Мировой опыт свидетельствует, что основная проблема управления транспортом в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении рационального соотношения между воздействием государства на деятельность транспортных предприятий (компаний) и степенью их самостоятельности. От этого соотношения зависит решение многих вопросов экономической, социальной и технической политики на транспорте.
Становление и развитие рынков транспортных услуг всегда получало отражение в реализации следующих тенденций: первая из них проявляется в приватизации транспортных компаний и «невмешательстве» государства в их хозяйственную деятельность; вторая тенденция реализуется в стремлении государства координировать и регламентировать эту деятельность созданием для всех видов транспорта единой нормативно-правовой базы в виде законов, положений, правил и контролировать их соблюдение; третья тенденция заключается в сохранении государственной или муниципальной монополии управления отдельными видами транспорта и обеспечении совершенствования и развития их материально-технической базы, контроля экономической и кадровой политики.
|
|
В ходе экономических реформ, проведенных на российском транспорте в 90-х годах XX века, образовался конгломерат предприятий, включающих множество акционерных хозяйств и компаний, в том числе с участием государства, а также муниципальных органов. К концу 90-х годов в акционерные общества было преобразовано 93% предприятий речного транспорта, 75% — морского, 70% — автомобильного транспорта общего пользования.
Железнодорожный транспорт страны в силу его высокой социальной и экономической значимости долгое время оставался
в стороне от процессов массовой приватизации. Вместе с тем на железных дорогах Российской Федерации активно проводились мероприятия по коммерциализации их деятельности. В середине 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта». Согласно постановлению функции железных дорог как государственных предприятий должны быть ограничены в основном оказанием услуг по пользованию инфраструктурой отрасли, включающей пути и путевое хозяйство, локомотивное и станционное хозяйства, системы электроснабжения, сигнализации и связи, информационного обеспечения перевозок, а также объекты технического обслуживания подвижного состава в пути следования. Кроме того, должен быть создан так называемый конкурентный сектор отрасли, представляющий услуги, оказываемые грузовыми, пассажирскими, экспедиторскими компаниями на железных дорогах.
|
|
Реализация ряда мероприятий концепции позволила уже на первом этапе (1998-2000 гг.) уменьшить почти на 40% совокупную транспортную составляющую в конечной цене промышленной продукции благодаря прежде всего реализации эффективной тарифной политики. Вместе с тем, железным дорогам не удалось преодолеть негативную тенденцию активного старения основных фондов.
Решение этой коренной проблемы за счет внутренних источников отрасли привело бы к резкому росту тарифов, сокращению эксплуатационных расходов, сбоям в стабильности работы железных дорог и безопасности движения. Действующая структура управления не способствует активному привлечению сторонних инвестиций. В свете этого МПС России разработало и представило Правительству России проект дальнейшего развития структурной реформы железнодорожного транспорта. Обязательным условием реализации проекта является соблюдение следующих основных принципов:
• сохранение единства российских железных дорог и государ
ственного контроля за их деятельностью;
• выведение из компетенции МПС России функций хозяйствен
ного управления железнодорожным транспортом, которые пере
даются самостоятельному хозяйственному субъекту — российс
кой государственной акционерной компании «Российские желез
ные дороги» (РЖД) с сохранением за МПС России только функций
государственного управления;
• обеспечение доступа всех компаний-перевозчиков к производствен
ной инфраструктуре железнодорожного транспорта на равных усло
виях;
• выведение из системы федерального железнодорожного транспорта
ряда вспомогательных и обслуживающих предприятий, не нарушаю
щее устойчивой работы транспорта;
• четкое разграничение в системе железнодорожного транспорта
естественно-монопольной и конкурентной сфер деятельности при
государственном регулировании тарифов и цен на услуги только
в естественно-монопольной сфере.
В проекте были определены новые функции МПС России после образования компании «РЖД», структура, функции и органы управления этой компанией, принципиальные положения в области инвестиционной, научно-технической, социальной, финансово-правовой политики на железнодорожном транспорте.
В ноябре 2000 г. проект «Концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта» был одобрен Правительством России.
