Морохова Елена Игоревна

к.ф.н., доцент

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина

филиал ФГБОУ ВПО Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ключевые слова: историческая память, патриотизм, пропаганда, идеология, национальные идеалы, национальное самосознание.

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Более того, каждое последующее десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. Именно к таким событиям относится Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Память об этих событиях неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века.

На протяжении многих лет после мая 1945-го Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии в крупнейших сражениях долгое время являлись важнейшим воспитательным средством развития преемственности традиций между различными поколениями, одним из главных факторов осуществления активной и целенаправленной военной политики государства, внесшего решающий вклад в разгром фашизма, укрепления обороноспособности страны, обеспечения высокой боеготовности Вооруженных сил.

Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Победа в Великой Отечественной войне служила созиданию и развитию нашего общества, государства, строительству Вооруженных сил, формированию личности гражданина и патриота Отечества. Соответственно, деятельности, осуществляемой в этом направлении, в которой принимали участие десятки государственных и общественных организаций и объединений, придавалось исключительно большое значение. Высшего своего апогея эта деятельность достигала в период подготовки и празднования Дня Великой Победы, который является поистине всенародным праздником, важнейшим фактором консолидации не только наших соотечественников, но и союзников по антигитлеровской коалиции, многих других государств, проявлявших благодарность и признательность стране, выполнившей великую освободительную миссию в борьбе с фашизмом.

Нет иной идеи, на которой бы можно было строить новую идеологию, создавать основы воспитания, кроме идеи патриотизма. Сегодня велика потребность воспитания любви к Родине, гордости за Отечество, уважения к своей истории, к делам и традициям предшествующих поколений. История Великой Отечественной войны, история победы над фашизмом - важнейшее и обязательное средство формирования патриотических качеств российских граждан, которые могут и должны наследовать все лучшее, что создано трудом, отвагой, творческим гением многих миллионов поколения Победителей.

Возрождение национального самосознания России, реализация созданного поколением Победителей духовного, научного, экономического, военного, воспитательного потенциала нашего общества являются доминирующей тенденцией ее современного развития и по всем параметрам тяготеют к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов. Современное воспитание, одной из задач которого является подготовка молодежи к выполнению функции защиты страны, главным образом в условиях воинской деятельности должно обеспечивать: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанным на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости обеспечения этой защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Мировоззренческий, социально-педагогический компонент содержания военно-патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его извечно духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. В этой ситуации общество и его дееспособные институты, государственные и общественные организации и объединения должны вновь заявить о приоритетах, основанных на использовании исконно российских духовно-нравственных богатств и ресурсов, роль которых ныне незаслуженно принижена. Только основываясь на огромном духовно-нравственном потенциале народов России можно решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни. Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности, высшим проявлением которой явилась Победа в Великой Отечественной войне.

На Западе сейчас создается иная, т.е. новая концепция Второй мировой войны, а переписывание ее истории используется как один из инструментов установления нового мирового порядка. А для того, чтобы решить эту задачу, надо фальсифицировать историю войны и перевести СССР из разряда государств-победителей, основателей современной политической системы в разряд потерпевшего поражение агрессора, а также одновременно подорвать популярную в мире легитимность Ялтинско-Потсдамской системы. При этом Запад стремится сохранить лавры победителей, но с новым мировым порядком. Кампания по пересмотру истории и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн глубоко затронула общественность и в западных странах, и в нашей стране. Перед 70-летием Великой Победы участились нападки на ветеранов Великой Отечественной войны, появились публикации в печати и информация в телепередачах о попытках переписать историю, очернить советское прошлое, извратить суть героического времени, унизить подвиг наших ветеранов, всех советских людей, преобразовавших в 20-30-е гг. нашу страну в мощную державу, способную разгромить фашистскую Германию, которая до нападения на Советский Союз сравнительно легко подмяла под себя все страны континентальной Европы. К числу таких публикаций и заявлений по телевидению с полным основанием можно отнести высказывания Г.Х. Попова в книге «Три войны Сталина», В. Познера в неоднократных телевыступлениях, А. Цыпко в статье «Идентификация тоталитаризма» в «Независимой газете» от 3 ноября 2009 г. и др. Очень просто разрушить то хорошее в воспитании молодежи, что было наработано за долгие годы в нашей стране. По самосознанию молодого поколения нанесен мощный удар. Это хорошо понимают и понимали на Западе.

Встав во главе правительства, Гитлер и его окружение взяли курс на установление нацистской диктатуры в стране [1, с. 510]. В этом же контексте министр народного просвещения и пропаганды И. Геббельс и определил главные задачи своего идеологического аппарата: «Имеются два пути делать революцию. Противника можно обстреливать из пулемета до тех пор, пока он не признает превосходство тех, в чьих руках находятся эти пулеметы. Это простейший путь. Но нацию можно преобразовать также путем революции духа и, вместе с тем, не уничтожить противника, но даже привлечь его на свою сторону. Мы, национал-социалисты, пошли по второму пути и будем идти по нему дальше. Привлечение всего народа на сторону нового государства будет являться нашей актуальнейшей задачей в этом министерстве» [2, с. 330].Таким образом, Геббельс с самого начала образования Имперского Министерства просвещения и пропаганды поставил весь его потенциал на службу гитлеровскому режиму. Немаловажное значение в насаждении нацистской идеологии играло кино. «Эта сфера искусства находилась под полным контролем отдела кино при Министерстве пропаганды. Ни один сценарий не мог быть принят кинофирмой без его утверждения» [3, с. 194].

Министерство пропаганды контролировало также литературу, театр, изобразительное искусство, музыку посредством создания соответствующих отделов. Они определяли писателям литературные темы, утверждали планы и репертуары театров, давали указания композиторам, какую нужно сочинять музыку, а художникам – какие писать картины. Насаждение нацистской идеологии активно проводилось не только среди мирного населения, но и в армии. «Пропагандистские роты располагали новейшими техническими средствами. Во время военных действий они находились вместе с войсками и благодаря этому давали оперативную газетную, фото и киноинформацию. Германская военная кинохроника своими достижениями обязана именно этим ротам» [4, с. 41] Нацисты возвели пропаганду в основу государственной политики, придали ей четкую организацию и систематичность, что позволяло гитлеровскому режиму добиться значительных результатов по одурманиванию немецкого народа. Вот какая огромная роль принадлежит воспитанию народа посредством изложения информации! Вот почему подрастающее поколение должно знать достоверные исторические факты!

«В войну было втянуто 61 государство, более 80% населения земного шара, военные действия велись на территории 40 государств» [5, с. 22]. Однако решающей частью Второй мировой войны явилась Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Именно здесь была сокрушена военная мощь фашистского блока. Необходимо развивать у подрастающего поколения нашей страны патриотизм, любовь и уважение, к историческому прошлому Родины, гордость за наши Вооруженные Силы, совершившие великий подвиг во время Великой Отечественной войны. Нужно с детства учить навыкам мирного общежития людей разных рас и национальностей. А узнавать друг друга лучше всего через культурную коммуникацию. Отсутствие информации рождает недоверие. На любом месте при желании можно вносить свою лепту в гражданско-патриотическое воспитание подрастающих поколений. Даже через пропаганду достижений россиян в науке, технике, культуре, возвращение на телевидение, в литературу и кино образа трудового человека вместо воцарившихся сегодня «героев» – олигархов и бандитов. Все это будет способствовать восстановлению исторического сознания молодежи [6, с. 25].

Историческое сознание впитывает в себя не только систематизированную информацию (в основном через систему образования), но и неупорядоченную (через средства массовой информации, художественную литературу и т.д.), восприятие которой определяется особыми интересами общества, социальной группы или конкретной личности. Немалую роль в функционировании исторического сознания играет случайная информация, часто опосредованная культурой окружающих человека людей, семьи, а также в известной мере традициями, обычаями, которые несут в себе определенные представления о жизни народа, страны, государства. Историческая память, по мнению Ж.Т. Тощенко, «…определенным образом «сфокусированное сознание», в котором информация о прошлом концентрируется и приобретает актуальность, благодаря её тесной связи с настоящим и будущим» [7, с. 11]. Она по сути является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей в настоящем или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о том, что из всех явлений прошлого наиболее устойчивым элементом исторической памяти российского населения, сохраняющим неизменно первую позицию в соответствующих рейтингах, является память о Великой Отечественной войне. Память о Великой Отечественной войне при всех ее проблемах, ошибках, провалах – сегодня, пожалуй, единственное историческое событие прошлого, которое в немалой степени объединяет население России и бывших республик СССР [8, с. 17]. Можно утверждать, что в условиях современного идеологического вакуума победа в Великой Отечественной войне стала фактически опорной позитивной точкой российского национального самосознания. Сейчас настала пора остановиться в саморазрушении, очистить историческую память народа от чудовищных фантомов. В этом случае у России сохранится шанс и в будущем играть историческую роль, которая по праву ей предначертана.

Те, кто ныне пытается переосмыслить итоги Второй мировой войны и уравнять ответственность фашисткой Германии и Советского Союза в ее развязывании, целятся в Сталина, а стреляют в Россию. Молодежь должна это понимать и не только гордиться подвигом старших поколений, но и уметь отбивать нападки такого рода и защищать нашу историю. Необходимо повернуть военно-патриотическую тему в социальное русло, чтобы улучшать сегодняшнюю жизнь. Для этого нужно заимствовать из советского прошлого хорошие традиции – патриотизм, социальное равенство, противостояние эскалации потребительства. Очень важно, чтобы дети знали, кто и зачем начал Вторую мировую войну, какие жертвы понес советский и другие народы и почему нельзя, чтобы эта катастрофа повторилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: