Плотность занятий

Общая плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:

Р общ = Тп*100% / То

где Ро6щ — общая плотность занятия;

Тп — время, использованное на полезную (имеющую прямое отношение к занятию) деятельность, куда входит выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, на перера­ботку наглядной и словесной информации преподавателя;

То — директивное, общее время, отведенное на учебное за­нятие по расписанию.

В идеале общая плотность занятий должна стремиться к 100%. К снижению плотности занятий приводят следующие причины:

1. Неоправданные простои на занятии: опоздание с началом занятия, несвоевременная подготовка мест занятий и спортив­ного инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражне­ний и т. д.

2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к занятию. Непродуманные содержание и организация занятия приводят к естественным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удает­ся их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на занятиях случайных (по ходу придуман­ных), мало эффективных упражнений.

3. Излишняя или малоэффективная словесная информация за­нимающихся на занятии. Объясняя технику какого-либо упражне­ния, преподаватель вместо аргументированных пояснений дает пол­ное описание упражнения, несмотря на то, что оно было уже по­казано. Излишним считается и детализированный рассказ о дви­жении ученикам, только что приступившим к изучению этого уп­ражнения. На этом этапе обучения такой подробный рассказ по­мимо потери времени может привести к противоположным резуль­татам.

4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на заня­тии. Слабая дисциплина занимающихся приводит, как правило, к нерациональному использованию времени на занятиях из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснений и т. п.

Моторная плотность. Моторная плотность опреде­ляется отношением потраченного времени непосредственно на вы­полнение упражнений к общему времени занятия (в процентах) по формуле:

Р мот = Ту*100% / То

где Рмот — моторная плотность занятия,

Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.

В отличие от общей плотности моторная плотность занятия в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе за­нятия. Неизбежность этих изменений объясняется прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их ис­пользования на занятии и методами проведения. Например, для подготовительной части занятия подбираются упражнения неболь­шого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фрон­тально, с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть занятия всегда имеет более вы­сокий показатель моторной плотности. В основной части занятия, например, по спортивной гимнастике показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Причем и внутри этой части снятия показатели моторной плотности могут изменяться в за­висимости от вида гимнастического многоборья.

Требовательность к занимающимся. По ходу занятия преподава­тель должен постоянно следить за действиями занимающихся, вносить в них необходимые корректировки, добиваясь максимальной приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях.

Проявление высокой требовательности преподавателя (тренера) к ученикам на занятии повышает его авторитет в глазах учеников, а через него и авторитет предмета. Требовательность преподавателя ученик рассматривает прежде всего как уважение учителя к нему. Рост результатов убеждает занимающегося в важности предмета и доброжелательности тренера.

Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые ре­зультаты, рекомендуется:

1. Проявлять ее постоянно, не пропуская ни одного случая от­клонения от задания.

2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне их выполнения, которые находятся в пределах возможнос­тей занимающихся.

3. При исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.

Интерес занимающихся к занятиям. Результаты занятия во многом зависят от того, какой интерес они вызывают у занимаю­щихся. Чем больший интерес проявляют ученики к.предмету заня­тий, тем острее они воспринимают и запоминают изучаемый мате­риал и тем выше уровень и работоспособность на занятиях. По­этому преподаватели (тренеры) должны так строить и методически оформлять свои занятия по гимнастике, чтобы интерес занимаю­щихся к ним непрерывно нарастал.

Объективные результаты занятий, которые могут быть выражены улучшением самочувствия, повышением работоспособности, улуч­шением телосложения, овладением конкретными двигательными действиями, являются могучим фактором, создающим глубокий и устойчивый интерес занимающихся к занятиям гимнастикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: