Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет».
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики. В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время опыта допускать нельзя.
|
|
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).
При оценке опыта следует обратить внимание не столько на абсолютное количество в памяти слов, сколько на соотношение результатов первого и последующих повторений, которые отмечаются в протоколе:
Слова | Повторения | Дополнительные слова | |||||
I | II | III | IV | V | спустя час | ||
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д. Т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на этих числах.
Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими заболеваниями мозга. «Кривая запоминания» может указывать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых.