УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3я73
ISBN 985-435-609-4 | © Составление. И. Ю. Евдокимова, 2003 © УИЦ БГПУ, 2003 |
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА НАД КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ. 4
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 6
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.. 7
Тема 1. Предмет, структура и методы современной психологии. 7
Тема 2. Развитие психики и сознания. 9
Тема 3. Естественнонаучные основы психологии. 11
Тема 4. Ощущения и восприятие. 12
Тема 5. Внимание. 16
Тема 6. Память. 18
Тема 7. Мышление. 20
Тема 8. Воображение. 22
Тема 9. Речь. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
РАБОТА НАД КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ
Основная форма подготовки студентов-заочников по психологии — это самостоятельная работа. Она должна быть плановой и систематической.
Данное методическое пособие поможет студентам дефектологического факультета овладеть программным материалом по курсу «Общая психология», выделяя в процессе подготовки к экзамену основные знания по каждой из тем. Оно даст возможность первокурсникам успешнее ориентироваться в большом объеме информации, представленной в современной учебной литературе по предмету, а также получить необходимую базу знаний для изучения специальной психологии, основ коррекционной работы, психологии речи и другим специальным предметам, изучаемым на дефектологическом факультете.
|
|
В организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов-заочников целесообразно использование не только учебников, учебных пособий, предназначенных для изучения лекционных курсов, но и различных сборников задач и методических разработок.
Данные рекомендации включают основные вопросы и понятия, различного типа задания для самоконтроля студентов, необходимые разъяснения и советы, которые можно использовать для изучения девяти основных тем курса психологии: «Предмет, структура и методы современной психологии», «Развитие психики и сознания», «Естественнонаучные основы психологии», «Ощущения и восприятие», «Внимание», «Память», «Мышление», «Воображение», «Речь».
Занятия, проводимые со студентами во время сессий и консультации, а также специальная учебно-методическая литература могут намного облегчить самостоятельную работу студента-заочника, но не заменить ее.
Работа над курсом начинается с прослушивания цикла установочных лекций и подбора литературы, изучение которой осуществляется в межсессионный период.
Лекции, читаемые на установочных сессиях, необходимо конспектировать. В конспекте каждой лекции должно быть отражено: наименование темы, план лекции, рекомендуемая литература, методические советы лектора и основное содержание лекции.
|
|
Самостоятельную работу над курсом необходимо начинать с детального ознакомления с каждым разделом программы и прочтения соответствующих глав учебника, а затем переходить к другой рекомендованной литературе. При отработке отдельных тем удобнее придерживаться той последовательности, в которой они расположены в программе.
Изучаемую литературу, как и лекции, желательно конспектировать, выделяя главное и формулируя его своими словами. При этом студент глубже и полнее осмысливает материал. Важно и то, что по своим записям учебный материал проще и легче восстановить в памяти.
Для глубокого, осмысленного и прочного усвоения изучаемой литературы, запоминания определений тех или иных понятий, положения и примеры одного литературного источника следует сравнивать, сопоставлять с другими, а также использовать конспекты лекций.
Конспект пишется разборчиво, и сама форма записи должна раскрывать группировку и соподчинение материалов. Для этого выделяют главное, второстепенное, примеры. Достигается это путем подчеркивания отдельных слов или предложений, выделением абзацев и т. п. И, наконец, конспект особо ценен, если он является сводом различных точек зрения, в том числе и точки зрения студента, если разнообразный материал сведен им по возможности в таблицы, схемы, графики.
Студенту-заочнику рекомендуется иметь в личной библиотеке важнейшие пособия по психологии. Для облегчения нахождения и использования литературного материала в книгах из личной библиотеки могут делаться закладки, заметки на полях книги, а в конспектах даваться ссылки на ее страницы с указанием лишь общего содержания без выписки цитат или других фактических данных.
Студент должен пользоваться периодическими изданиями, и прежде всего журналами: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ», «Псіхалогія», «Адукацыя і выхаванне», «Мир психологии» и др.
Изучение литературы — важный и необходимый этап в освоении курса психологии. Лишь систематически работая с людьми, наблюдая, экспериментируя, обобщая опыт и собирая материал, можно рассчитывать на глубокое усвоение психологии как науки, на приобретение навыков применения психологических знаний в практической работе.
Результаты личных наблюдений могут фиксироваться в дневниках, картотеках, систематизированных по отдельным психическим процессам (внимание, память, речь и т. д.), свойствам личности (способности, темперамент и т. д.), возрастным группам или другим признакам.
Подготовка к экзаменам и их сдача является заключительным этапом работы над курсом, в процессе которого весь материал восстанавливается в памяти, еще раз переосмысливается во всем его объеме и взаимосвязях, глубже вскрывается связь психологии с жизнью. Вопросы, оставшиеся неразрешенными или вызывающие сомнение, выясняются у преподавателя на консультации, предшествующей экзамену.
В процессе работы над курсом и при подготовке к экзаменам рекомендуется проводить собеседования в небольшой группе студентов. Развернутое изложение материала и дискуссия способствуют взаимному обогащению, углублению знаний, а также развитию речи.
Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной творческой работы над курсом психологии в данных методических рекомендациях выделяются основные понятия и вопросы к каждой теме, предлагаются задания для самостоятельного выполнения, темы контрольных работ, указывается необходимая литература для изучения, а также даются краткие указания и рекомендации к темами курса.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
|
|
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2002.
3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 2001.
4. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.
5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб, 2001.
7. Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т. 1.
8. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. М., 1981.
9. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
10. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М., 1995.
11. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 2002.
12. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2001.
13. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.,2002.
14. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. Т. 1—2.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
16. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.
17. Таратунский Ф. С., Таратунская Н. Ф. Задачи и упражнения по общей психологии. Мн., 1988.
18. Хрестоматия по психологии. М., 1977.
19. Чеховских М. И. Основы психологии. Мн., 2002.