Статистика цен. Индексы цен: элементарные, агрегатные, индексы средних цен. Их взаимосвязь

Агрегатный индекс - сложный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов. Особенность этой формы индекса состоит в том, что непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей.

Индексируемая величина - признак, изменение которого изучается (ценатоваров, курс акций, затраты рабочего времени и т.д.). Вес индекса - это величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.

При выборе веса индекса следует руководствоваться правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период, при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода.

Индекс стоимости продукции (товарооборота) () - представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода к стоимости продукции в базисном периоде. Стоимость продукции - это произведение количества продукции в натуральном выражении (q) на цену (p).

Показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет.

Индекс физического объема продукции - это индекс количественного показателя. Индексируемой величиной будет количество продукции, а весом - цена.

показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения объемов ее производства.

Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате изменения объема.

Индекс цен - это индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена товара,

элементарными индексами (представляющими средние индексы для товарных групп на наиболее низком уровне классификации расходов, исчисленные на основе данных об индивидуальных индексах), агрегатными (сводными) индексами, представляющими взвешенные средние из элементарных индексов для более высоких уровней агрегирования (например, для продовольственных товаров и всех потребительских товаров в целом). Для исчисления сводных индексов могут быть использованы различные формулы, однако на практике для этой цели, как правило, используются формулы Ласпейреса и паше

При широком использовании в экономической практике индивидуальных и сводных индексов цен определенный интерес представляет исчисление индекса динамики средних цен. Средние цены, а следовательно, и индекс средних цен определяются по достаточно однородным группам товаров и при условии, что все товары, входящие в группу, измеряются одинаковыми количественными единицами (тоннами, литрами и т.д.). Средние цены определяются путем деления стоимости (Σ piqi) на общее количество изучаемых единиц в группе (Σ qi).

В этом индексе отражается влияние двух факторов — ценового и структурного, и в теории статистики он рассматривается как индекс Переменного состава.

Для измерения влияния указанных факторовна динамику средних цен исчисляют следующую систему индексов.

Индекс цен постоянного состава, отражающих влияние ценового фактора:

Индекс влияния структурных сдвигов весов (Ipd) внутри группы товаров определяется с помощью взаимосвязи индексов: Ipd = Ip -

Индексы средних цен (тарифов) правомерно исчислять не только по достаточно однородным группам товаров (услуг), но и по одному виду товаров, произведенному или реализованному по совокупности территориальных единиц (районов, области и т.д.) или в разрезе временных периодов (месяцев, кварталов и т.д.).

Средние цены и индексы средних цен, исчисленные по отдельным товарным группам, можно агрегировать в более укрупненные группы и в целом по изучаемой совокупности, используя те же формулы сводных индексов цен, что и при агрегировании цен конкретных товаров, но в этом случае сводный индекс будет характеризовать среднее изменение средних цен, что важно иметь в виду при интерпретации и использовании таких индексов.

21. Индексные факторные модели средних цен, территориальные индексы.

Территориальные индексы представляют собой разновидность относительных величин сравнения, когда сопоставляются сложны показатели, относящиеся к одному и тому же периоду времени, н к разным территориям (городам, районам, областям, государствам); На основе территориальных индексов выполняются международны сопоставления.

Построение простейших территориальных индексов рас смотрим на примере показателя товарооборота для двух районов А и Б. Территориальный индекс товарооборота — это отношени суммы выручки от продажи в одном из районов.к аналогичном показателю в другом. Один из районов (например, Б) берется за базу сравнения, т. е.

Различие объемов товарооборота вызвано различием ассортимента и количества проданных товаров, а также цен. Территориальный индекс физического объема товарооборота рас считывается как

а территориальный индекс цен — как

В этих формулахр — средняя межрайонная цена товара каждо вида- суммарны по двум районам объем продаж каждого вида товара.

Такие сложные взвешивающие показатели применяются дл того, чтобы результаты расчета были обратимыми, т. е. чтоб выполнялись соотношения

Заметим, однако, что условия индексной модели

могут нарушаться, хотя, какправило, и не очень существенно.

