Разработка и реализация стратегии финансово-экономической безопасности предприятия

Разрабатывая стратегию, следует учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.

На основании стратегии определяется финансовая политика предприятия по основным направлениям финансовой деятельности: налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная, инвестиционная. В процессе разработки стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности особое внимание уделяется производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала предприятия и т.п..

Важное значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Разработка и реализация стратегии финансово-экономической безопасности - процесс достаточно тяжелый и требует от руководителей фирмы различных затрат. Одним из негативных факторов является быстрое изменение внешней среды, в которой должна адаптироваться стратегия. Также данная стратегия должна соответствовать общей стратегии предприятия. Процесс разработки и реализации стратегии финансово-экономической безопасности имеет ряд особенностей:

а) он не завершается какой-то немедленным действием, а заканчивается установлением общих направлений, двигаясь по которым фирма добьется успеха;

б) сформулирована стратегия финансово-экономической безопасности используется для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в таком поиске состоит в том, чтобы помочь сосредоточиться на определенных участках и возможностях и отбросить все остальное, что несовместимо со стратегией.

в) при формировании стратегии финансово-экономической безопасности нельзя предвидеть все возможности и угрозы, которые возникнут в будущем. Поэтому приходится пользоваться неполной и неточной информации.

г) появление более точной информации способна подвергнуть сомнительную обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

Существуют три основных модели по разработке стратегий:

– плановая - стратегия разрабатывается, производится и оценивается в плановом режиме с привлечением специального штата высококвалифицированных специалистов, которые с помощью различных моделей и методов определяют возможные результаты и находят эффективный путь достижения целей;

– предпринимательская - используются более неформальные методы построения стратегий, основанных на личном опыте руководителя-предпринимателя, его знаниях относительно логики функционирования отрасли; эти факторы используются для формирования «видения» будущего бизнеса, которое учитывается затем в планах, проектах и ​​программах;

– обучение на опыте - используется в условиях нестабильной среды; главное здесь - учет внешних импульсов и возможности просмотра установленных стратегий, причем процесс разработки и корректировки стратегий может быть несколько спонтанным, слабо контролируемым; большую роль играет руководитель-предприниматель.

Указанные модели акцентируют внимание на предпринимательском подходе к процессу планирования, отличает процесс разработки целей в условиях долгосрочного планирования (формальный, рационалистический процесс) от стратегического (и применением широкого спектра формальных и неформальных методов). В современной теории стратегического управления есть сторонники различных подходов, которые выступают с резкой критикой противоположных взглядов.

Их можно разделить на две группы:

– рационалистическую - пропагандирует подход, основанный на плановом принятии решений и обусловливает возникновение альтернативных структур (одной или более) «стратегической подсистемы» предприятия;

– поведенческую - пропагандирует подход, использующий методы идентификации системных норм поведения, действующих в организации; главное при этом - быстрая реакция на проблемы, которые возникают согласно критериям, приемлемыми для установленных отношений.

Таким образом, все эти подходы предполагают, что при разработке стратегии финансово-экономической безопасности необходимо в плановом режиме оценить финансовое состояние предприятия, его безопасность и экономическую безопасность в целом, а также разработать адаптивную стратегию к изменениям внешней и внутренней среды. Процесс формирования и реализации стратегии финансово-экономической безопасности предприятия осуществляется по следующим основным этапам, которые изображены на рис. 16.2.

 
 

 
 


Рисунок 16.2 - Основные этапы процесса разработки и реализации стратегии финансово-экономической безопасности

Первым этапом при разработке и реализации стратегии финансово-экономической безопасности является выявление общего периода формирования этой стратегии. Главным условием выявления этого этапа является длительность периода осуществления общей стратегии, поскольку стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности подчиняется этой стратегии.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

Основные параметры оценки стратегии финансово-экономической безопасности приведены на рис. 16.3.


Рисунок 16.3 - Основные параметры оценки стратегии финансово-экономической безопасности

В общем виде стратегическое управление определяется как комплекс решений и действий, определяющих долговременное развитие организации.

Оно включает анализ окружающей среды, формулирование стратегии, ее реализации, а также оценку и контроль. Отличительной чертой стратегического управления является акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия.

Высшее руководство отслеживает угрозы и возможности, лежащие во внешнем окружении, а также сильные и слабые стороны внутренней среды. Важнейшие для будущего предприятия факторы называются стратегических и обозначаются SWOT, где Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Treats - угрозы. На основании оценки стратегических факторов руководство определяет корпоративную миссию (или концепцию бизнеса), которая является важным базовым элементом организации и характеризует возможность заниматься бизнесом, на который ориентировано предприятие, с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. На основании миссии формулируются общие цели, которые должны устанавливать, что и когда должно быть выполнено, и по возможности быть количественно определены.

Можно перечислить те области, в которых предприятиям следует устанавливать цели.

Это - доходность, эффективность производства, рост (увеличение активов, объемов продаж), интересы акционеров (дивиденды, цена акций), интересы персонала, общественные интересы (налоги, благотворительность), рыночная позиция и т.п.. Определение миссии и целей в дальнейшем ведет к определению стратегии и политики. Стратегия реализуется через программы, бюджеты и процедуры. Наконец, результаты оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль за деятельностью организации.

После того, как информация о состоянии внешней среды собрана, следует проанализировать существующие тенденции, чтобы понять, будут ли они наблюдаться в будущем. Предел стратегического планирования составляет пять-десять лет. При этом долгосрочный план особенно необходим для крупных капиталоемких предприятий, когда интервал между рождением идеи и готового продукта составляет много лет.

Такие предприятия должны основывать свое будущее на прогнозировании.

Для того, чтобы осуществить процесс формулировки стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, необходимо проанализировать выявленные стратегические факторы в свете текущей ситуации. Этот этап процесса принятия стратегических решений часто упоминается как ситуационный анализ.

Цель методов ситуационного анализа состоит в создании стратегического соответствия внешних возможностей и внутренних сильных сторон предприятия с учетом внешних угроз и внутренних слабостей, а также в определении на основе этого так называемой отличной компетенции организации, т.е. специфических профессиональных навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и обеспечивают его конкурентное преимущество.

Исследовав стратегический анализ внутренней и внешней среды, необходимо осуществить комплексную оценку стратегической позиции финансово-экономической безопасности предприятия.

Следующим этапом является вариантная разработка общей стратегии (собственное стратегическое планирование). На этом этапе разрабатываются альтернативные варианты стратегических планов, программ и дается их сравнительная оценка, анализируются и подтверждаются высшим звеном управления стратегические разработки подразделений, обеспечивается согласованность различных планов, программ и инвестиционных решений. Широко используется методика «портфельного планирования», когда формируется не один вариант стратегии, а состоит пакет (портфель) возможных стратегий, разрабатывается для стратегических хозяйственных центров (СГЦ). Из такого портфеля и делается отбор наилучшей для конкретных условий стратегии.

Вариантная разработка стратегии развития предприятия включает: выбор стратегических альтернатив, их анализ и определение базовой стратегии формирование функциональных стратегий, включая стратегию маркетинга, финансовой, развития производства, внешнеэкономической деятельности, социального развития, организационных изменений, экологии и т.д.

На основе общей стратегии формируется стратегия обеспечения финансово-экономической безопасности. Для этого необходимо сформулировать стратегические цели обеспечения финансово-экономической безопасности предприятия, разработать целевые стратегические нормативы и принять основные стратегические решения в сфере обеспечения финансово-экономической безопасности. Выбирается одна из доминантных сфер стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности, а также финансовая политика и формируется портфель стратегических альтернатив для реализации поставленных целей. Следующим этапом при разработке и реализации стратегии финансово-экономической безопасности является оценка разработанной стратегии по экономическим и внеэкономических предпочтениями предприятием.

Одним из важных этапов процесса является обеспечение реализации стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности. Реализация стратегии может обеспечиваться через единый стратегический план предприятия или через планы и программы стратегических хозяйственных подразделений (в этом случае на уровне организации обеспечивается распределение ресурсов и осуществляется общий контроль), либо путем включения отдельных стратегических задач (прежде всего инвестиционных и научно-технических) в оперативно- тактические планы и программы.

В любом случае главной задачей этапа реализации является продвижение в направлении стратегических целей при максимально возможном приспособлении к реальным условиям, состоящие на предприятии. Корректировка планов на этом этапе обеспечивает непрерывный циклический характер стратегического планирования, его ориентацию на максимальный учет изменений во внутренней и внешней среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: