Структура конкретной потребностно-мотивационной сферы

Организация деятельности субъекта по удовлетворению потребностей включает в себя

переживание напряжения потребности, антиципацию состояния удовлетворения потребности,

представленность в субъективном опыте информации об окружающей среде (какие объекты и условия

необходимы для удовлетворения потребности), своих действиях и их результатах, а также

операциональный состав. Все эти процессы и элементы можно объединить в три основные группы,

образующие 3 блока структуры конкретной потребностно-мотивационной сферы

К первому блоку относятся содержания субъективного опыта и процессы, обеспечивающие

выбор субъектом необходимых для осуществления деятельности элементов среды, своих способов

деятельности и их стиля осуществления:

—объекты или условия среды, необходимые для удовлетворения потребности (объекты

деятельности, в которых заключен предмет потребности);

—выделение в объектах деятельности качеств, которые характеризуют этот объект как наиболее

пригодный для удовлетворения потребности и образование в субъективном опыте обобщенного

представления об объектах и условиях, удовлетворяющих данную потребность (предмет деятельности);

—придание смыслового значения объектам и условиям, которые сами не удовлетворяют

потребность, но необходимы для достижения объекта деятельности (объекты цели), что происходит по

механизму эмоционального обусловливания: объекту цели придается мотивационное значение за счет

его ситуативной или причинной (на высших уровнях развития) связи с объектом деятельности [В.К.

Вилюнас];

—придание мотивационного значения тем операциям и их сочетаниям, которые успешны для

достижения объектов деятельности и цели в конкретных условиях деятельности;

—придание операциям определенной энергетической характеристики, определяющей

интенсивность и настойчивость их применения в конкретной ситуации.

Образование всех этих элементов и придание им мотивационного значения происходит за счет

процессов эмоционального переключения, взаимодействия ведущих и ситуативных эмоций как в

построении деятельности по удовлетворению потребности непосредственно в ситуации, так и развитии

ее в онтогенезе [В.К, Вилюнас и др.]. Этот блок можно назвать потребностно-эмоциональным, так как в

нем объединены содержания субъективного опыта о своих потребностях и способах их удовлетворения

— выборе компонентов и условий среды и своих операций, что основано на их связи с потребностью

субъекта, представленной ему самому в форме эмоций.

Операции, посредством которых осуществляется деятельность, на высших стадиях развития

психики существуют в репертуаре субъекта в «свободном» виде и выстраиваются в последовательность

непосредственно в ситуации в зависимости от конкретных условий деятельности [А.Н. Леонтьев].

Операциональный состав конкретной потребностно-мотивационной сферы представляет собой набор

операций и их последовательностей, необходимых для удовлетворения потребностей данной сферы

(специфические операции). Помимо принадлежащих данной сфере операций, существуют такие,

которые используются во всех сферах (неспецифические операции), а также такие, которые

преимущественно применяются для удовлетворения потребностей данной сферы, но могут

использоваться в несколько измененном виде и в других случаях. К первым можно отнести операции

жевания и проглатывания в пищевой сфере, почесывания в комфортной и т.п. В большинстве своем это

операции, относящиеся к консуматорным актам (завершающим этапам в деятельности по

удовлетворению потребности). Ко вторым — операциональный состав перцептивной сферы, многие

формы манипуляций и локомоций. Эти операции характерны для подготовительных фаз деятельности,

они зависят от условий, в которых осуществляется деятельность. К третьим относятся некоторые

выразительные позы и движения в сфере общения, в игровой деятельности, формы компенсаторного

поведения (сосание, аутостимуляция, стереотипные движения) и т.п., происхождение которых связано с

другими сферами. Развитие операционального состава определяется не только особенностями субъекта

и его физического окружения, но и традициями в сообществе. Эта особенность появляется уже у

высших животных, а у человека является весьма существенной. Этот блок можно назвать

операциональным.

Наиболее сложным по определению и генезису является блок структуры потребностно-

мотивационной сферы, объединяющий содержания субъективного опыта, регулирующего выбор целей

и способов их достижения и соотнесение их с конкретными требованиями среды (как физической, так и

социальной). В психологии личности в данном случае речь идет о ценностно-смысловых ориентациях и

их соотнесенности с социально-культурными ценностями общества. Этот блок можно назвать

ценностно-смысловым. Содержание аналогичного по функции блока в потребностно-мотивационной

сфере на дочеловеческих уровнях развития требует пояснения.

