Формирование нормативной базы, регламентирующей организацию работы с обращениями граждан в государственном аппарате

Исторический экскурс в развитие законодательства о праве граждан на подачу обращений показывает, что он уходит своими корнями в далекое прошлое.

Анализ эволюции права на обращения в органы государственной власти, а также организация работы по рассмотрению обращений граждан в настоящее время позволяют прийти к выводу, что её правовое обеспечение должны соответствовать происходящим политическим и экономическим переменам в обществе и государстве.

На этапах развития государства – Киевской и Московской Руси, Российской империи, Советской России – шло становление правовой основы обращений граждан в органы государственной власти и к высшим должностным лицам государства.

Общерусское законодательство после выхода в 1497 году Судебника дало право обращаться с жалобами ко всем олицетворяющим власть лицам – вплоть до самого государя. В течение пяти веков это право подвергалось изменениям под влиянием политических, социально-экономических условий, складывающихся в стране, личностей политических деятелей, приходящих к власти.

Право граждан обращаться в органы государственной власти совершенствовалось, все более и более отвечая интересам государства и широких масс. Выделяют следующие периоды в развитии законодательной базы делопроизводства:

1) дореволюционное делопроизводство, которое включает в себя три этапа:

· приказное делопроизводство ХVI - ХVII вв.;

· коллежское делопроизводство ХVШ в.;

· министерское делопроизводство ХIХ - нач. ХХ в.

2)делопроизводство советского периода от октября 1917 года до декабря 1991 года.

В допетровское время (приказное делопроизводство) – «шлифовалось», прежде всего, само право на обращение в те или иные властные структуры, к царю. Уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры наказания должностных лиц, уклоняющихся от работы с жалобами. Частные лица направляли в государственные учреждения челобитные, в которых излагали свои просьбы и жалобы. В основном они касались защиты собственности, восстановления имущественных прав, закрепления феодальных отношений и т.п.

Текст челобитных имел определенную структуру, сложившуюся на основании традиций и обычаев документирования в это время. Все челобитные направлялись на имя царя. Царский титул обозначался полностью. Далее указывался автор челобитья и прописывалась словесная формула «бьёт челом». Затем перечислялись заслуги челобитчика и излагалась содержание просьбы, которое перемежалось многократным упоминанием довольно длинного титула царя. Содержание челобитной обязательно заканчивалось словесной формулой «Царь-государь, смилуйся, пожалуй».

В 1550 г. в России был создан Челобитный приказ для приема и рассмотрения челобитных. В нем принимались решения о том, куда направляются челобитные рассмотрения: часть из них - в другие приказы, а остальные - на имя царя. Так, например, Судебник 1550 г. содержит ст. 64, в которой закреплено право бояр и детей боярских обращаться к суду самого царя.

Для приказного делопроизводства характерно появление «площадных подьячих». В Москве и других городах любой челобитчик мог обратиться к такому подьячему, который за определенную плату оформлял челобитную в соответствии с существующими правилами. Важную роль в регулировании деятельности площадных подьячих сыграло Соборное уложение 1649 г., которое установило ряд норм, касающихся правил письменного оформления договоров, в т.ч. о применении крепостной формы письменного составления актов, а также закрепило право участвовать в их составлении площадных подьячих.

На втором этапе российской государственности (коллежского делопроизводства) были созданы специальные органы для более полной реализации правовых норм. В 1720 году Петр 1 учредил при Сенате специальную должность для приема челобитных, получившую в 1722 году название «рекетмейстерство». Единственной обязанностью этой службы являлось рассмотрение челобитных, поданных на высочайшее имя. В дальнейшем подобные органы не только стали обязательным элементом в системе высших органов государственной власти страны, но и получили распространение по управленческой горизонтали и вертикали. По горизонтали – в министерствах и ведомствах. По вертикали – в местных властных структурах.

Наименование вида документа - «челобитная» - не изменилось. Значительным изменениям подверглась форма их написания. В 1723 г. Петр I издал указ «О форме суда», который во многом изменил правила составления челобитных. Указ предписывал, чтобы титул царя указывался только один раз в начале челобитной, а сама просьба излагалась по пунктам. Это облегчало изучение содержания челобитных и формулирование решений об их исполнении, которые проставлялись на полях против каждого пункта.

Текст челобитных в ХVШ в. писали в следующей последовательности: в начале указывался титул царя: «Державнейший царь, государь милостивейший», затем излагалось содержание просьбы, которая начиналась со словесной формулы: «Всемилостивейший государь, прошу Вашего Величества», а заканчивать челобитную следовало словами: «Вашего Величества нижайший раб».

