- Инвесторы. Для инвестиционного сообщества корпорация должна быть прежде всего привлекательным объектом для вложения капитала. Последнее означает оптимальное сочетание прибыльности бизнеса и уровня сопровождающих его макроэкономических и политических (страновых) рисков. Разумеется, инвестор заинтересован в высоко прибыльном вложении своего капитала. Но если риски при этом будут несоразмерно высоки, он воздержится от таких проектов. Кроме того, инвестор должен ясно представлять, как в корпорациях принимаются стратегически важные для него решения, насколько прозрачны механизмы и процедуры их принятия. Для нефтегазовых компаний особенно значимыми факторами инвестиционной привлекательности являются показатели обеспеченности текущей добычи разведанными запасами, уровень вертикальной интеграции и географической диверсификации операционной деятельности. Наконец, огромное значение имеет инвестиционный климат как страны базирования, так и стран операционной деятельности.
|
|
Поставщики/Клиенты. Два данных внешних корпоративных стейкхолдера по экономическим интересам схожи в том смысле, что от корпорации – партнера им нужны стабильность, финансовая устойчивость и экономически обоснованные цены, по которым первые поставляют свою продукцию корпорации, а вторые – получают продукцию адекватного качества от нее.
Пределы, в рамках которых в процессе управления корпорацией и распределении полученных финансовых результатов сохраняется возможность совмещать экономические интересы ее стейкхолдеров, удерживая баланс между ними, в СМ получили название зоной толерантности. Если же в процессе управления корпорацией экономические интересы одного из стейкхолдеров максимально реализуются за счет ущемления интересов других, общий баланс нарушается. Корпорация попадает в так называемую зону дисбаланса.
На Схеме 24 показана зона толерантности и зона дисбаланса для корпоративных стейкхолдеров применительно к восьми стоимостным и не стоимостным индикаторам их экономических интересов. Максимально возможное при данном состоянии внутренней и внешней бизнес – среды корпорации расширение зоны толерантности ее стейкхолдеров - одна из наиболее сложных и актуальных задач корпоративного менеджмента.
Каждый из стейкхолдеров – своеобразный канал, связывающий внутрикорпоративную среду с внешней бизнес – средой (ВБС).
Формирование этих новых каналов в дополнение к традиционным (для «входа» - т.е. ресурсного насыщения объекта управления из внешней среды; для «выхода» - т.е. реализации результатов
Схема 24.
использования этих ресурсов во внешней рыночной среде), и делает всю систему открытой. Столкновение несовпадающих, вступающих в конфликт интересов стейкхолдеров во внутрикорпоративной среде дает основание рассматривать эту открытую систему как социально-экономическую.
|
|
В представленной выше Схеме 23 выделено три уровня корпоративной системы стейкхолдеров, из которых средний уровень играет роль базового или стержневого. Он включает в себя трех из девяти основных стейкхолдеров:
«Персонал – Топ-менеджмент – Собственники»
В теории СМ наиболее пристальное внимание привлекает взаимодействие второй пары как персонифицированного субъекта управления корпорацией.
Эффективное взаимодействие топ - менеджмента и акционеров (собственников), в первую очередь мажоритарных, относится к факторам критической важности для стратегического управления корпорацией.