Проведение реформы намечено в три этапа: 1 — (2000— 2001 гг.); II — (2002-2004 гг.); III — (2005 г. и далее). На первом этапе будет проходить формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, на втором — реальное разделение функций государственного и хозяйственного управления работой железнодорожного транспорта; на третьем — предусмотрена частичная продажа пакетов акций дочерних фирм и обществ компании «РЖД» при сохранении 100% акций самой компании в государственной собственности. Вырученные средства будут поступать в компанию «РЖД» в виде инвестиционных ресурсов и расходоваться на обновление и пополнение ее основных фондов. Созданная в рамках компании «РЖД» Федеральная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении будет выделена из нее в виде дочернего акционерного общества.
Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении могут организационно выделяться из состава железных дорог, их отделений и образовывать хозяйственные общества с участием субъектов РФ, компании «РЖД» и других заинтересованных юридических лиц.
Пассажирские и грузовые операторские фирмы — перевозчики, выделившиеся из компании «РЖД» или вновь созданные,
постепенно сформируют конкурентный сектор в сфере железнодорожного транспорта.
|
|
В центральном аппарате Министерства путей сообщения России сегодня имеются 14 департаментов по основным направлениям деятельности, научно-технический совет, а также главное управление научно-технической политики, управления проектирования и капитального строительства, внешних связей, статистики, реестра и имущества предприятий, главный вычислительный центр и некоторые другие подразделения. Структурная схема современного управления железнодорожным транспортом России представлена на рис. 38.
С образованием в 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) появился новый аспект в управлении транспортом, обусловленный необходимостью выработки новых подходов в координации работы различных видов транспорта на территории бывшего СССР.
В начале 1992 г. был образован Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ в составе руководителей железнодорожных администраций этих стран. Создан также исполнительный орган — дирекция этого Совета. В работе Совета участвуют в качестве ассоциированных членов железнодорожные администрации Болгарии, а также стран Балтии.
Совет координирует работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и вырабатывает согласованные принципы его деятельности, организует совместную эксплуатацию грузовых вагонов и контейнеров. Дирекция Совета обеспечивает реализацию его решений, в оперативном режиме координирует эксплуатационную деятельность железных дорог, подготавливает проекты различных нормативных документов, решений и рекомендаций. Важнейшие вопросы деятельности железнодорожного транспорта определены Советом глав государств и Советом глав правительств государств — участников Содружества.
В соответствии с соглашениями глав государств и глав правительств СНГ были разделены инвентарные парки грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами — участниками Содружества, Латвией, Литвой, Эстонией, организована их совместная эксплуатация и техническое содержание.
Советом глав правительств принят комплекс важнейших решений:
|
|
Рис. 38. Структурная схема управления железнодорожным транспортом
Р О X
Совет уделяет большое внимание формированию единой тарифной политики. Установлено, что тарифы и уровень ставок за перевозку транзитных грузов определяют непосредственно железнодорожные администрации. А для выработки рекомендаций по уровню ставок за перевозки полномочные представители железнодорожных администраций ежегодно проводят Тарифные конференции.
На Министерство транспорта России возложены функции проведения государственной политики в области автомобильного, воздушного, морского, речного, промышленного, городского электрического транспорта и метрополитена, а также дорожного хозяйства. В структуру аппарата министерства входят соответствующие этим функциям службы, департаменты и управления. Кроме того, в составе министерства имеются департаменты координации транспортных систем и логистики; государственного имущества на транспорте; инвестиционной политики и программ развития; экономики; международного сотрудничества, а также управления: законодательно-правовое, научно-техническое, безопасности на транспорте, социального развития и кадров, региональной транспортной политики. Структурная схема управления этого министерства приведена на рис. 39.
В 1990 г. в составе Министерства транспорта России образована Российская транспортная инспекция (РТИ), созданы ее региональные отделения на территории страны. Главные задачи РТИ — осуществление лицензирования и государственного контроля за соблюдением транспортного законодательств правил безопасности и экологических требований при эксплуатации транспортных средств и путей сообщения.
