Ключевые слова: масштабное моделирование, диорама, стендовый моделизм

В последнее десятилетие все больше убеждаюсь в том, что у молодого поколения с новой силой возник интерес к истории нашей страны, особенно с начала 30-х годов. Причем убеждения в отношении трактовок исторических событий нередко могут быть диаметрально противоположны. Например, по вопросу о значении ленд-лиза в победе Советского Союза над фашистскими захватчиками, о роли того же И.В. Сталина в истории развития СССР, об отношении наших маршалов к простым солдатам, о значении для страны реформ Хрущева, Горбачева и т.д. Пока нет окончательного однозначного ответа на эти и многие другие вопросы мы в своих размышлениях об истории страны, ее прямой связи с происходящим сегодня в мире, нередко, мысленно переносимся в ту эпоху, пытаемся переживать события прошлого вместе с простыми людьми и известными историческими персонажами.

Мне, родившемуся в 70-м, не понаслышке, не из произведений современных «ученых историков» прозападного толка или фашистских генералов, чьи «доблестные мемуары» заполонили книжные полки, не из этих источников мне довелось узнать о событиях той войны. Мне выпало счастье быть воспитанным моим дедом – участником той Великой Отечественной, казалось бы, далекой, но в свете современных событий, такой близкой для всех нас, живущих на постсоветском пространстве. Они, наши дорогие старики, уже ушедшие от нас, остаются с нами как наша совесть, наша мораль и наши принципы. Им мы благодарны за то, что большую часть жизни живем в мире и спокойствии, что крыша у нас над головой – это наше наследство, полученное за их труд в послевоенные годы от Родины.

С детства любил историю Великой Отечественной, часто просил деда рассказать о войне, о том, как и где он воевал. От Москвы до Вены, пройдя с 3-м Украинским фронтом Болгарию, Румынию, Венгрию, Югославию и Австрию, под обстрелом и бомбёжками исколесил дед на своей полуторке с фанерной кабиной разбитые и раскисшие от грязи дороги войны. На фронт – снаряды, провиант и горючее для танков, а с фронта – раненых бойцов в полевые госпиталя. В доме тогда было много памятных знаков, связанных с той военной порой, – конечно же, военная форма, дедушкины ордена и медали, трофейная бритва, офицерский планшет, немецкий бинокль, а самое главное – уникальные военные фотографии, причем отличного качества! Для меня было интересно о Великой Отечественной все – военный быт того времени, добрые отношения между простыми советскими солдатами и местным населением – простыми людьми, встречавших советских воинов-освободителей, интересовала униформа, оружие, в том числе артиллерия, техника и особенно танки! Как-то в классе 5-м на весенних каникулах бабушка с дедом подарили мне модель советского пластмассового танка ИС-3 со сборным пультом управления. Все каникулы я пилил и клеил пластик, собирал пульт управления и подсоединял провода. Наверно, каждый мальчишка в свое время делал деревянные аэропланы или танки из спичечных коробков для школьных выставок. Дальше у меня же получилось все серьезнее – от простых пластиковых моделей фирмы «Огонек» в советские времена, до сложных и не копеечных моделей советской и российской броне- и автотехники фирм «Звезда», «Tamiya», «Dragon», «Trumpeter» и др. Но техника без покраски, без расположения ее на каком-либо художественном основании, например, по типу лесистой местности или городского ландшафта, пострадавшего от военных действий, без сопровождения ее фигурами солдат и офицеров той эпохи выглядит как простая игрушка. Уже в старшем возрасте я узнал о том, что моделизмом увлекается достаточно много людей. И каково было мое удивление о том, что среди них отнюдь не безусые юнцы, играющие в солдатики, а люди, скажем так, кому за 30-40 лет, всерьез увлеченные историей военных событий, оружия и униформы различных армий мира, порой не имеющие специального технического, «исторического» или художественного образования.

Члены клубов и студий стендового моделизма с большим интересом изучают специальную военно-историческую литературу или посещают музеи; они прекрасно разбираются в материально-технической части, например, в отличиях десятков модификаций нашего Т-34 или танков Sherman, поступавших в Советский Союз по ленд-лизу. Эти люди легко могут описать хронологию основных сражений, в которых принимал участие тот или иной танк или бронеавтомобиль, назвать особенности камуфляжа и идентификационные номера танков, имена и подвиги танковых ассов. Клубы проводят выставки моделей и диорам на тему различных сражений, мастер-классы по окрашиванию моделей с учетом театра военных действий, влияния погодных условий на цвет бронетехники (везеринг), активно занимаются военно-патриотической работой среди молодежи, а так же проводят исторические реконструкции тех или иных военных сражений.