В правление Екатерины II эта уничижительная формула была отменена и челобитные (которые все чаще стали называть «прошения челобитчиковые») стали подписывать «Всеподданнейший» или «Верноподданнейший».

На этапе министерского делопроизводства письменные обращения частных лиц в государственные учреждения были названы «просительские дела и бумаги». В их состав входили прошения, жалобы и отзывы. В прошениях излагались просьбы. Их было несколько видов:

Ø тяжебные (о праве собственности и владения);

Ø исковые (о договорах, вознаграждениях за убытки, обиды);

Ø встречные (с предъявлением обратного иска против истца);

Ø мировые (о прекращении спора или иска по взаимному соглашению);

Ø доносы (о преступлениях, злоупотреблениях или проступках) и т. п.

Жалобами назывались обращения, подаваемые тяжущимися сторонами в высшие учреждения на решения или действия низших учреждений.

Отзывы подавались высшему в уголовном судопроизводстве учреждению с жалобой на приговоры низшей судебной инстанции.

В учреждениях XIX в. сложился определенный порядок составления документов. Во многом он регламентировался законодательством.

Законами устанавливались определенные правила составления прошений, жалоб и отзывов. В документе выделялись следующие части: заглавие, содержание, подпись, скрепа, «особенные пометки», бланковые и «конвертные надписи». Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена.

В прошениях, жалобах, отзывах обозначался адресат. Наименование разновидностей документов - «прошение», «жалоба», «донос», подаваемых должностным лицам, обозначалось вместе с указанием автора.

Изложение содержания прошений, жалоб, отзывов предоставлялось по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, а в последующих излагалось само дело. В конце формулировалась просьба.

Каждое прошение подписывалось особо. Подпись на прошениях, жалобах и отзывах, подаваемых в присутственное место, разбивалась по одному слову или по несколько слов под каждым пунктом. Подпись на прошениях и жалобах, подаваемых на имя императора и составляемых без разделения текста на пункты, ставилась в конце документа.

Просительские документы писались на гербовой бумаге. Срок исполнения документов колебался от двух до шести недель, но иногда достигал и шести месяцев.

В 1884 году при Государственном совете по указанию царя Александра III было создано особое присутствие для рассмотрения жалоб на департаменты Сената. Просуществовало оно до 1917 г.

На всем протяжении дореволюционного периода процессу составления и оформления прошений уделялось постоянное внимание, о чем свидетельствует увеличивающееся количество законодательных актов, распоряжений, инструкций, определяющих как форму просительских документов, так и порядок работы с ними. Например, в «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», утвержденном в 1911 г., для ускорения исполнения документов предписывалось все жалобы направлять тем лицам, от которых зависело решение вопроса.

Эта категория документов осталась в центре внимания и в советское время.

Революция 1917 г. уничтожила не только иерархию «властей и мест», но и такие документы, как прошение, рескрипт (обычно публикуемое письмо царя, адресованное высокопоставленному лицу, с возложением на него определенного поручения, с выражением ему благодарности, объявлением о награде и т.п.), донос. Появляются новые документы, такие, как прошение, декрет, заявление. Заявление в корне меняет смысл обращения, оно выражает право «заявлять», а не «покорнейше просить».

Первым актом Советской власти, провозгласившим право граждан на подачу жалобы, является Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов». Постановление вменяло в обязанности всем должностным лицам и советским учреждениям составлять соответствующий краткий протокол «по требованию любого гражданина Республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые ему в его законных притязаниях затруднения».

Было решено организовать прием граждан руководителями высшего органа государственной власти страны. Это, в частности, нашло отражение в поездках Председателя ВЦИК М.И. Калинина на специальном поезде по регионам. От населения принимались устные и письменные жалобы, которые, как правило, рассматривались на месте с инструкторами народных комиссариатов, ехавших этим же поездом.

Важное значение имел декретВЦИК от 12 апреля 1919 г. «О государственном контроле», согласно которому на органы государственного контроля возлагалось «наблюдение за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и правильном их движении». При самом Государственном контроле было образовано особое бюро приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц для рассмотрения этих заявлений Государственным контролем.

В мае 1919 г. Народным комиссариатом Государственного контроля (НКГК) были изданы два декрета «О Центральном Бюро жалоб и заявлений при Народном комиссариате Государственного Контроля» (ЦБЖЗ) и «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений», определившие порядок приема и работы с устными и письменными заявлениями и жалобами трудящихся и обязавшие точно указывать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование лиц или учреждений, на действия которых подается жалоба, излагать обстоятельства, послужившие основанием для жалобы, приводить перечень доказательств и свидетелей, подтверждающих ее.

Декрет «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений» предусматривало необходимость работы по обобщению поступавшей информации. Для этой цели местные органы должны были составлять ежемесячную сводку по указанной форме. В ней, помимо общих сведений о количестве жалоб и заявлений, содержались данные о предмете жалобы (по восьми наиболее часто встречавшимся позициям): в частности, на кого подана жалоба, о движении и результатах ее рассмотрения. Сводки сообщались в Центральное Бюро и публиковались в местных органах печати.

Данные нормативные документы впервые на территории всей страны законодательно закрепили организацию работы с жалобами и заявлениями граждан, которая предусматривала обязательное рассмотрение всех обращений, необходимость обобщения, а также проведение анализа по поступившим вопросам.

В июле 1919г. была утверждена Инструкция для Бюро жалоб и заявлений при советских учреждениях, предусматривавшая направление всех материалов о рассмотренных жалобах в Центральное Бюро, а в августе того же года - Инструкция для Бюро жалоб и заявлений при губернском отделении государственного контроля, изданная в дополнение к декрету «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений». Инструкция предписывала рассматривать жалобы заведующему Бюро или его заместителю; также было внесено изменение в форму ежемесячного отчета дополнявшими его сведениями о социальной принадлежности жалобщика.

Борьба с волокитой и бюрократизмом при рассмотрении жалоб и обращений граждан нашла свое отражение в декрете СНК РСФСР от 30 декабря 1919 г. «Об устранении волокиты». Декрет устанавливал инстанционный порядок подачи и рассмотрения жалоб, разъяснял населению, что только правильное направление жалобы в порядке подчиненности действительно обеспечит быстрое и полное её рассмотрение.

Декрет уточнял: «Принося жалобу прямо в центр, граждане также создают волокиту, вместо того чтобы содействовать ее устранению на месте, так как центр должен соблюдать закон и интересы государства, навести справки на месте и, таким образом, задержать рассмотрение жалобы».

В 1920 г. НКГК был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию. 30 июня 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О порядке подачи жалоб и заявлений», в котором был установлен не только порядок рассмотрения жалоб, но и конкретный срок их рассмотрения. Кроме того, постановление еще раз подчеркнуло необходимость разрешения обращений на местах, обязав местные органы власти обеспечивать проезд в центр делегатов волостных и сельских Советов, обжалующих действия местных органов.

Полностью порядок работы с жалобами и заявлениями граждан нормативно был разработан в постановлениях правительства в 30-х годах XX столетия.

Об этом свидетельствуют:

1) Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 апреля 1933 г. «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер», которое предписывало:

Ø «выделить ответственных руководящих работников в областных, краевых и районных промышленных комитетах и в советах, возложив на этих работников ответственность за всю работу по своевременному рассмотрению и разрешению поступающих жалоб;

Ø воспретить пересылку жалоб на рассмотрение тех учреждений и лиц, на действия которых поданы жалобы;

Ø установить точный порядок приема, направления и рассмотрения жалоб;

Ø организовать систематическую проверку исполнения решений по жалобам;

Ø обращать особое внимание на постановку работы по приему и рассмотрению жалоб; на своевременность и правильность вынесенных решений по жалобам и на устранение причин, вызывающих жалобы».

2) Постановление ВЦИК от 1 июля 1934 «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб», которое определило порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполнительных комитетах и советах; устанавливало обязательность проверок сведений, сообщаемых в органы печати, о нарушениях в работе учреждений и должностных лиц. Постановление закрепило сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах - в срок не свыше одного месяца со дня подачи жалобы, а жалобы красноармейцев - не свыше 15 дней, в районных и городских органах соответственно не позже 20 и 7 дней.

Постановления 1933 и 1934 гг. охватили главные моменты приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также регламентировали организацию данной работы на протяжении более 30 лет.

3) Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся» предписало всем центральным исполнительным комитетам союзных республик возложить персональную ответственность за постановку приема и разрешения жалоб трудящихся в автономных республиках, краях, областях, районах, городах и сельских советах на председателей исполнительных комитетов и советов, установив дни и часы приема жалобщиков председателями исполнительных комитетов, их заместителями и членами президиумов, и обязало председателей исполнительных комитетов обеспечить рассмотрение поступающих жалоб в тех органах, к компетенции которых относятся вопросы, затронутые в жалобах. Вынесение решений по жалобам в сельских и городских органах должно было осуществляться в присутствии заявителей, представителей заинтересованных организаций и лиц, проводивших расследование жалобы. Председатели исполкомов обязывались установить строгий контроль за прохождением жалоб. Вопрос разрешалось закрыть лишь после фактического выполнения принятого по жалобе решения, и предписывалось обязательно известить жалобщиков о вынесенных решениях.

Таким образом, декларативно и формально организация работы с обращениями трудящихся была определена правильно, но политическая обстановка в стране наложила свой отпечаток на реальное выполнение постановлений и использование их норм властями. Закрытые ранее, но опубликованные в настоящее время материалы свидетельствуют о тенденциозности в 1930-е и последующие годы прошлого столетия как публикаций, так и исполнения писем, носивших, как правило, характер политических, сфабрикованных разоблачений. В то же время огромный поток писем с жалобами на нарушения демократических норм просто игнорировался.

Вышедшее 30 мая 1936 г. постановление Комиссии Советского контроля при СНК СССР «О рассмотрении жалоб трудящихся» (утв. СНК СССР 22-26.05.1936), хотя и распространило действие постановления ЦИК СССР от 14.12.1935 на руководителей всех учреждений и предприятий, носило декларативный характер и явилось отражением провозглашавшихся в то время Конституцией 1936 г. демократических свобод и общественной активности трудящихся. В период доносов и массовых репрессий Постановление призывало к внимательному и чуткому отношению со стороны советских и хозяйственных организаций к обращениям граждан.

Более полные разъяснения по технологии работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан нашли свое отражение в «Инструкции по делопроизводству в сельских Советах депутатов трудящихся РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 17 января 1948 «Об упорядочении делопроизводства в сельских Советах депутатов трудящихся», и «Примерной инструкции о делопроизводстве в совнархозах, министерствах и ведомствах РСФСР, Советах Министров автономных республик и исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 30 сентября 1961 г. «О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР».

В инструкциях был детально прописан порядок приема предложений, заявлений и жалоб трудящихся, их регистрация, направление на рассмотрение и контроль за их прохождением.

Изданный 12 апреля 1968 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (далее - Указ № 2534-VII) подвел итог более чем 30-летнему опыту работы с данной категорией документов. Он вобрал в себя уже разработанные и провозглашенные принципы работы с обращениями граждан, расширил некоторые из них.

В Указе предложения, заявления, жалобы граждан в государственные и общественные органы представлены как важное средство осуществления и охраны прав личности, важнейший источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, способствующий укреплению связей государственного аппарата с населением. Указ особо подчеркнул, что, являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.

Президиум Верховного Совета обязал все государственные и общественные органы обеспечить необходимые условия для осуществления предоставленного и гарантированного гражданам права обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, а также их руководители и другие должностные лица обязывались принимать и в соответствии со своими полномочиями в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры.

Гражданам предписывалось подавать обращения в те государственные органы, которые имели право разрешения вопроса, поставленного гражданином в обращении. В случае подачи документа не по назначению, его следовало в пятидневный срок направить в соответствующее учреждение, а заявителя известить, что его обращение направлено по назначению. Так же как и в предшествующих постановлениях, указ запретил направлять обращения граждан для разрешения тем должностным лицам, на действия которых жалуются граждане.

Руководители всех учреждений обязывались проводить личный прием граждан, причем дни и часы приема устанавливать в удобное для населения время. На них возлагалась личная ответственность за организацию приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Указ устанавливал конкретные сроки рассмотрения данной категории документов: заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки -безотлагательно, но не позднее 15 календарных дней.

Указ предписывал проводить систематические проверки состояния дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан во всех учреждениях, организациях и предприятиях. За нарушение установленного порядка рассмотрения документов, волокиту, бюрократическое отношение предусматривалась возможность дисциплинарной и, в особых случаях, уголовной ответственности должностных лиц.

