Разрабатывая стратегию, следует учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.
На основании стратегии определяется финансовая политика предприятия по основным направлениям финансовой деятельности: налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная, инвестиционная. В процессе разработки стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности особое внимание уделяется производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала предприятия и т.п..
Важное значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Разработка и реализация стратегии финансово-экономической безопасности - процесс достаточно тяжелый и требует от руководителей фирмы различных затрат. Одним из негативных факторов является быстрое изменение внешней среды, в которой должна адаптироваться стратегия. Также данная стратегия должна соответствовать общей стратегии предприятия. Процесс разработки и реализации стратегии финансово-экономической безопасности имеет ряд особенностей:
|
|
а) он не завершается какой-то немедленным действием, а заканчивается установлением общих направлений, двигаясь по которым фирма добьется успеха;
б) сформулирована стратегия финансово-экономической безопасности используется для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в таком поиске состоит в том, чтобы помочь сосредоточиться на определенных участках и возможностях и отбросить все остальное, что несовместимо со стратегией.
в) при формировании стратегии финансово-экономической безопасности нельзя предвидеть все возможности и угрозы, которые возникнут в будущем. Поэтому приходится пользоваться неполной и неточной информации.
г) появление более точной информации способна подвергнуть сомнительную обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
Существуют три основных модели по разработке стратегий:
– плановая - стратегия разрабатывается, производится и оценивается в плановом режиме с привлечением специального штата высококвалифицированных специалистов, которые с помощью различных моделей и методов определяют возможные результаты и находят эффективный путь достижения целей;
– предпринимательская - используются более неформальные методы построения стратегий, основанных на личном опыте руководителя-предпринимателя, его знаниях относительно логики функционирования отрасли; эти факторы используются для формирования «видения» будущего бизнеса, которое учитывается затем в планах, проектах и программах;
|
|
– обучение на опыте - используется в условиях нестабильной среды; главное здесь - учет внешних импульсов и возможности просмотра установленных стратегий, причем процесс разработки и корректировки стратегий может быть несколько спонтанным, слабо контролируемым; большую роль играет руководитель-предприниматель.
Указанные модели акцентируют внимание на предпринимательском подходе к процессу планирования, отличает процесс разработки целей в условиях долгосрочного планирования (формальный, рационалистический процесс) от стратегического (и применением широкого спектра формальных и неформальных методов). В современной теории стратегического управления есть сторонники различных подходов, которые выступают с резкой критикой противоположных взглядов.
Их можно разделить на две группы:
– рационалистическую - пропагандирует подход, основанный на плановом принятии решений и обусловливает возникновение альтернативных структур (одной или более) «стратегической подсистемы» предприятия;
– поведенческую - пропагандирует подход, использующий методы идентификации системных норм поведения, действующих в организации; главное при этом - быстрая реакция на проблемы, которые возникают согласно критериям, приемлемыми для установленных отношений.
Таким образом, все эти подходы предполагают, что при разработке стратегии финансово-экономической безопасности необходимо в плановом режиме оценить финансовое состояние предприятия, его безопасность и экономическую безопасность в целом, а также разработать адаптивную стратегию к изменениям внешней и внутренней среды. Процесс формирования и реализации стратегии финансово-экономической безопасности предприятия осуществляется по следующим основным этапам, которые изображены на рис. 16.2.
Рисунок 16.2 - Основные этапы процесса разработки и реализации стратегии финансово-экономической безопасности
Первым этапом при разработке и реализации стратегии финансово-экономической безопасности является выявление общего периода формирования этой стратегии. Главным условием выявления этого этапа является длительность периода осуществления общей стратегии, поскольку стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности подчиняется этой стратегии.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.
Основные параметры оценки стратегии финансово-экономической безопасности приведены на рис. 16.3.
Рисунок 16.3 - Основные параметры оценки стратегии финансово-экономической безопасности
В общем виде стратегическое управление определяется как комплекс решений и действий, определяющих долговременное развитие организации.
Оно включает анализ окружающей среды, формулирование стратегии, ее реализации, а также оценку и контроль. Отличительной чертой стратегического управления является акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия.
Высшее руководство отслеживает угрозы и возможности, лежащие во внешнем окружении, а также сильные и слабые стороны внутренней среды. Важнейшие для будущего предприятия факторы называются стратегических и обозначаются SWOT, где Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Treats - угрозы. На основании оценки стратегических факторов руководство определяет корпоративную миссию (или концепцию бизнеса), которая является важным базовым элементом организации и характеризует возможность заниматься бизнесом, на который ориентировано предприятие, с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. На основании миссии формулируются общие цели, которые должны устанавливать, что и когда должно быть выполнено, и по возможности быть количественно определены.
|
|
Можно перечислить те области, в которых предприятиям следует устанавливать цели.
Это - доходность, эффективность производства, рост (увеличение активов, объемов продаж), интересы акционеров (дивиденды, цена акций), интересы персонала, общественные интересы (налоги, благотворительность), рыночная позиция и т.п.. Определение миссии и целей в дальнейшем ведет к определению стратегии и политики. Стратегия реализуется через программы, бюджеты и процедуры. Наконец, результаты оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль за деятельностью организации.
После того, как информация о состоянии внешней среды собрана, следует проанализировать существующие тенденции, чтобы понять, будут ли они наблюдаться в будущем. Предел стратегического планирования составляет пять-десять лет. При этом долгосрочный план особенно необходим для крупных капиталоемких предприятий, когда интервал между рождением идеи и готового продукта составляет много лет.
Такие предприятия должны основывать свое будущее на прогнозировании.
Для того, чтобы осуществить процесс формулировки стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, необходимо проанализировать выявленные стратегические факторы в свете текущей ситуации. Этот этап процесса принятия стратегических решений часто упоминается как ситуационный анализ.
Цель методов ситуационного анализа состоит в создании стратегического соответствия внешних возможностей и внутренних сильных сторон предприятия с учетом внешних угроз и внутренних слабостей, а также в определении на основе этого так называемой отличной компетенции организации, т.е. специфических профессиональных навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и обеспечивают его конкурентное преимущество.
|
|
Исследовав стратегический анализ внутренней и внешней среды, необходимо осуществить комплексную оценку стратегической позиции финансово-экономической безопасности предприятия.
Следующим этапом является вариантная разработка общей стратегии (собственное стратегическое планирование). На этом этапе разрабатываются альтернативные варианты стратегических планов, программ и дается их сравнительная оценка, анализируются и подтверждаются высшим звеном управления стратегические разработки подразделений, обеспечивается согласованность различных планов, программ и инвестиционных решений. Широко используется методика «портфельного планирования», когда формируется не один вариант стратегии, а состоит пакет (портфель) возможных стратегий, разрабатывается для стратегических хозяйственных центров (СГЦ). Из такого портфеля и делается отбор наилучшей для конкретных условий стратегии.
Вариантная разработка стратегии развития предприятия включает: выбор стратегических альтернатив, их анализ и определение базовой стратегии формирование функциональных стратегий, включая стратегию маркетинга, финансовой, развития производства, внешнеэкономической деятельности, социального развития, организационных изменений, экологии и т.д.
На основе общей стратегии формируется стратегия обеспечения финансово-экономической безопасности. Для этого необходимо сформулировать стратегические цели обеспечения финансово-экономической безопасности предприятия, разработать целевые стратегические нормативы и принять основные стратегические решения в сфере обеспечения финансово-экономической безопасности. Выбирается одна из доминантных сфер стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, а также финансовая политика и формируется портфель стратегических альтернатив для реализации поставленных целей. Следующим этапом при разработке и реализации стратегии финансово-экономической безопасности является оценка разработанной стратегии по экономическим и внеэкономических предпочтениями предприятием.
Одним из важных этапов процесса является обеспечение реализации стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности. Реализация стратегии может обеспечиваться через единый стратегический план предприятия или через планы и программы стратегических хозяйственных подразделений (в этом случае на уровне организации обеспечивается распределение ресурсов и осуществляется общий контроль), либо путем включения отдельных стратегических задач (прежде всего инвестиционных и научно-технических) в оперативно- тактические планы и программы.
В любом случае главной задачей этапа реализации является продвижение в направлении стратегических целей при максимально возможном приспособлении к реальным условиям, состоящие на предприятии. Корректировка планов на этом этапе обеспечивает непрерывный циклический характер стратегического планирования, его ориентацию на максимальный учет изменений во внутренней и внешней среде.