необходимость детального количественного исследования явлений;
· защита проведения антимонопольной политики государства.
В развитии институционализма выделяют три этапа.
Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.
Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М.Кларк, А. Берли, Г. Минз.
Третий этап - 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституци-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлбронер, Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1991 г. за «Исследования по проблемам трансакционных издержек и прав собственности», Дж. Бьюкенен, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1986 г. за «Анализ финансовой политики», а также шведский экономист Г. Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. за «Исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и структурных процессов». Отдельные идеи встречаются у У. Ростоу, Дж. Робинсон и др.