В развитие Указа № 2534-УП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление от 15 июня 1968 г. «О порядке рассмотрения писем депутатов Верховного Совета РСФСР», которое возложило личную ответственность за своевременное рассмотрение и правильное разрешение вопросов, поставленных в письмах депутатов Верховного Совета РСФСР, на руководителей государственных и общественных органов, предприятий и учреждений. В тот же год Президиум Верховного Совета СССР принял также постановление от 24 июня 1968 г. «О предложениях, заявлениях и жалобах граждан, поступающих в адрес сессий Верховного Совета СССР», в соответствии с которым предложения, заявления и жалобы граждан в адрес сессий Верховного Совета СССР по вопросам, разрешение которых относилось к компетенции других государственных и общественных органов, незамедлительно должны были направляться по окончании сессии в эти органы, а их руководители - сообщать о результатах рассмотрения этих обращений авторам и в Президиум Верховного Совета СССР.

Государство неустанно подчеркивало значение Указа от 12 апреля 1968г. В постановлениях Президиума Верховного Совета СССР от 01 июня 1970 г. «О практике применения указа от 12 апреля 1968 г.» и от 08 февраля 1977 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в министерствах и ведомствах СССР» акцентировалась необходимость принятия министерствами и ведомствами, руководителями предприятий, учреждений и организаций дополнительных мер по неуклонному проведению в жизнь Указа № 2534-VII, строгого соблюдения его статей и последовательного улучшения практики его применения в целях расширения участия трудящихся в управлении делами общества и государства.

В Конституции СССР, принятой 07 октября 1977 г., ряд статей посвящен вопросам работы с предложениями и заявлениями граждан.

В частности, в ст. 49 Конституции говорится: «Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры».

В статье 58 Конституции СССР также отмечалось: «Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в срок, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

Законодательство установило общие для всех граждан порядок и принципы разрешения предложений, заявлений и жалоб.

В соответствии с принятой Конституцией СССР 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР 04 марта 1980 г. утвердил новую редакцию Указа № 2534-УП «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В документе особо подчеркивалось, что все государственные и общественные органы должны обеспечить гражданам СССР условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых прав вносить в письменной и устной форме предложения об улучшении деятельности государственных органов и общественных организаций, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

За гражданами, если они не были согласны с принятым решением по их заявлению, закреплялось право обжаловать данное решение в вышестоящие органы.

Указ обязал все государственные органы систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб в подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

В соответствии с п. 19 Указа от 04 марта 1980 г. Совет Министров СССР 13 октября 1981 г. принял Постановление № 986 «О порядке ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». Данное постановление явилось основанием для разработки Комитетом СССР по науке и технике, Государственным комитетом СССР по стандартам и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР «Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан» (№ 463/162/298), которое было утверждено 30 ноября 1981 г. Этот документ впервые в советский период установил правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.

Типовое положение обязывало министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить на его основе разработку и утверждение положений (инструкций) о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в соответствующих государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с учетом особенностей их деятельности.

В 80-е годы XX в. процесс законодательного регулирования работы с заявлениями, предложениями и жалобами граждан был продолжен.

В феврале 1987 г. было издано постановление Президиума Верховного Совета СССР «Об обращениях граждан в Верховный Совет СССР», в котором отмечалось, что граждане стали активнее осуществлять свое конституционное право на критику недостатков.

В марте того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об обращениях граждан в Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы автономных республик и местные Советы народных депутатов РСФСР».

Крайне важным также явилось принятие 30 июня 1987 г. Закона СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».

Этот закон предусматривал возможность обжалования в суд любых действий должностного лица, за исключением тех, которые специально регламентированы уголовным, гражданским, административным и другим законодательством, а также действий, связанных с обеспечением обороноспособности страны и государственной безопасности. В суд могли быть обжалованы действия, единолично осуществленные должностными лицами от своего имени или от имени представляемого органа. Гражданину предоставлялось право обращаться с жалобой непосредственно в суд вне зависимости от предварительного обжалования таких неправомерных действий вышестоящему органу или должностному лицу.

В советский период было принято решение не рассматривать анонимные письма, что было закреплено Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 02 февраля 1988 г. № 8422-Х1 «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”» в дополнение ст. 1 Указа № 2534-УП. Анонимным письмом следовало считать письменное обращение гражданина, не имеющее подписи автора с указанием фамилии, имени, отчества и данных о его местожительстве, работе или учебе. Обращение, не содержавшее этих сведений, признавалось анонимным и рассмотрению не подлежало.

Краткий обзор регулирования работы с обращениями граждан в государственные организации в дореволюционной России и в советский период свидетельствует о том, что государство понимало значимость правильной организации этой работы и прилагало значительные усилия для ее регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: