Первое и самое главное, с чего обычно начинается подготовка студента к защите своей научного исследования, — это его работа над выступлением по результатам исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы.
В структурном отношении доклад можно разделить на три части, состоящие из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и составляют единство, которое совокупно характеризует содержание проведенного исследования.
Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение выпускной квалификационной работы. Обосновывается актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировка цели работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен и обработан фактический материал КР / ВКР, а также охарактеризовать ее общую структуру.
После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу работы. При этом особое внимание обращается на итоговые результаты, содержащиеся в выводах ко второй главе.
|
|
Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения КР / ВКР. Здесь целесообразно перечислить общие выводы из ее текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части) и собрать воедино основные рекомендации.
К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования сделанных выводов и предложенных рекомендаций.
При подготовке к защите желательно еще раз внимательно перелистать весь текст КР / ВКР, сделать нужные пометы на страницах, вложить в нужные места закладки. Особое внимание следует обратить на аналитические таблицы, графики и схемы, содержащие в наглядной и концентрированной форме наиболее значимые результаты проделанной работы. Часть таких материалов желательно подготовить для демонстрации в зале заседания кафедры / Государственной аттестационной комиссии. Они оформляются так, чтобы студент мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале.
Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа), уверенность и содержание ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публичного выступления.
|
|
Особенно важно, чтобы речь автора работы была ясной, точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.
Речь должны быть не только ясной и уверенной, но и выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если он говорит торопливо, проглатывая окончания слов, или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
Совершенно недопустимо нарушение норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.
Вот несколько советов, помогающих читать текст доклада:
• все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули;
• подчеркивайте выделяемые слова;
• оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;
• повторяйте существительные, избегая местоимений;
• используйте простые слова и простые утвердительные предложения;
• не перегружайте текст подчиненными предложениями.
Наилучших результатов удается достичь, если доклад был предварительно «отрепетирован» в домашних условиях, желательно перед зеркалом. При этом следует обратить особое внимание на следующие моменты:
• время звучания доклада (выступающий, которого ставят в известность о том, что время его выступления подходит к концу, обычно теряется, начинает волноваться и «комкать» свое выступление);
• произношение цитат на иностранных языках (это напрямую связано со специальностью);
• ударения в словах на русском языке.
Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению к нему со стороны членов Государственной аттестационной комиссии, а также всех присутствующих на защите.
После доклада начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в выпускной квалификационной работе, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т. п.