Для достижения целей воспитания существует немало обоснованных и апробированных способов и методов. Современная теория воспитания выделяет две группы методов, различающихся по характеру влияния на воспитанника: внешнего влияния — директивные методы и внутреннего влияния — гуманистические методы, обращенные к эмоциональной сфере (Гриценко Л.И., 2005; Байкова Л.А., 2005).
К первым относятся: требование, приучение, упражнение, наказание, поощрение, указание, наставление.
Гуманистические методы — вовлечение в деятельность, моральное сотворчество, эмоциогенная ситуация, свобода выбора, изменение смысла деятельности, моделирование воспитывающей ситуации, ситуация успеха, ситуация «творения добра» — содействуют саморазвитию и самореализации детей. Они успешно реализуются в совместной деятельности, в ситуациях сотрудничества способствуя налаживанию и развитию диалогических, субъект-субъектных отношений, развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.
|
|
следует признать разумной необходимость сочетания в реальном воспитательном процессе и гуманистических и директивных методов.
Выделим основные методы воспитания общей и специальной педагогики, используемые активно в специальном образовании в разной степени и в различных сочетаниях:
методы формирования социального опыта (практические, дея-тельностные) — вовлечение в деятельность; приучение; упражнение; воспитывающие ситуации; игра; ручной труд; изобразительная и художественная деятельность и т.д.;
методы осмысления социального опыта, деятельности и поведения (информационные) — беседа, консультирование; использование средств массовой информации, литературы и искусства; примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, воспитателя; экскурсии, встречи и т.п.;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений (побудительно-оценочные) — свобода выбора; изменение смысла деятельности; ситуация успеха; педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание;
методы самоопределения личности — саморефлексия, самопознание, самовоспитание.
Как и методы обучения, методы воспитания детей с ограниченными возможностями, во-первых, имеют специфические особенности реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения, нередко оказываясь встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.
Рассмотрим в качестве примера особенности реализации некоторых методов воспитания в системе специального образования.
На начальных этапах специального образования эффективность воспитательных бесед, рассказов, разъяснений, чтения литературы значительно ниже, чем в системе массового образования. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в равной мере с обычными детьми осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, в полной мере понимать прозаические и стихотворные тексты детской литературы и извлекать из них воспитывающие примеры. В связи с этим большую воспитательную значимость приобретают информационные методы, опирающиеся на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога.
|
|
Достаточно успешно воздействуют примеры из окружающей жизни, личный пример воспитателя. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста действия, поступки, взгляды, суждения, привычки воспитателя (педагога) долгое время служат образцом для подражания, а его авторитет непререкаем и неоспорим. В отличие от обычных детей дошкольники и даже школьники с ограниченными возможностями жизнедеятельности очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремясь к постоянному укреплению и поддержанию этой связи, стараясь во всем быть похожими на него. Поэтому невозможно переоценить роль личности педагога в воспитании детей, имеющих нарушения развития.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений (педагогические требования, поощрение, порицание, наказание) также широко реализуются в практически-действенном варианте. Так, например, поощрение вначале может выражаться в доступном для ребенка упрощенном словесном виде («хорошо», «верно», «молодец» и т.п.), подкрепляемом материальным поощрением, причем с постепенным уменьшением последнего: вначале это лакомство, игрушка, затем их образные заменители (картинки с изображением лакомства, игрушки), позже абстрактный заменитель реального предмета (фишка или иной символ поощрения — флажок, звездочка, значок «+» и т.п.), и, наконец, остается только словесное поощрение.
Наказание также должно иметь практически-действенный характер, так как на ранних этапах словесное порицание, тем более в агрессивной форме, недопустимо. Ребенок, не обладающий достаточным житейским опытом и знанием норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий в должной степени регулировать и контролировать свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных или совершаемых им социально осуждаемых действиях. Более того, он, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда должны проявлять определенную сдержанность в порицании, стремиться выразить его в доступной для ребенка форме — это может быть и строгий взгляд, и неодобрительное покачивание головой, сопровождающееся словесным обозначением реакции педагога, воспитателя: «плохо»,, «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяются естественное, ограничение действий, привлечение к исправлению или устранению последствий негативного поступка: сломал — почини, нагрубил — извинись, насорил — убери и т.п.
Важно не отвечать агрессией на проступок ребенка (известно, что всегда проще накричать, наказать), а обратить его внимание на эмоциональную сторону последствий совершенного им проступка. Не осуждая при этом самого ребенка, постараться вместе с ним сосредоточиться и проникнуть в эмоциональное состояние пострадавшего (если таковой при этом имеется), помочь ребенку эмоционально пережить созданную им тяжелую ситуацию и подсказать на доступном уровне (или показать наглядно) нравственно достойный выход.
|
|
Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если: 1) оно не вредит физическому или психическому здоровью; 2) ребенок понимает, что совершил плохой поступок; 3) наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; 4) наказание, даже в самой мягкой форме, применяется нечасто, и не вырабатывается привыкание к нему; 5) впоследствии ребенку не напоминают ни о проступке, ни о последовавшем наказании.
Наказание, безусловно, может быть отменено, если ребенок сам выражает готовность исправить сделанное, не повторять осуждаемых действий.
Добавим, что нельзя наказывать трудом, деятельностью в целом, так как это всегда должно быть привлекательным для ребенка делом и его нельзя обесценивать, используя в качестве наказания.
Более эффективным оказывается лишение участия в деятельности, игре, общении.
Педагогу, воспитателю никогда не следует повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила могут быть только ситуации, в которых действия ребенка несут опасность для его жизни или здоровья. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае становится сигналом опасности, предостережения.
В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи в развитии личности человека с ограниченными возможностями, все большее место начинают занимать методы осмысления социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, диспуты и т.п.), методы самоопределения (самопознания, самоизменения, саморазвития) и стимулирующие методы (соревнование, словесное поощрение, доверие), опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников.