Давая общую характеристику внимания, необходимо выделить следующие его особенности.
1. Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Оно не отражает ни свойств предметов, ни связей и отношений между ними. Его содержанием является та психическая деятельность, в которую оно включается, влияя на ее процесс и результат. Во внимании проявляется активность личности по отношению к предмету деятельности, направленность человека, его интересы, желания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Под направленностью психической деятельности следует понимать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Сосредоточенность — это большая или меньшая углубленность в деятельность. Она также связана с отвлечением от всего постороннего.
|
|
Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.
П. Я. Гальперин считал внимание одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющим собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля или внимания не имеет отдельного результата.
Произвольное внимание — планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
2. При изучении физиологической основы внимания надо выделить условия, способствующие возникновению очага оптимального возбуждения. Возникновение такого доминантного очага вызывается не только особенностями предмета, но и отношением к нему человека — его потребностями, интересами, переживаниями, жизненным опытом.
3. Важно уточнить признаки, в которых произвольное и непроизвольное внимание проявляются в различной степени активности личности по отношению к объекту внимания. В процессе деятельности характер внимания постоянно меняется. Произвольное внимание может перейти в непроизвольное, послепроизвольное и обратно. Переход от одного вида внимания к другому обусловлен как особенностями деятельности человека, так и его общим психическими состоянием.
|
|
4. Рассматривая вопрос о свойствах внимания, следует подробно изучить характеристику каждого свойства. Нужно уяснить, что объем внимания зависит от того, насколько знакомы объекты внимания, их группировки, связи между ними, их расположения в пространстве и во времени. Распределение внимания между несколькими видами деятельности возможно при условии свободного владения одним из видов работы. Необходимо также уточнить отличие способности переключения внимание от отвлечения внимания как непроизвольного перехода внимания с одного объекта на другой. Очень важным свойством внимания является его устойчивость. Основным условием сохранения устойчивости внимания является активность человека, обусловленная отношением к объекту внимания.
5. Состояние внимания часто может характеризовать общее психическое состояние человека. Говорят о внимательности или невнимательности, о состоянии рассеянности или сосредоточенности человека. В том или другом состоянии может находиться каждый человек под влиянием различных причин: утомления, эмоционального подъема, повышенной возбудимости, интереса к чему-либо и др.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?
2. Какие условия обеспечивают устойчивость внимания?
3. Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет? Назовите группы факторов, способствующих привлечению внимания.
4. Как связаны между собой развитие внимания и формирование таких моральных качеств личности, как чуткость, отзывчивость?
5. В чем проявляется наблюдательность человека? Чем характеризуются подлинная и мнимая рассеянность?
6. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.
7. «При сосредоточенном думании, при увлечении каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит...» (И. П. Павлов). Как называется данное явление? Что лежит в основе его физиологического механизма?
8. Назовите качества внимания и раскройте их содержание, роль в жизнедеятельности. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств.
9. «Он — весь внимание»,— говорят о напряженно что-либо слушающем, читающем или рассматривающем человеке. В чем же проявляется внимание? Приведите примеры.