Использование таких территориальных индексов для анализ абсолютной разницы товарооборотов дает в какой-то мере приближенный результат. Методика расчета и применения территориальных индексов нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Следует также иметь в виду, что при распределении прироста итогового показателя по нескольким факторам динамики предварительно определяют последовательность, очередность соответствующих индексов в мультипликативной индексной модели. Если имеется факторов (индексов), то классическая схема анализа, когда предполагается последовательное изменение итогового показателя сначала за счет сугубо количественного, а затем за счет все более и более качественных факторов, представляет лишь один из возможных вариантов очередности влияния факторов. Всего таких вариантов будет, очевидно, Ft и при отсутствии информации о фактической динамике явления, когда и индексы, и величина итогового признака становятся известными лишь по конечному результату всего периода, любая последовательность влияния факторов в мультипликативной индексной схеме оказывается равновероятной. В этом отношении исследователь вправе выбрать для анализа любую в наибольшей степени отражающую реальность схему очередности факторов. В условиях же полной неопределенности следует ориентироваться на так называемые равновероятные схемы индексного анализа (но рассмотрение их выходит за пределы данного курса).

Индексы потребительских цен. Варианты их исчисления. Индекс покупательной способности рубля.

Сущность, функции и значение индекса потребительских цен.

ИПЦ — это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские товары и услуги. Регистрация цен производится в магазинах или других розничных торговых точках. Обычный метод заключается в расчете среднего значения изменений цен на различные продукты за один период по сравнению с предыдущим с использованием в качестве весов средних сумм, затрачиваемых домашними хозяйствами на их приобретение. ИПЦ являются официальными статистическими показателями, составлением которых обычно занимаются национальные органы статистики, министерства труда или центральные банки. ИПЦ публикуются в максимально короткие сроки, как правило, в течение примерно десяти дней после окончания очередного месяца или квартала.

В большинстве стран ИПЦ, по-видимому, приобрели уникальный статус в сфере экономической статистики. Это можно объяснить влиянием нескольких факторов.

• Прежде всего, все домашние хозяйства обладают собственным опытом в области тех явлений, для измерения которых предназначаются ИПЦ. Широкая общественность хорошо осведомлена об изменениях цен на потребительские товары и услуги и о том непосредственном воздействии, которое эти изменения оказывают на жизненный уровень. Интерес к ИПЦ проявляют не только пресса и политические круги.

• Изменения ИПЦ обычно получают широкую известность. Их публикация может отмечаться в сводках главных новостей. ИПЦ относятся к категории весьма заметных статистических показателей.

• ИПЦ публикуется регулярно, как правило, каждый месяц, что позволяет внимательно отслеживать уровень потребительской инфляции. Кроме того, ИПЦ представляют собой оперативные статистические данные, публикуемые вскоре после окончания того периода, к которому они относятся.

• ИПЦ представляет собой статистический показатель с давней историей.

Порядок расчета индекса потребительских цен.

Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:

- формирование весов для расчета ИПЦ;

-расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;

-расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

- расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.

Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:

- средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги) -представители;

- весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги)-представители, а так же групповых и сводных индексов цен.

Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на товары (услуги)-представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.

Сопоставимой ценой на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовую котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретной торговой организации или во всем регионе) используется метод замены.

Средними сопоставимыми ценами на товар (услугу)-представитель в базисном и отчетном периодах считаются цены, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок).

При расчете средних сопоставимых цен для исчисления индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одинакового количества наблюдений цен по товару (услуге)-представителю в городе в течение отчетного года.

При несоблюдении этого правила точность расчета индексов цен будет недостаточной. Так, например, если при неизменных ценах на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 4 ценовые котировки, а в отчетном периоде – 3 ценовые котировки, среднее значение цен изменится, в то время, как ни на одну из его разновидностей цены не изменились.

Система весов для исчисления ИПЦ включает в себя:

- структуру численности населения, используемую при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители;

Индекс покупательской способности

Для отражения изменений в объеме товаров и услуг, которые может приобрести население на одинаковую сумму в текущем и исследуемом годах, используют индекс покупательской способности. Этот показатель отражает соотношение номинальной и реальной заработной платы населения. Индекс покупательской способности является величиной, обратной индексу цен на товары или же тарифам.

Для того чтобы определить покупательскую способность денег, используют формулу: ПСД=1/Iц, где ПСД – покупательная способность денег; Iц – индекс цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: