Практическое занятие.
Тема 10. Формы - средство создания интерфейса
В этом разделе Вы освоите
® конструирование форм с различными элементами оформления и элементами управления: полем, полем со списком, списком, вкладками, диаграммой
® создание в форме вычисляемых полей
® конструирование составных форм
® работу с данными по форме
Вам необходимо знать
Форма — это шаблон на экране, используемый, главным образом, для ввода, просмотра и редактирования записей.
Форма в случае ввода представляет бланк, подлежащий заполнению, и дает возможность осуществить контроль вводимых данных. Бланк-форма упрощает процесс заполнения базы данными, благодаря чему вводить информацию в базу может пользователь невысокой квалификации. Форма в случае просмотра и редактирования представляет маску, накладываемую на набор данных. Она позволяет ограничить доступ пользователя к информации в базе, заблокировав отдельные поля или записи.
Существуют простые и составные формы. Составной называется форма, включающая другие формы. Формы могут содержать различные элементы управления: надписи, поля, списки, раскрывающиеся списки, флажки, переключатели, кнопки, рисунки, вкладки, линии и др. В них возможны вычисления для отдельных записей и их групп, а также наглядное представление данных в виде диаграмм.
СУБД Access предоставляет большие возможности по оформлению форм — шрифты, фон, цвет и др.
Форму можно создать на основе таблицы или запроса. На основе одной таблицы или запроса можно построить несколько форм.
Существует три способа создания формы: автоматически, с помощью Мастера, с помощью Конструктора. В автоматическом режиме на основе выбранной таблицы автоматически создается одна из форм: в столбец (поля располагаются в столбец), ленточная (поля располагаются в строку), табличной (поля представлены в виде таблицы). Мастер форм руководит процессом создания формы. Он задает пользователю вопросы о структуре и оформлении формы, предлагая на выпор несколько вариантов. В результате диалога пользователя и Мастера появляется "готовая к употреблению" форма. Конструктор форм предоставляет пользователю набор инструментов, с помощью которого пользователь может создать форму соответственно своим вкусам и требованиям.
Задание 4.1. Сконструировать форму с именем СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ на основе таблицы СВЕДЕНИЯ вида, как на рис. 4.1. Выполнение задания Для создания формы с помощью Конструктора откройте окно Конструктора формы, выполнив последовательность действий:
окно База данных Þ объект Формы Þ [Создать] Þ окно Новая форма Þ выбрать Конструктор и выбрать из раскрывающегося списка источник данных - таблицу СВЕДЕНИЯ => [ОК].
Затем выполните следующие действия:
· включите (если не включены) по команде Вид необходимые инструментальные средства для конструирования:
♦ панель Конструктор форм;
♦ панель элементов;
♦ панель Формат (форма/отчет);
♦ разделы Заголовок /Примечание формы;
♦ список полей;
♦ линейку;
♦ сетку;
· расширьте разделы окна Конструктора до ширины экрана, перетащив правую границу любого раздела до вертикальной полосы прокрутки;
Рис. 4.1. Форма СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ
Примечание. Изменить высоту разделов можно, перетащив нижнюю границу раздела вверх или вниз.
· перетащите из списка полей поле НОМ_ЗАЧ в раздел "Область данных". В результате появятся два прямоугольника — надпись и поле, как на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Связанный элемент управления НОМ_ЗАЧ
Надпись и поле можно перемещать одновременно или раздельно. Для одновременного перемещения надписи и поля указатель мыши устанавливается на границу выделенной надписи или выделенного поля и, когда он принимает вид раскрытой ладони, производится перетаскивание. Для раздельного перемещения надписи и поля служат маркеры перемещения. В данном случае указатель мыши устанавливается на маркер и, когда он принимает изображение руки с вытянутым указательным пальцем, производится перемещение. Для удаления надписи осуществляют ее выделение и нажимают клавишу Delete, для удаления поля с надписью выделяют поле и нажимают клавишу Delete;
· перетащите остальные поля из списка полей в раздел "Область данных" и расположите их как в форме, приведенной в задании;
· введите текст заголовка СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ в раздел "Заголовок формы" и текст примечания Сведения о студенте введены в базу данных на основании карточки студента в раздел "Примечание формы" с помощью кнопки (Надпись) панели элементов.