РТИ обеспечивает контроль за соблюдением требований международных договоров России в области автомобильного транспорта в пунктах пропуска автомобилей через государственную границу.
РТИ решает возложенные на нее задачи во взаимодействии с администрациями субъектов муниципальных органов и МВД России в сферах автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Систему дорожного хозяйства Российской Федерации с 1999 г. возглавляет Государственная служба дорожного хозяй-
ОБЩЕТРАНСПОРТНЫЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ И УПРАВЛЕНИЯ |
РОССИЙСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ |
МИНИСТР ТРАНСПОРТА
Гражданской авиации |
дорожного хозяйства |
России
РЕЧНОЙ РЕГИСТР |
МОРСКОЙ РЕГИСТР |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЧНАЯ инспекция |
ГЛАВНАЯ МОРСКАЯ инспекция |
СЛУЖБЫ
БАССЕЙНОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ водного транспорта и управления водных путей |
МОРСКИЕ АДМИНИСТРАЦИИ портов |
ДЕПАРТАМЕНТЫ СЛУЖБ и УПРАВЛЕНИЯ промышленного, городского электрического транспорта и метрополитена
ПРЕДПРИЯТИЯ автомобильного, воздушного, морского, речного, промышленного, электрического транспорта и метрополитена и дорожного хозяйства | МИНИСТЕРСТВА, КОМИТЕТЫ по транспорту субъектов и муниципальных органов России |
Рис. 39. Структура управления Министерства транспорта России
ctnea. Она осуществляет исполнительные, разрешительные и контрольные функции в области дорожного хозяйства, атакже осуществляет оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда России и обеспечивает его целевое и эффективное использование. В дорожном хозяйстве страны функ-ционируют предприятия различных форм собственности. В их числе: 172 унитарных дорожных предприятия, обслужи-
вающих 42% общей протяженности федеральных автодорог и 142 предприятия смешанных форм собственности, осуществляющих содержание как федеральных, так и территориальных автодорог; около 200 предприятий, являющихся собственностью субъектов федерации и обслуживающих территориальные и федеральные дороги; хозяйственные товарищества и общества выполняют работы по строительству и ремонту дорог.
Управление работой указанных предприятий осуществляют федеральные управления автомобильных дорог (Управтодоры), а также управления автомобильными магистралями (Упрдоры).
В результате реструктуризации и реформирования воздушного транспорта создана Государственная служба гражданской авиации. Сегодня 270 авиапредприятий сохраняют государственную собственность. Образовано около 100 открытых акционерных обществ. Акционерные предприятия используют федеральное имущество, которое не подлежит приватизации — аэродромы и объекты управления воздушным движением. В структуре службы несколько региональных управлений воздушного транспорта, а также Го-савианадзор.
В 90-х годах активно развивалась тенденция по созданию ассоциаций и союзов транспортных предприятий. В 1999 г. создан Российский автотранспортный союз (РАС). В него вошли более 100 акционерных компаний, объединений и ассоциаций (региональных\и межрегиональных), а также научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.
В автодорожном хозяйстве создана крупная негосударственная структура — Российская ассоциация территориальных органов управления автодорогами (РАДОР). В ее составе 60 организаций.
Многочисленные негосударственные ассоциации, объединения, союзы созданы на морском и речном транспорте.
В 2001 г. несколько отечественных ассоциаций экспедиторских компаний объединились в Ассоциацию экспедиторов Российской Федерации.
Управление работой нефтепроводного и нефтепродуктопро-водного транспорта осуществляет открытое акционерное общество «Транснефть», созданное в 1992 г. В ее составе 17 акционерных дочерних обществ, а также ОАО «Гипротрубопровод». Управление работой газопроводов возложено на государственную компанию «Газпром».
- - Контрольные вопросы к разделу 4.1 главы 4
1. Какова структура управления железнодорожным транспортом
России?
2. Чем занимается Совет по железнодорожному транспорту стран '
СНГ?
3. Какие функции возложены на Министерство транспорта России? j
4. Изложите главные задачи Российской транспортной инспек
ции.
5. Как организовано управление дорожным хозяйством страны?