«Принципы, методы, формы и средства обеспечения коррекционного процесса в специальном образовании. Система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, особенности ее функционирование»
Цель: познакомить с нормативно-правовыми документами и методическими материалами, регулирующими деятельность специальных учреждений и групп для детей с разными отклонениями в развитии, содержанием коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с должностными обязанностями соответствующих специалистов;
Задача: актуализировать мотивацию по освоению передового педагогического опыта.
1. Вопросы для обсуждения:
1. Принципы специального образования: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности образования; социально-адаптирующей направленности образования; развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; деятельностного подхода; дифференцированного и индивидуального подхода; необходимости специального педагогического руководства.
|
|
2. Методы обучения и воспитания детей с нарушениями в раз
витии.
3. Формы организации педагогического процесса в коррекционном учреждении: индивидуальные, фронтальные занятия, урок, индивидуализированное обучение, групповые, дополнительные, вспомогательные.
4. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
5.Дошкольная и школьная система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии.
Задания для СРС:
Темы рефератов:
• «Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовательном учреждении»;
• «Использование наглядных средств обучения в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии».
Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont
Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация
Рекомендуемая литература:
1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. // Собр. соч. в 6 т. Т. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.,1983.
2.Специальная педагогика: В 3т. Т. 2.Общие основы специальной педагогики Назарова Н.М., Л. И. Аксенова [и др.]; Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2007. – 352с.
3.Специальная педагогика: В 3т. Т. 3.Педагогические системы специального образования Назарова Н.М., Андреева Л.В., Аксенова Л.И./ Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2008. – 400с..
2. Формы организации специального образования
Индивидуальное обучение используется:
—при наличии тяжелых и (или) множественных нарушений в развитии;
|
|
— при специфике индивидуального и возрастного развития ребенка, высокой степени нарушений развития;
— при рекомендованном надомном обучении.
Индивидуально-групповая форма (в условиях интегрированного обучения, при комбинированных нарушениях, при тяжелых формах умственной отсталости).
Классно-урочная система (комбинированные уроки).
Групповые формы работы (парами, бригадами).
Индивидуализированная форма работы.
Дополнительные формы организации педагогического процесса (экскурсии, самоподготовка).
Вспомогательные формы организации педагогического процесса (факультативы, кружки, конкурсы, смотры, викторины, соревнования, олимпиады и т. п.).