Цель — это такое изменение наличной ситуации, которое необходимо для осуществления

деятельности. Объект цели — те компоненты ситуации (объекты, их сочетания, условия, в которых

находятся они и сам субъект), которые должны быть изменены. Таким образом, объекты цели есть в

наличии (в самой ситуации или в представлении субъекта на высших стадиях развития), а сама цель

только должна быть достигнута и представляет собой измененную ситуацию по отношению к

имеющейся. Как надо изменять ситуацию и какие для этого применять средства, зависит как от самого

субъекта, так и от условий осуществления деятельности. Соотношение условий среды и возможностей

субъекта всегда индивидуально. Поэтому у любого субъекта существует свой индивидуальный «набор

целей» и способов их достижения. Выбор наиболее пригодных целей и способов их достижения

определяется всем предыдущим опытом субъекта. У человека этот процесс изучается в психологии

мотивации достижений (какие по трудности цели выбирает субъект и с какой интенсивностью и

настойчивостью их достигает) и в психологии личности (какие цели и средства выбирает субъект и как

соотносит с предлагаемыми обществом).

В онтогенезе развитие способов постановки целей, выбор самих целей и средств их достижения

проходит длительный путь развития. У человека в этот процесс с самых ранних этапов включается

общество. У животных в этой роли выступает сама среда. При возникновении группового образа жизни

эта среда усложняется, в нее включаются другие субъекты. Субъект уже вынужден выбирать из

имеющихся в его репертуаре целей (как предвидимых на основе своего опыта возможностей изменения

ситуации — на интеллектуальной стадии развития) И средств их достижения те, которые пригодны для

данного случая в присутствии других особей. Например, в иерархически организованных сообществах

обезьян подчиненные особи в присутствии старших по рангу не приближаются к пище, а по отношению

к особям более низкого ранга, напротив, имеют в этом отношении преимущество. При изменениях в

структуре группы они сразу изменяют свое поведение. Самки в таких сообществах в присутствии

вожака при конфликтах друг с другом ведут себя весьма сдержанно и быстро прекращают драку при

одном его взгляде или жесте. В его отсутствии, напротив, ведут себя агрессивно.

Таким образом, регламентация выбора целей и средств их достижения в условиях сообщества

начинается уже у высших животных. Она регулируется существующими в группе правилами

поведения, которые осваиваются детенышами в онтогенезе. Можно сказать, что уже на этом уровне

субъект с рождения попадает в среду, где уже существуют предлагаемые ему правила постановки целей

и выбора средств их достижения. В человеческом обществе существует целая система правил и норм,

касающихся буквально всех сторон жизнедеятельности. Помимо самих целей и средств их достижения,

существуют представления о том, как субъект должен переживать соответствие или несоответствие

своего поведения культурным нормам. Иерархия целей и даже самих потребностей тоже

регламентируется культурной моделью и получила название ценностей. В каждой культуре существует

своя модель этих ценностей и того, какую индивидуальную структуру ценностно-смысловых

ориентации должен иметь субъект. Все это в той или иной степени обусловлено условиями и задачами

развития общества. Ребенок об этих условиях ничего не знает, а система воспитания устроена так, что

способствует более или менее успешному формированию у него ценностно-смысловых ориентации,

соответствующих данной культурной модели. Способы освоения ребенком этих содержаний

рассматриваются в разных психологических подходах по-разному — от «насилия» общества над

естественным процессом развития у ребенка способов удовлетворения его потребностей (в

психоанализе и его вариантах) до развивающей функции взрослого, во взаимодействии с которым

ребенок творчески выстраивает содержание своих ценностно-смысловых ориентации (Отечественная

психология личности).

Для анализа потребностно-мотивационной сферы поведения и ее развития важно отметить, что

развитие ценностно-смыслового блока, во-первых, происходит прижизненно, а во-вторых, на

«материале» конкретно-культурной модели. В отношении конкретных потребностно-мотивационных

сфер в каждой культуре есть также своя модель, какой эта сфера должна быть. Это касается даже таких

сфер, как пищевая и комфортная. Наиболее сложные модели и способы их «производства» у

конкретной личности (система воспитания, обучения, обычаи, законодательные системы и т.п.)

существуют для тех сфер, которые связаны со взаимоотношениями между людьми и обеспечением

основных целей общества. Одной из них, конечно, является репродуктивная сфера. В первой главе уже

анализировались конкретно-культурные модели материнства, включающие не только способы ухода за

ребенком и его воспитания, но и отношение матери к нему. Последнее имеет самое непосредственное

отношение к развитию базовых личностных структур, то есть к формированию личности как

«варианта» данной конкретно-культурной модели.

Рассмотренные содержания всех трех блоков конкретной потребностно-мотивационной сферы

не являются изолированными ни внутри одной сферы, ни в отношении разных сфер. Их развитие

представляет собой взаимосвязанный процесс. Наиболее «свободным» и взаимосвязанным с развитием

других сфер является ценностно-смысловой блок. На самом деле следует представить себе

существование единого ценностно-смыслового блока в потребностно-мотивационной сфере личности,

проекция которого в каждую конкретную сферу образует содержание ценностно-смыслового блока

последней.

Для выделения материнской потребностно-мотивационной сферы и анализа ее содержания и

развития всех ее блоков необходимо рассмотреть ее возникновение в эволюции и особенности у

человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: