Тему «память» следует рассматривать с двух сторон — со стороны ее содержания и тех процессов, в которых совершается запечатление, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимает, о чем думает, что чувствует.
Важно уяснить значение памяти в познавательной и в любой другой деятельности человека, в его общении с людьми, в процессе формирования личности.
При изучении процессов памяти важно обратить внимание на следующие аспекты:
1. Понимание закономерностей памяти возможно только на основе знания физиологических механизмов, т. е. нервных процессов, которые протекают в больших полушариях мозга при запоминании, сохранении и последующем воспроизведении воспринятого. При этом важно уяснить условия образования и закрепления в коре головного мозга нервных связей, лежащих в основе различных видов ассоциаций.
2. Анализируя процесс запоминания, следует обратить внимание на его организацию и условия, способствующие лучшему запечатлению.
3. Важно отметить связь процесса запоминания с другими сторонами психики: восприятием, воображением, мышлением, волей (преднамеренное запоминание), чувствами (легкость запечатления материала, вызывающего переживания), интересами и потребностями личности.
4. Процесс сохранения надо рассматривать как активную переработку, заключающуюся в анализе, обобщении, систематизации того, что запомнил человек. Обратить внимание на зависимость сохранения от характера запоминания.
5. Воспроизведение нужно рассматривать как результат запоминания и сохранения. Полнота и точность воспроизведения в основном зависят от организации восприятия, запоминания и повторения материала в разных его вариантах.
После рассмотрения процессов памяти следует перейти к анализу ее содержания и усвоению следующих положений.
1. Содержанием образной памяти каждого человека являются образы ранее воспринятых предметов. Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая память интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, а также в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например у слепых, глухих и т. д.
Вопрос о природе представлений является одним из главных в этой теме. Изучая процесс формирования представлений, нужно обратить внимание на зависимость представлений от восприятия.
2. При изучении вопроса о различных видах памяти важно выделить особенности эмоциональной памяти в отличие от других ее видов. Эмоциональная память — это память на переживания. При этом ее типе прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особых усилий и на более длительный срок.
3. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков.
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли и слова. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти человека.
4. Характер и направленность интересов человека определяют в значительной мере и содержание его памяти. Каждый человек запоминает и сохраняет в основном то, что связано с целью и содержанием его деятельности и с его интересами.
5. В процессе деятельности формируются индивидуальные особенности памяти людей: у одних преобладает наглядно-образный тип памяти, у других — словесно-абстрактный. Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.
К индивидуальным особенностям относятся и такие качества памяти, как быстрота запоминания, длительность и прочность сохранения, точность воспроизведения. В деятельности развиваются и типичные для каждого человека способы запоминания: зрительный, слуховой, моторный или смешанный.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается активность процессов памяти?
2. Укажите принципиальное отличие памяти человека от памяти животных.
3. Дайте обоснование утверждению, что распад памяти является вместе с тем и распадом личности.
4. Назовите сугубо человеческий вид памяти. Дайте его характеристику.
5. Какое влияние на процесс запоминания оказывают действия человека с объектом, а также цели, мотивы деятельности человека, его опыт?
6. Назовите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические подходы к определению механизмов памяти.
7. Чем отличается образ вещи в представлении от образа вещи в восприятии?
8. Почему при интенсивной и кратковременной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?
9. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала. Составьте и запишите рекомендации.
10. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите:
а) почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности человека?
б) как влияет на запоминание материала отношение к нему (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)?
в) чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?
11. В чем выражается связь узнавания и воспроизведения с такими процессами, как воля и мышление?