Текст относится к несвязанным элементам управления. Ввод в форму несвязанного элемента управления осуществляется следующим образом: на панели элементов производится щелчок по кнопке нужного элемента управления, а затем щелчок в том разделе, где требуется разместить этот элемент. В результате появится текстовый курсор и можно набирать текст. Если введенный текст отобразится не полностью, то необходимо изменить размер надписи с помощью маркеров размера;
· введите дату по команде Вставка/Дата и время
В появившемся окне укажите формат даты согласно виду даты в форме, приведенной в задании. Соответствующий элемент управления отобразится в активном разделе "Заголовок формы";
· введите рисунок, щелкнув по кнопке (Рисунок) панели элементов, а затем в разделе "Заголовок формы". Появится окно Выбор рисунка, в котором необходимо найти папку Clipart (путь к этой папке определите, осуществив ее поиск средствами Windows). Выберите в папке имя графического файла Bs02064, а при отсутствии такого — любое имя по своему желанию. Подберите соответствующий размер рисунка. С целью полного отображения рисунка впишите его в рамку. Для этого вызовите окно свойств рисунка и задайте значение свойства "Установка размеров" - Вписать в рамку. Пример окна свойств рисунка приведен на рис. 4.3;
Рис 4.3. Окно свойств рисунка
· заключите в рамку поля ОБУЧ, ПЛАТА и их надписи для улучшения наглядности формы. Для этого щелкните по кнопке (Прямоугольник) панели элементов, а затем очертите рамку вокруг полей и их надписей;
· разделите линией поля формы для улучшения ее наглядности, как на рис. 4.1. Для этого щелкните по кнопке (Линия) панели элементов, а затем протяните линию при нажатой клавише Shift. В этом случае линия получится ровной;
· для просмотра сконструированной формы перейдите в режим формы по команде Вид/Режим формы или нажав кнопку (Вид). Если вид формы не соответствуют виду, приведенному в задании, то вернитесь в Конструктор по команде Вид/Конструктор и внесите необходимые изменения;
· сохраните форму с именем СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ по команде Файл/Сохранить или закрыв окно формы.
Примечание. В процессе конструирования формы рекомендуется:
· время от времени переходить из режима Конструктора в режим формы для оценки реального вида конструируемой формы;
· регулярно сохранять форму во избежание потери результатов конструирования из-за сбоев.
Задание 4.2. По форме СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ осуществить:
• просмотр сведений о каждом студенте;
• редактирование данных — изменение фамилии Рапин на "Репин";
• ввод сведений о себе;
• удаление сведений о себе.
Выполнение задания
Для работы по форме СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ откройте ее из окна базы данных двойным щелчком по значку формы или с помощью кнопки [Открыть], а затем выполните следующие действия:
• просмотрите сведения о каждом студенте, пользуясь кнопками перехода по записям;
• сделайте текущей запись со сведениями о студенте Рапине Иване Ильиче и в поле ФАМ замените значение на Репин;
• отобразите пустую запись, пользуясь кнопкой перехода , и введите в ее поля сведения о себе. Создание образца своей подписи и при необходимости гиперссылки в поле ПЛАТА произведите аналогично тому, как это делалось при заполнении таблицы СВЕДЕНИЯ;
• закройте окно формы. Откройте таблицу СВЕДЕНИЯ и убедитесь, что внесенные по форме изменения отобразились в таблице;
• откройте форму СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ, сделайте текущей запись со сведениями о себе, выделите ее щелчком по кнопке маркировки записи (расположена слева от полей) и введите команду Правка/Удалить запись
Задание 4.3. Модифицировать форму СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ, сделав:
• поле НОМ_ЗАЧ полем со списком с целью поиска записи в форме по значению номера зачетной книжки;
• поле ПОЛ — списком из двух значений "муж" и "жен" с целью выбора (а не ввода с клавиатуры) этих значений при добавлении данных по форме;
• различное цветовое оформление для разделов формы. Форму сохранить с именем СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ 1.
Выполнение задания
Откройте из окна базы данных форму СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ в режиме Конструктора, нажав кнопку [Конструктор], а затем выполните следующие действия:
• сохраните форму с именем СВЕДЕНИЯ О СТУДЕНТЕ1 по команде Файл/Сохранить как удалите надпись и поле НОМ_ЗАЧ;
• создайте поле со списком НОМ_ЗАЧ. Для этого включите (если не включен) режим работы мастеров, нажав кнопку (Мастера) панели элементов. Загрузите Мастер создания полей со списком: щелкните по кнопке (Поле со списком) панели элементов (указатель мыши примет другой вид), а затем в Области данных перед полем ФАМ. После этого:
♦ в 1-м окне Мастера переключатель поставьте в положение Поиск записи в форме на основе значения, которое содержит поле со списком Þ[Далее];
♦ во 2-м окне из списка "Доступные поля" выберите поле HOM_3AЧ и перенесите его в область "Выбранные поля" при помощи кнопки Þ[Далее];
♦ в 3-м окне задайте ширину столбца НОМ_ЗАЧ Þ[Далее];
♦ в 4-м окне оставьте предложенную подпись НОМ_ЗАЧ для созданного поля со списком Þ [Готово];
• удалите надпись и поле ПОЛ;
• создайте список ПОЛ. Загрузите Мастер создания списка: щелкните по кнопке (Список) панели элементов, а затем в Области данных перед полем ДАТ_РОЖД. После этого:
♦ в 1-м окне Мастера переключатель поставьте в положение Будет введен фиксированный набор значений Þ [Далее];
♦ во 2-м окне в клетке столбца Столбец! введите жен, в последующей клетке введите муж Þ [Далее];
♦ в 3-м окне из раскрывающегося списка "Сохранить в поле" выберите поле ПОЛ Þ [Далее];
в 4-м окне введите надпись списка ПОЛ Þ [Готово];
• уменьшите высоту списка ПОЛ до высоты его надписи;
• произведите различное цветовое оформление разделов формы. Для этого активизируйте раздел щелчком по его заголовку, раскройте список "Цвет заливки/фона" на панели Формат (форма/отчет) и выберите цвет фона;
• перейдите в режим формы. Убедитесь, что поле ПОЛ представлено списком из двух значений. Пользуясь полем со списком НОМ_ЗАЧ, найдите сведения о студенте с номером зачетной книжки 200307, после чего закройте форму.
Задание 4.4. Сконструировать форму с вкладками Студент и Успеваемость на основе запроса ОЦЕНКИ. На вкладке Студент разместить поля ФАМ, ИМЯ, ОТЧ, ГРУП. На вкладке Успеваемость расположить поля НОМ_ЗАЧ, ОЦ_МАТЕМ, ОЦ_ИНФ, ОЦ_ЭКОН и вычисляемое поле СРЕДНИЙ_БАЛЛ.
Форму сохранить с именем ОЦЕНКИ СТУДЕНТА.
Выполнение задания
Откройте окно Конструктора формы, указав в качестве источника данных запрос ОЦЕНКИ. Затем выполните следующие действия:
• настройте окно Конструктора для работы — включите (если не включены) панель Конструктор форм, панель элементов, панель Формат (форма/отчет), список полей, линейку и расширьте разделы до ширины экрана;
• щелкните по кнопке (Набор вкладок) панели элементов, а затем в разделе "Область данных";
• переместите поля ФАМ, ИМЯ, ОТЧ, ГРУП из списка полей на текущую вкладку и расположите их по своему усмотрению;
• вызовите окно свойств для текущей вкладки Вкладка1 и задайте на его вкладке Все значение свойства "Подпись" — Студент',
• сделайте текущей другую вкладку;
• переместите поля НОМ_ЗАЧ, ОЦ_МАТЕМ, ОЦ_ИНФ, ОЦ_ЭКОН из списка полей на текущую вкладку и расположите их по своему усмотрению;
• вызовите окно свойств для вкладки Вкладка2 и задайте на его вкладке Все значение свойства "Подпись" — Успеваемость;
• создайте вычисляемое поле СРЕДНИЙ_БАЛЛ. Для этого:
♦ щелкните по кнопке щ (Поле) панели элементов, а затем в разделе "Область данных";
♦ введите текст надписи. Для этого вызовите окно свойств для надписи и на вкладке Все задайте значение свойства "Подпись" — СРЕДНИЙ БАЛЛ;
Примечание. Ввод текста надписи можно осуществить еще так: щелчком выделить надпись, повторно щелкнуть по ней и после появления текстового курсора ввести текст.
♦» вызовите для свободного поля Построитель выражений, выполнив действия: вызвать окно свойств Þ вкладка Данные Þсвойство "Данные" Þ нажать кнопку ;
♦ в Построителе выражений щелчком раскройте <Список полей> формы и сформируйте выражение для вычисления среднего балла:
=([ОЦ_МАТЕМ]+[ОЦ_ИНФ]+[ОЦ_ЭКОН])/3
♦ чтобы значение среднего балла выводилось с одним знаком после занятой, вызовите для вычисляемого поля окно свойств и на вкладке Макет установите значение свойства "Формат ноля» - - Фиксированный, свойства Число десятичных знаков» - 1. На вкладке Все задай те значение свойства "Имя" - СРЕДНИЙ БАЛЛ;
· перейдите в режим формы для просмора сконструированной формы;
· сохраните форму с именем ОЦЕНКИ СТУДЕНТА
Задание 4.5. Сконструировать форму с именем СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ПО ГРУППАМ на основе запроса РЕЙТИНГ. Форма должна содержать диаграмму, отображающие средние баллы по предметам групп.
Выполнение задания
Откройте окно Конструктора формы, указав в качестве источника данных запрос РЕЙТИНГ. Затем выполните еле дующие действия:
• настройте окно Конструктора для работы;
• введите текст заголовка СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ПО ГРУППАМ в разделе "Заголовок формы";
• перетащите все поля из списка полей в Область данных;
• загрузите Мастер создания диаграммы, введя команду Вставка/Диаграмма и щелкнув в Области данных. После этого:
♦ В 1-м окне Мастера переключатель поставьте в положение Запросы и выберите в списке запрос РЕЙТИНГ Þ [Далее];
♦ во 2-м окне переместите все поля из области "Доступные поля» в область "Поля диаграммы" с помощью кнопки Þ [Далее];
♦ в 3-м окне выберите тип диаграммы Гистограмма;
♦ в 4-м окне переместите поля СР_ИНФ, СР_ЭКОН в область образца (над осью Y). Для отмены операции суммирования по каждому из полей дважды щелкните в этой области и в появившемся окне Вычисление итоговых значений выбирайте значение Отсутствует Þ [ОК ]Þ [Далее];
♦ в 5-м окне выберите в качестве и поля формы, и поля диаграммы поле ГРУП Þ [Далее];
♦ в 6-м окне введите название диаграммы Средние оценки и оставьте переключатель "Показать условные обозначения?" в положение Да Þ [Готово]. В разделе "Область данных" отобразится стандартный макет диаграммы;
• перейдите в режим формы для просмотра диаграммы;
• сохраните форму с именем СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ПО ГРУППАМ.
Задание 4.6. Сконструировать составную форму с именем НАЧИСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМ вида, как на рис. 4.4.
Рис.4.4 Составная форма НАЧИСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМ
В форме для каждого студента должны отображаться его начисления.