Для подростков и молодежи стендовый моделизм поначалу лишь увлекательное хобби – «собери или склей игрушку». Позднее, когда знакомишься с работами более опытных коллег, возникает желание совершенствовать свою модель, сделать ее более приближенной к прототипу. Мотивацией к совершенствованию умений в создании моделей также являются ежегодные слеты и конкурсы стендового моделизма. Возникает желание посетить тематическую музейную экспозицию, пообщаться с коллегами «по цеху», послушать их советы и дополнительно изучить соответствующую историческую и техническую литературу, а также, по возможности, посетить места реальных сражений.

В этом сообщении хотелось бы обратить взгляд на призвание и искусство мастеров стендового моделирования, которые делают диорамы и модели максимально приближенные к эпизодам реальных событий военной эпохи, повторяя, безусловно, в масштабе все элементы техники, одежды, оружия, флоры и ландшафта.

Исторические диорамы создаются чаще в масштабе 1/35, реже – 1/48 и масштабом меньше (1/72, 1/87). Первые 2 масштаба позволяют зрителю в достаточной степени рассмотреть детали происходящих событий, дополнительные аксессуары на диораме – модели касок, снарядов, гильз, шанцевого инструмента, канистр, прочесть надписи и достаточно компактно разместить композицию на выставочной полке.

В моделировании и диорамостроении наибольшее количество работ на темы сражений Великой отечественной войны. Среди моделистов весьма популярны модели различных модификаций танков Т-34, КВ-1 и КВ-2, ИС-2, самоходные артиллерийские установки СУ-100, СУ-100, СУ-122 и СУ-152. Для нас предметом гордости является коллекция некоторых из этих машин, представленная на выставочной площадке музея воинской славы Омичей, где можно детально ознакомится с реальным экспонатом той или иной модели танка.

Создание стендовой модели или диорамы оказывает большое влияние на знание истории самим автором и зрителями. Нельзя построить модель танка, самолета или автомобиля без изучения специальной литературы, фотоальбомов в историческом контексте событий того времени. Создавая новую модель или диораму, мы, словно на машине времени, погружаемся в другую эпоху, ощущаем себя причастными к определенному эпизоду исторических событий.

Создание моделей и диорам – это сложная задача с художественной и композиционной точки зрения. Планируя работу над диорамой, отражающей какой-либо исторический эпизод, мастер-моделист определяет множество вопросов: какой сюжет выбрать, какой театр военных действий изобразить на диораме, какая техника и воинские части могли участвовать в военных сражениях на выбранном участке фронта, какую художественную технику использовать и какими красками окрасить танки, автомобили и фигуры бойцов в зависимости от времени года и климатических условий, использовать ли на диораме фигуры гражданского населения, городские или сельские строения, показать ли водную поверхность и растительность. И конечно же сейчас, в юбилейный год Великой Победы Советского народа над немецко-фашистскими оккупантами особый акцент в диорамостроении делается на изображение подвига советских бойцов и нашей военной техники в различные периоды войны.

В создании фигур исторических личностей, моделей бронетехники, диорам в целом требуется много терпения, «художественной жилки», умения работать с фотоаппаратурой, естественным и искусственным освещением. Важно передать эмоции изображенного момента, чтобы перед зрителями осталось ощущение реальности происходящего.

Например, возьмем диораму Андрея Фонина «Остров-2» (https://www.diorama.ru/gallery/dioramas/4055/) – наш танк-КВ-2, попавший в непростую ситуацию в самом начале войны. В работе детально передана цветовая гамма танка, запылённого и выгоревшего на солнце, предметы, трава и кустарники, мастерски расписанные автором фигуры детей, которые сами по себе символизируют непокоренный народи будущее развитие страны.

На маленькой диораме-виньетке «Последний рубеж» автор Владимир Демченко с большим художественным мастерством, энциклопедическим знанием амуниции и униформы советских бойцов изобразил артиллерийский расчет на отдыхе перед боем. Фигуры очень эмоциональны, выразительны и реалистичны. Сюжет, по сути, напоминает историческую фотографию фронтовых лет (https://www.diorama.ru/gallery/dioramas/3886/).

События, отраженные на диораме, как и сам пример мастерства авторов, играют важную роль, формируя у молодого поколения интерес и любовь к истории нашей советской армии, военной технике и своей стране. Зайдите на сайты моделистов и убедитесь сами, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть: diorama.ru, Dish Models, Scalemodels.ru, Студия Ostfront и др. Посмотрите фото работ Владимира и Виктора Демченко, Константина Капитонова, Александра Зеленкова, Олега Никитина, Сергея Ковалева, Павла Черепанова и других моделистов, представленные в Разделах «Галерея» на указанных и других модельных сайтах. История тех событий буквально оживет перед вашими глазами...


СЕКЦИОННЫЕ ДОКЛАДЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: