класса:
- «голые монады» - лежат в основе неорганической
природы (камней, земли, полезных ископаемых);
- монады животных - обладают ощущениями, но
неразвитым самосознанием;
- монады человека (души) - обладают сознанием,
памятью, уникальной способностью разума мыслить;
- высшая монада - Бог.
Nb: Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы,
Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка
Примирить рационализм и эмпиризм, а) Гносеология (философия познания). Лейбниц попытался
Примирить эмпиризм и рационализм и сделал это
следующим образом:
- все знания разделил на два вида - «истины разума» и
«истины факта»;
- «истины разума» выводятся из самого разума, могут
быть доказаны логически, имеют необходимый и
всеобщий характер;
- «истины факта» - знания, полученные эмпирическим
(опытным) путем (например, магнитное притяжение,
температура кипения воды, температура плавления
различных металлов);
Nb: Как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер,
Nb: Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания,
Вывод: по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.
Лекция 14
Философия французского Просвещения XVIII века.
План:
I. Общая характеристика
П. Деистическое направление.
III.Атеистическо-материалистическое
Направление.
IV.Социалистическо ~ утопическое (коммунистическое) направление.
Вопрос I. Общая характеристика.