Исключительно важная роль в деятельности службы безопасности предприятия (фирмы) должна отводиться аналитическому подразделению, занимающемуся получением и обработкой информации о фирмах-конкурентах, их слабых и сильных сторонах деятельности на рынке, о маркетинговых условиях внешней сpeды, о криминально- конкурентных действиях. Таким аналитическим центром в службе безопасности может быть группа обеспечения безопасности внешней деятельности предприятия (фирмы) [34, 37]. Цели и задачи такой группы можно обозначить следующим образом:
· контроль за эффективностью функционирования системы экономической безопасности предприятия (фирмы) и выявление фактических возможностей разглашения, утечки и реализации способов несанкционированного доступа к коммерческой тайне (по косвенным признакам, по случаям имевшим место в других организациях, и т.д.);
· выявление причин и обстоятельств, способствующих утечке ценной информации;
· оценка надежности и эффективности защищенности предприятия (фирмы) от внутренних и внешних угроз;
|
|
· участие в анализе, разработке и внедрении комплексных экономически и научно обоснованных мер по защите интересов предприятия;
· выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия (фирмы) в ущерб его безопасности;
· заблаговременное изучение партнеров, клиентов и конкурентов, постоянное отслеживание их деятельности и действий;
· прогноз вероятных устремлений конкурентов к конкретным сведениям предприятия (фирмы);
· противодействия промышленному шпионажу конкурентов;
· экономическая разведка по добыванию необходимой информации для выработки оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики рыночной деятельности;
· формирование в средствах массовой информации у партнеров и клиентуры благоприятного мнения (имиджа) о предприятии (фирме), способствующего более глубокому пониманию общественностью специфики предприятия (фирмы), привлечению внимания к ее деятельности, товарам или услугам в рамках добросовестной конкуренции.
Банк данных на каждого из конкурентов (отечественных и зарубежных) должен включать следующие разделы:
· их полное название, юридический адрес, телефон, факс; фамилии, имена, отчества руководителей, их послужной список и адреса;
· информацию об участии в судебных и иных разбирательствах, залогах имущества, выдержки из газетных и журнальных публикаций и их оценку;
· дату, номер регистрации, по какому адресу и в какой юридической форме это было зафиксировано;
· информацию о практике исполнения платежей;
|
|
· банки, с которыми работает фирма, адреса и номера счетов;
· сравнительные характеристики финансового состояния за последние 3 года;
· рассчитанные коэффициенты ликвидности, покрытия, прибыльности вложений, отношение основных средств к инвестициям и др.;
· выдержки из последнего балансового отчета, отчета о прибыли и убытках;
· названия дочерних и родительских компаний, филиалов и отделений;
· характеристику их деятельности: товары и услуги, экспорт, импорт, условия сделок;
· перечисление их партнеров, их характеристики, вероятные связи в криминальной среде;
· коммерческие возможности и финансы;
· организацию работ (особенности технологии, оборудования, «ноу-хау» и т.д.);
· цели и планы (стратегические и тактические);
· сбыт (каналы сбыта, особенности работы с клиентурой);
· использование инструментов маркетинга (товарной, ценовой, коммуникационной и рыночной политики);
· выставки, ярмарки и презентации, устраиваемые конкурентами;
· издаваемые ими брошюры, печатную рекламу (проспекты, буклеты и т.д.);
· анализ изделий конкурента, в том числе и «обратный инжиниринг»;
· отчеты посредников и закупочных отделов;
· переманивание специалистов и заполнение ими специальных вопросников;
· беседы со специалистами конкурентов на научных мероприятиях и форумах;
· притворные предложения сотрудникам конкурентов работы с целью выведывания у них необходимой информации;
· проникновение в базы данных;
· непосредственные тайные наблюдения и подслушивания, засылку агентов, использование профессиональных шпионов, похищение документов, планов и т.д.;
· посягательства на собственность конкурентов или их сотрудников;
· разного рода давление, шантаж, подкуп сотрудников;
· переговоры с конкурентами якобы для приобретения лицензий на патенты и «ноу-хау».
Эффективность способов экономического шпионажа (разведки) по данным экспертов ЕС приведена на рис. 6.1 и 6.2 [37].
|
|
|
|
Суммируя вышесказанное, к основным принципам экономической разведки можно отнести:
· подчиненность задач и целей экономической разведки ключевым национальным экономическим интересам;
· независимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и иных отношений между государствами;
· постоянство в ее ведении;
· дестабилизирующее и иное деструктивное воздействие на экономическую структуру разведываемых государств и объектов их экономики;
· стимулирование деятельности по экономической разведке со стороны заинтересованных в получении разведывательной информации компаний, финансово-промышленных групп и фирм.
Спецслужбы ведущих зарубежных стран постоянно ищут новые формы и методы добывания в странах СНГ информации научно-технического и общеэкономического характера. Основные структурные элементы различных видов шпионажа (разведки) и их взаимосвязь приведены на рис. 6.3.
|
Особую угрозу объектам экономики несут подрывные акции cпeцcлужб, заключающиеся в поставке заведомо некачественной, устаревшей продукции и в иных действиях, создающих предпосылки для возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, массовых отравлений и т.п.
|
|
Неотъемлемой частью экономической разведки стал и промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.
Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.
Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж и экономическая разведка являются единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. По мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж активизируется.
Это необходимо учитывать руководству предприятия (фирмы) при выходе на зарубежные рынки, организации внешнеэкономической деятельности и создании совместных предприятий. Важно располагать объективной информацией, цивилизованно и грамотно проводить коммерческие сделки, защищая свои ценные секреты от недобросовестной конкуренции, не робеть и не заискивать перед зарубежными партнерами и клиентами.
При идентификации и категорировании сведений, относимых к коммерческой тайне, организации их защиты очень важно учитывать требования (критерий) национальной экономической безопасности государства, чтобы утеря или несвоевременное использование каких-либо ценных открытий, изобретений, «ноу-хау» и другой интеллектуально-промышленной собственности предприятия (фирмы) не нанесли экономический урон народному хозяйству или престижу страны.