Рекомендации к работе над темой. Давая общую характеристику внимания, необходимо выделить следующие его особенности

Давая общую характеристику внимания, необходимо выделить следующие его особенности.

1. Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Оно не отражает ни свойств пред­ме­тов, ни связей и отношений между ними. Его содержанием является та пси­хи­че­ская деятельность, в которую оно включается, влияя на ее процесс и результат. Во вни­мании проявляется активность личности по отношению к предмету деятель­но­сти, направленность человека, его интересы, желания.

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической дея­тель­но­сти на чем-либо определенном.

Под направленностью психической деятельности следует понимать ее изби­ра­тельный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конк­рет­ных предметов, явлений или выбор определенного рода психической дея­тель­но­сти. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на опре­деленный промежуток времени.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Сосредо­то­чен­ность — это большая или меньшая углубленность в деятельность. Она также свя­зана с отвлечением от всего постороннего.

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла пси­хи­ческой деятельности в тот или иной момент времени.

П. Я. Гальперин считал внимание одним из моментов ориентировочно-иссле­до­вательской деятельности, представляющим собой психологическое действие, нап­равленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в дан­ный момент в психике человека. Главная функция внимания — контроль над содер­жанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и пред­ставлена вниманием. В отличие от действий, направленных на производство опре­деленного продукта, деятельность контроля или внимания не имеет от­дель­ного результата.

Произвольное внимание — планомерно осуществляемое внимание, т. е. фор­ма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

2. При изучении физиологической основы внимания надо выделить условия, спо­собствующие возникновению очага оптимального возбуждения. Возникновение та­кого доминантного очага вызывается не только особенностями предмета, но и от­ношением к нему человека — его потребностями, интересами, переживаниями, жиз­ненным опытом.

3. Важно уточнить признаки, в которых произвольное и непроизвольное вни­ма­ние проявляются в различной степени активности личности по отношению к объекту внимания. В процессе деятельности характер внимания постоянно ме­ня­ет­ся. Произвольное внимание может перейти в непроизвольное, после­произ­воль­ное и обратно. Переход от одного вида внимания к другому обусловлен как особен­ностями деятельности человека, так и его общим психическими состоянием.

4. Рассматривая вопрос о свойствах внимания, следует подробно изучить ха­рак­теристику каждого свойства. Нужно уяснить, что объем внимания зависит от того, насколько знакомы объекты внимания, их группировки, связи между ними, их рас­положения в пространстве и во времени. Распределение внимания между несколь­кими видами деятельности возможно при условии свободного владения одним из видов работы. Необходимо также уточнить отличие способности пере­клю­­чения внимание от отвлечения внимания как непроизвольного перехода вни­ма­ния с одного объекта на другой. Очень важным свойством внимания является его устой­чивость. Основным условием сохранения устойчивости внимания является ак­тивность человека, обусловленная отношением к объекту внимания.

5. Состояние внимания часто может характеризовать общее психическое сос­тоя­ние человека. Говорят о внимательности или невнимательности, о состоянии рас­сеянности или сосредоточенности человека. В том или другом состоянии может нахо­диться каждый человек под влиянием различных причин: утомления, эмо­цио­наль­ного подъема, повышенной возбудимости, интереса к чему-либо и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?

2. Какие условия обеспечивают устойчивость внимания?

3. Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет? На­зовите группы факторов, способствующих привлечению внимания.

4. Как связаны между собой развитие внимания и формирование таких моральных ка­честв личности, как чуткость, отзывчивость?

5. В чем проявляется наблюдательность человека? Чем характеризуются под­лин­ная и мнимая рассеянность?

6. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь ла­ко­нич­но и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие харак­те­ри­сти­ки каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.

7. «При сосредоточенном думании, при увлечении каким-нибудь делом мы не ви­дим и не слышим, что около нас происходит...» (И. П. Павлов). Как называется дан­ное явление? Что лежит в основе его физиологического механизма?

8. Назовите качества внимания и раскройте их содержание, роль в жиз­не­дея­тель­но­сти. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на прояв­ле­ние и развитие этих качеств.

9. «Он — весь внимание»,— говорят о напряженно что-либо слушающем, чи­таю­щем или рассматривающем человеке. В чем же проявляется внимание? При­ве­ди­те примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: