Надо ли говорить о важной роли контроля за ходом подготовки спортсменов и учета всех получаемых показателей. Без этого невозможен анализ оценки и выработки новых решений. И об этом я уже говорил при изложении других позиций подготовки. Но здесь речь идет главным образом в практическом плане.
Для контроля и учета используются следующие взаимосвязанные формы:
1. Педагогический контроль и учет.
2. Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.
3. Медицинский и научный контроль.
Для эффективного управления процессом подготовки ваших учеников чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.
Для этого вы должны проводить три вида контроля:
1) оперативный или текущий (ежедневно, 2—3 раза в день, 3—5 раз в неделю), состоящий из нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих увидеть требуемую динамику;
2) этапный (раз в 1—3 месяца) в конце этапа или периода и включающий в себя комплексное обследование многих сторон подготовленности спортсмена, чтобы оценить происшедшие изменения под влиянием проведенной тренировки, выявить ее эффективность, определить сильные и слабые места в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов;
3) итоговый (в.конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.
Для всех видов контроля выбираются те средства и методы из указанных далее, которые соответствуют виду спорта, подготовленности атлета и наиболее показательны для оценки состояния и работоспособности (в целом и ее отдельных компонентах) спортсмена, для определения степени решений поставленных задач.