Вопрос 36. Инвестиционные проекты, содержание, виды и методы их оценки

Определение инвестиционного проекта (ИП) дается в ФЗ РФ №39, а также в методических рекомендациях по оценке эффективности ИП (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). В методич. рекомендациях отдельно рассматрив. понятие «проекта» и «ИП». В частности под проектом поним:

1) комплект документов, содерж. цели предстоящей деятельности, а также комплекс действий, направленных на достижение целей;

2) комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих решений), направлен. на достижение целей.

ИП –это обоснование целесообразности и значимости капитальных вложений,а также необходимаяпроектно-сметная документация, разработ. в соответствии с законодательством РФ, утвержд-ая в установленном порядке, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Классификация ИП:

1) в зависимости от взаимного влияния проекта друг на друга:

ü независимые проекты;

ü альтернативные проекты (взаимоисключающие);

ü взаимодополняющие.

Независимые проекты –принятие решения о реализации одного проекта не влияет на реализациюдр. проекта.

Для того чтобы проекты б/независимыми д/ выполняться 2 условия:

1. денежные потоки не смешиваются в начале и в конце реализ. проекта.

2. д/б разные возможности (технические, технологические, трудовые и иные ресурсы)

Если отказаться от одного проекта, это не д/ повлиять на реализацию другого (предприятие имеет в собственности земельный участок, оно д/выбрать, н-р, строительство стоянки для автотранспорта, или строительство подсобного помещения для производства).

Альтернативные проекты –предприятие м/осуществить несколько альтернативных проектов,которыечастично зависимы между собой.

Разработка альтернативных проектов осуществляется на этапе планирования и выбирается тот проект, который имеет большую рентабельность и меньший срок окупаемости.

Взаимодополняющие –проекты м/реализовываться только одновременно(Связано с предприятием,которые используют давальческое сырье).

Взаимодополняющие проекты м/б комплементарными –принятие решения о реализации инвестиций

приведет к увеличению доходов по другому проекту. Есть проекты замещения – когда реализация одного проекта приводит к снижению доходов другого проекта.

2) по срокам реализации ИП:

ü краткосрочные – до 1 года;

ü долгосрочные – свыше 1 года

Макс. срок 3-5 лет, >5 лет инвесторы уже не заинтересованы.

3) масштабность ИП (влияние проекта на обществ.значимость на внутрен.и внешние рынки страны,сюда относят значимость экологического характера и социальную составляющую) :

ü глобальные ИП (связаны с наукоемк. технологиями, медицина, экология, народо-хозяйств.) оказывают влияние на страну в целом и на крупнейшие регионы;

ü крупномасштабные – влияние на субъект РФ, отрасль в целом;

ü локальные (в рамках одного предприятия, конкурентная среда в рамках муниципального объекта).

4) по направленности ИП:

ü коммерческая направленность (прибыль);

ü социальная (безработица, мин.обороны и т.д.);

ü экологическая.

ИП м/оценивать по многим критериям: социальная значимость, экономичность, степень вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Центральное место в этих критериях занимает оценка эффективности. Эффективность ИП –соотношение полученных результатов от проекта(эк.,соц.)к общему объему затрат,связанных с проектом (в методич. рекоменд. – экономич. категория, отражающая соотв-ие проекта целям, задачам, интересам уч-ов ИП). Эффективность ИП м/разделить на 2 направления:

1) общественная эффективность – влияние на общество в целом;

2) коммерческая эффективность – получение прибыли каждым участником и в целом по проекту. Существует общая схема оценки эффектив. ИП:

1этап. Рассчитав.показатели эффективности проекта в целом.Это количество раб.мест,оказывающихуслуги, ассортимент и ценовая политика, кроме того, опред. воздействие на окруж. среду. Для общественно значимых проектов первонач. рассчитыв. общественная эффективность, затем коммерческая. Если общественная эффективность – величина отрицат, то ИП не реализуется.

2этап. Составляется схема финансирования относительно каждого участника.

Задачи оценки эффективности:

1. Оценка реализуемости ИП, т.е. выявл. ограничений по фин. ресурсам.

2. Целесообразность ИП, которые подкреп. показателями прибыльности, объема рынка, свободными раб. местами.

3. Выбор наиб. ИП из множества альтернативных.

4. Выделение преимуществ., которые характерны для покупателей (уникальность, экономичность, ресурсосбер. технологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: