Конструктивизм – в искусстве (братья Веснины, В.Татлин, К. Мельников и др.) Затем – в науку (в связи с обоснованием оснований науки, особ. – математики, ведь мат. объекты = ментальные конструкции). РК - начиная с 80-х: П. Ватцлавик (1921), Х. фон Фёрстер (1911-2002), Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Э. фон Гласерфельд (1917), Б. ван Фраасен и др. Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, к-рые оказываются последней реальностью.
Предшественники:
- Ф. де Соссюр (язык = система знаков, где значение и звучание едины, причем это единство устанавливается каждым пользователем языка индивидуально),
- Ж. Пиаже (его генетическая эпистемология инструменталистски понимала знание как приспособление к окруж. миру, а приспособление и отражение – разные вещи)
- теории самоорганизующихся систем («входом» явл. не то, что видит внеш. наблюдатель, а то, что воспринимает сама система. Аутопоэтические системы (auto =сам, poien =делать) – сами себя сделавшие, продукты самих себя. Информационно замкнутые системы, не могут взглянуть на себя со стороны, представления о внешнем сформированы на основе внутренних состояний системы).Мозг содержит около 3-4 млн. нервных окончаний на периферии и 100 млрд. – 1 биллион центральных нейронов. Т.е. только около 1/100 000 общей активности мозга идет от чувственных органов. Все остальное – на основе собственной информации. – Восприятия нет в чувственных органах! Чувств.органы не отражают мир как он есть. Восприятие = рез-т обработки информации внутри мозга. Мозг конструирует восприятие. Г.Рот: «Мы можем констатировать: ни одно восприятие в себе не упорядочено и не оформлено. Поступающие от чувственных органов сырые данные переплетены, многозначны, только имплицитно информативны. Они постоянно должны формироваться согласно внутренним критериям, это значит, что их информация должна эксплицитно выявляться в свете прошлого опыта. Поэтому восприятие никогда не явл. отражениям чувственных данных, но всегда конструкцией».
|
|