Внешняя бизнес – среда и ее структурирование для целей
Стратегического управления корпорацией
Переход от оперативного к стратегическому менеджменту стал процессом необратимым с того самого момента, когда фокус первоочередного внимания менеджеров высшего эшелона корпоративного управления с внутренней бизнес – среды компаний был перенесен на внешнюю бизнес – среду. Этот процесс практически завершился к середине 1970-х годов, вместе с массовым переходом крупных корпораций от долгосрочного планирования, основанного на инструментарии экстраполяции, к стратегическому планированию, предполагающему ситуационный анализ внешней бизнес – среды в качестве исходного пункта.
Дадим рабочее определение внешней бизнес–среды (ВБС):
Совокупность факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на условия («вход») и результаты («выход») функционирования объекта управления, но находящиеся за пределами управленческих воздействий субъекта в данной системе управления, образует ее внешнюю бизнес – среду.
|
|
Поскольку количество факторов, образующих ВБС, исчисляется десятками, а то и сотнями, тогда как ограничения по параметрам времени и стоимости исключают возможность полного изучения всех этих факторов субъектом – топ - менеджментом корпорации, резко возрастает актуальность логического анализа ВБС путем ее структурирования с помощью специальных методов.
Первичный логический анализ ВБС путем ее структурирования основан на выделении в ней следующих подсистем (см. Схему 7):
- Макросреда – внешняя часть ВБС, образованная факторами, действующими за пределами границ отрасли (отраслей), в которой корпорация ведет операционную деятельность.
- Значимая внешняя среда – часть Макросреды, в которой сосредоточены ее факторы, оказывающие реальное воздействие на объект управления – корпорацию, но за пределами отрасли.
- Внешняя среда на уровне отрасли образована факторами, влияющими на всех без исключения ее игроков, ведущих сходную операционную деятельность. Это конкурентная среда корпорации.
- Внешняя среда на уровне задачи образована факторами, охватывающими деятельность поставщиков, потребителей и инвесторов корпорации. На этом управленческом уровне проходит граница между Внешней и Внутренней бизнес - средой, СМ и ОМ.