Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты

Московский государственный технический университет

Имени Н.Э. Баумана

Т.А.Кобзева

РечевАЯ культурА

ИНЖЕНЕРА

Методические указания к курсу «Русский язык и культура речи»

Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана


УДК 808.2

ББК 81.2Рус

К55

Рецензент: Камалова Р.А., доцент кафедры «Русский язык» МГТУ им. Н.Э.Баумана,

Кобзева Т.А.

К55 Речевая культура инженера: Методические указания к курсу «Русский язык и культура речи». - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.— 105 с.

Рассматриваются основные аспекты речевой культуры, приводятся упражнения для проведения практических занятий по курсу и задания для самостоятельной работы, способствующие совершенствованию речевых навыков, повышению уровня общей культуры будущих инженеров.

Для студентов всех специальностей.

УДК 808.2

ББК 81.2Рус

Методическое издание

Татьяна Анатольевна Кобзева

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.

107005, Москва, 2-я Бауманская, 5.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Тема 1. Понятие культуры речи, ее основные аспекты

Тема 2. Нормативность устной речи.

Тема 3. Коммуникативный аспект речевой культуры

Точность речи

Чистота речи

Богатство и выразительность речи

Логичность речи

Тема 4. Этический аспект культуры речи.

Тема 5. Действенность (эффективность) речевой коммуникации

Тема 6. Деловая беседа

Тема 7. Деловая переписка

Тема 8. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной деятельности

Заключение с.53

Рекомендуемая литература с.54


Введение

Современные психологи считают, что у нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как говорим. И чаще всего нас оценивают по языку, которым мы пользуемся: по нему безошибочно дешифруется личность говорящего. Слушатель легко определяет, с кем имеет дело, судит о степени интеллигентности, психической уравновешенности, возможной закомплексованности своего собеседника и т.д. Наша манера говорить тотчас «выдает» круг нашего общения, принадлежность к определенному социальному слою, уровень образованности и даже особенности характера. И если справедлива пословица «по одёжке встречают…», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова – это «одёжки» наших мыслей, нашей духовной сущности.

Во все времена умение красиво и убедительно говорить оценивалось людьми очень высоко. Обладание этим даром возносило человека на политический Олимп, делало знаменитым, помогало «состояться» в своей профессии – какова б она ни была. Ещё М.В.Ломоносов замечал, что без хорошего знания языка профессионально работать невозможно: «Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Добавим к этому, что и квалифицированный инженер, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, неспособный ясно и грамотно изложить свою точку зрения или передать полученную информацию, безусловно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьезную языковую подготовку.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными сегодня оказываются люди, не только способные мыслить самостоятельно, вырабатывать и предлагать оригинальные решения, но и умеющие адекватно сформулировать это решение, сделать его точным и понятным для других, вызвать к себе интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками, правильно выстраивать свое речевое поведение в сложных житейских и служебных ситуациях.

Д.С.Лихачев однажды высказал мысль, над которой стоит серьёзно задуматься: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Чёткое выражение своих мыслей, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности». Это действительно так. Если человек может точно назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил её суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, чётко указал на недочёты коллеги, значит, он умеет руководить людьми. Если он ярко и выразительно говорит, значит, ему проще строить взаимоотношения с окружающими людьми, потому что люди лучше его понимают и больше ему симпатизируют. Причём все эти способности – отнюдь не Божий дар, а, как правило, результат терпеливой учёбы и постоянной речевой практики. Человеку вообще язык дан не от природы, генетически ему дана только языковая способность, а не её реализация, и свою речь мы вырабатываем сами - в процессе общения с другими людьми, у которых прежде всего и перенимаем речевые особенности. Счастлив тот, кто может сказать о себе, что первые уроки языковой культуры он получил дома, что старшие в семье говорили на прекрасном русском языке и что в школе учителя сумели оформить его детские речевые навыки в стройную и безотказно действующую систему под названием «культура речи». К сожалению, в наше время таких людей немного. Если на протяжении предыдущих двух столетий уровень речевой культуры русского образованного общества в целом был очень высок, то сейчас многие говорят о вырождении русского языка, о своеобразном «онемении нации», когда дурное владение речью и пренебрежение к слову стало явлением обычным и не вызывающим осуждения. Многие наши современники считают, что настоящего русского языка уже и нет вовсе, что он погиб под натиском иностранных слов и блатного жаргона.

Это, разумеется, не так. В любые времена были люди, блестяще владеющие родным языком, и те, кто изъяснялся на нём с трудом. Тот факт, что среди наших современников много безграмотных людей, очевиден, но ведь так было всегда, и в этом ещё нет большой беды. Человек, который постоянно пересыпает свою речь нецензурными выражениями, или маловразумительными словечками англоязычного типа, или бесконечными «короче» и «как бы», - засоряет именно свою речь, делая её смешной и неприятной, но русский язык от этого не страдает, пока есть другие люди, умеющие им пользоваться. Вот если и вся русская интеллигенция (к которой, несомненно, принадлежат выпускники МГТУ им. Н.Э.Баумана) завтра заговорит подобным образом – тогда этот процесс «онемения» станет необратимым, а последствия для нации – самыми трагическими.

Таким образом, и с профессиональной точки зрения, и с позиций общенациональных интересов представляется весьма своевременным внесение важных коррективов в государственный образовательный стандарт, благодаря которым курс «Русский язык и культура речи» стал обязательным и для студентов технических вузов. Понимая, что многим учащимся, в сущности, приходится заполнять пробелы в своем языковом образовании с опозданием на много лет, мы всё же считаем, что эта задача вполне разрешима. Разумеется, ни этот курс в целом, ни данное пособие в частности не могут заменить вашей собственной кропотливой работы над совершенствованием своей речи. У нас другая цель – помочь вам осознать языковой идеал и стремиться к нему в собственной деятельности, помня о высказанном когда-то бессмертном завете Н.М.Карамзина: «В шесть лет можно выучиться всем иностранным языкам, но всю жизнь приходится учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим…».


Тема 1 Понятие культуры речи, её основные аспекты.

В современной лингвистике проводится чёткое разграничение понятий язык и речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих, его нормы узаконены (кодифицированы) и закреплены в художественной литературе данного народа, в грамматиках и словарях, а речь – это индивидуальное употребление языка каким-то конкретным его носителем. Речь каждый ведёт по-своему и о своём, и у кого-то речь может быть безграмотной или косноязычной, но язык здесь ни при чём, он по-прежнему остается «великим и могучим», невзирая на все усилия конкретных его носителей.

Соответственно и понятие речевой культуры подразумевает не столько знания о языке, сколько практическое его использование, владение им. Знания превращаются в культуру лишь тогда, когда они становятся органической частью определенной личности. И если язык – это инструмент человеческого общения, то речь можно сравнить с игрой на инструменте: сколько людей, столько и исполнителей. Бывают виртуозы, а бывают недоучки, бесталанные люди, совершенно беспомощные в обращении с этим тонким и совершенным инструментом.

Речевая культура человека заключается прежде всего в сознательном отборе и способе использования тех языковых средств, которые помогают его общению с другими людьми. Подбирая слова для выражения своих мыслей, говорящий, быть может не осознавая этого, руководствуется следующими соображениями:

· подходит ли слово по смыслу,

· правильно ли оно употребляется,

· выразительно ли оно,

· уместно ли оно в данной ситуации и т.п.

А стало быть, понятие культуры речи весьма неоднозначно. Оно включает в себя и нормативный, и коммуникативный, и этический аспекты, предусматривает умение «переключаться» с одного стиля на другой, знать, когда как можно говорить, учитывать особенности собеседника и т.д. Другими словами, речь интеллигентного человека должна быть не только правильной, но и выполняющей с максимальной полнотой поставленные задачи общения. Проверьте для начала свои речевые навыки с помощью предлагаемого ниже теста: выполните задания 1-14, ответьте на вопросы 15-17.

Тест.

1.Допущена ли речевая ошибка в названии закона «Об основах туристской деятельности», который был принят в нашей стране несколько лет назад?  
2.Вставьте Е или Ё в слова: Ос...длый, аф...ра. бл...клый, оп...ка, кр...стный отец, одноврем...нно, гренад...р, пещ...ра, ман...вры, ист...кший (период).
3.Можно ли соединить числительное «двадцать три» со словом «сутки»?  
4.Зачеркните слова, в которые вставлена лишняя буква: Следующий, будующий, инциндент, компроментировать, подчеркнуть, подчерк, дермантин, константировать, комплиментарный, прецендент.
5.Отметьте, в каком из двух предложений допущена ошибка: - Займи мне сто рублей. - Я у него занял сто рублей.
6.Какое значение имеет слово «простой» в следующих предложениях (укажите синонимы в каждом случае): - Дайте три простых конверта. - Она любит простые конфеты. - Не с сиропом, а простой. - Постели простую скатерть. - Две общих тетради, одну простую. - Найди более простоерешение задачи. - Один простой билет, один студенческий. - Тогда он еще был простымшофером. - Несмотря на свой высокий пост, он остался таким же простым и чутким человеком. - Эта задача слишком простая для него.  
7.Уместен ли фразеологизм в данной фразе? Как лучше выразить эту мысль? То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов.  
8.Объясните разницу в значениях слов: девальвация - деноминация - инфляция -  
9.Найдите речевые ошибки в предложении, запишите его в исправленном виде: Одев очки, я трудился за столом, а моя супруга молчаливо ходила взад-назад по комнате.  
10.Отредактируйте предложения: a) Согласно распоряжения директора, письмо относительно принятых мер днями будет направлено по адресу вашего местожительства.  
б) Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятий нашего времени.  
11.Найдите и объясните ошибки в следующих рассуждениях: а) Знания - не что иное, как слова. Слова - это ветер. Следовательно, знания - это ветер  
б) На дискотеках каждый вечер полно молодежи. У молодых сейчас только развлечения на уме.  
В) Все красивые блондинки легкомысленны. Люда - красивая блондинка. Значит, Люда легкомысленна.  
12.Объясните, что означает выражение «Нет пророка в своем отечестве».  
13.Поставьте ударения в словах: Ржаветь, позвонит, осведомиться, черпать, тортов, ходатайствовать, обеспечение, сливовый, петля, плато, закупорить, апостроф, баловать, мастерски, колледж, бармен, маркетинг, щавель, кремень, гренки.
14.Отметьте, в каких предложениях допущены речевые ошибки: В декабре месяце были сильные морозы. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. Помню, какие свинарники мы возводили! Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. В конечном итоге все уладилось. К сожалению, я обратно пишу вам об этом. Отец обещал сыну снять с него семь шкур. Я понял, какой намек мне дали. А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.  
15.Представьте, что ваш собеседник - очень старый человек. Постарайтесь объяснить ему, что такое пейджер.  
16.Отметьте, какие из типичных недостатков, на ваш взгляд, присущи вашей речи: 1. Повторяетесь ли вы? 2. Часто ли бывает, что вы не можете подобрать слова? Ø Бывает, что вы говорите одно, а подразумеваете другое? Ø Сложно ли вам выражать свои мысли? Ø Вы часто помалкиваете, опасаясь сказать глупость? Ø Часто ли вы отвечаете «Не знаю»? Ø Ограниченный ли у вас словарный запас, на ваш взгляд? Ø Часто ли вы неправильно используете слова? Ø Часто ли делаете грамматические ошибки? Ø Часто ли ошибаетесь в ударениях? Ø Присутствуют ли в вашей речи слова-«паразиты» («как бы», «короче», «типа» и т.п.)? Ø «Прижились» ли в вашей повседневной речи матерные слова? Вульгаризмы? Жаргонные словечки? Ø Часто ли забываете, что собирались сказать? Ø Часто ли перебиваете собеседника, не давая ему возможности закончить свою мысль? Ø Перескакиваете ли в разговоре с одной темы на другую? Ø Бывает ли, что, когда вы завладеваете беседой, люди начинают откровенно скучать и отвлекаться? Ø Бывает, что игнорируете обращенный к вам вопрос или отвечаете на него вопросом? Ø Часто ли отзываетесь плохо о других, особенно в их отсутствие? Ø Часто ли говорите что-то невпопад? Ø Часто ли вы делаете едкие, саркастичные замечания окружающим вас людям? Ø Часто ли вы отвечаете односложно, вместо того чтобы поддержать беседу? Ø  

Хотите верьте, хотите нет, но окружающие воспринимают вас позитивно или негативно в зависимости от того, как вы говорите. Ваши отношения с людьми прежде всего определяются уровнем вашей речевой культуры. Если вы ощущаете себя личностью и если вам суждено быть лидером, руководителем, знайте: сказанное вами будет не только запоминаться, но и воспроизводиться. Лидеру не прощаются ошибки. И если профессиональных ошибок кое-кто может и не заметить, то речевые обязательно станут предметом пересудов и даже анекдотов. Помня об этом, имейте силу не прощать себе речевых недостатков уже сейчас, выявляйте их и неустанно работайте над точностью, чистотой, правильностью своей речи. Только тогда можно надеяться, что ваше слово станет действенным; ваша речь – влиятельной речью авторитетного человека.

Цель приводимого теста – определить «точку отсчета», исходный уровень вашей речевой культуры (высокий – средний – низкий) – в сущности, то, что неосознанно мы определяем в разговоре с любым человеком. Как правило, мы «про себя» отмечаем либо очень высокий уровень (более 70% правильных ответов в нашем тесте), либо низкий (менее 50%), а средний (50-70%) попросту «не замечаем». И это не случайно.

Высокий уровень речевой культуры проявляется во всем: не только в выборе и разнообразии слов, ясной и точной речи, отсутствии ошибок, но и в интонациях, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде, доброжелательном и уважительном отношении к собеседнику, внимательном выслушивании чужой речи и пр.

Низкий уровень речевой культуры также заметен во всем. Если человек высокой речевой культуры прежде всего заботится о том, чтобы никому не доставлять неудобств, то низкая культура человека заставляет его делать прямо противоположное: он бесконечно упражняется в самоутверждении за счет других. Отсюда – грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы безошибочно распознаем человека неразвитого, с низкой культурой.

Диапазон проявлений среднего уровня речевой культуры гораздо шире. Как правило, в этом случае нет открытого пренебрежения различными нормами, скорее, есть некоторая ориентация на ситуацию – основные нормы стараются соблюдать только тогда, когда за нарушение могут наказать. В остальном люди со средним уровнем культуры обычно гораздо ближе к низкому уровню, чем к высокому, потому что человек с действительно высоким развитием, как правило, считает для себя недостойным поступиться им в любой ситуации и не нарушает тех норм, в необходимости которых он уверен. И дело не просто в нормативности речи. Абсолютно безошибочная речь – явление чрезвычайно редкое. Но для носителя высокой речевой культуры характерен минимум нарушений норм, их несистемность, случайность и – самое главное! – отсутствие апломба, излишней самоуверенности, выработанная привычка во всем проверять себя и стремление совершенствоваться.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: