Обеспечение безопасности внешней деятельности предприятия (фирмы)

Исключительно важная роль в деятельности службы безопасности предприятия (фирмы) должна отводиться аналитическому подразделению, занимающемуся получением и обработкой информации о фирмах-конкурентах, их слабых и сильных сторонах деятельности на рынке, о маркетинговых условиях внешней сpeды, о криминально- конкурентных действиях. Таким аналитическим центром в службе безопасности может быть группа обеспечения безопасности внешней деятельности предприятия (фирмы) [34, 37]. Цели и задачи такой группы можно обозначить следующим образом:

· контроль за эффективностью функционирования системы экономической безопасности предприятия (фирмы) и выявление фактических возможностей разглашения, утечки и реализации способов несанкционированного доступа к коммерческой тайне (по косвенным признакам, по случаям имевшим место в других организациях, и т.д.);

· выявление причин и обстоятельств, способствующих утечке ценной информации;

· оценка надежности и эффективности защищенности предприятия (фирмы) от внутренних и внешних угроз;

· участие в анализе, разработке и внедрении комплексных экономически и научно обоснованных мер по защите интересов предприятия;

· выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия (фирмы) в ущерб его безопасности;

· заблаговременное изучение партнеров, клиентов и конкурентов, постоянное отслеживание их деятельности и действий;

· прогноз вероятных устремлений конкурентов к конкретным сведениям предприятия (фирмы);

· противодействия промышленному шпионажу конкурентов;

· экономическая разведка по добыванию необходимой информации для выработки оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики рыночной деятельности;

· формирование в средствах массовой информации у партнеров и клиентуры благоприятного мнения (имиджа) о предприятии (фирме), способствующего более глубокому пониманию общественностью специфики предприятия (фирмы), привлечению внимания к ее деятельности, товарам или услугам в рамках добросовестной конкуренции.

Банк данных на каждого из конкурентов (отечественных и зарубежных) должен включать следующие разделы:

· их полное название, юридический адрес, телефон, факс; фамилии, имена, отчества руководителей, их послужной список и адреса;

· информацию об участии в судебных и иных разбирательствах, залогах имущества, выдержки из газетных и журнальных публикаций и их оценку;

· дату, номер регистрации, по какому адресу и в какой юридической форме это было зафиксировано;

· информацию о практике исполнения платежей;

· банки, с которыми работает фирма, адреса и номера счетов;

· сравнительные характеристики финансового состояния за последние 3 года;

· рассчитанные коэффициенты ликвидности, покрытия, прибыльности вложений, отношение основных средств к инвестициям и др.;

· выдержки из последнего балансового отчета, отчета о прибыли и убытках;

· названия дочерних и родительских компаний, филиалов и отделений;

· характеристику их деятельности: товары и услуги, экспорт, импорт, условия сделок;

· перечисление их партнеров, их характеристики, вероятные связи в криминальной среде;

· коммерческие возможности и финансы;

· организацию работ (особенности технологии, оборудования, «ноу-хау» и т.д.);

· цели и планы (стратегические и тактические);

· сбыт (каналы сбыта, особенности работы с клиентурой);

· использование инструментов маркетинга (товарной, ценовой, коммуникационной и рыночной политики);

· выставки, ярмарки и презентации, устраиваемые конкурентами;

· издаваемые ими брошюры, печатную рекламу (проспекты, буклеты и т.д.);

· анализ изделий конкурента, в том числе и «обратный инжиниринг»;

· отчеты посредников и закупочных отделов;

· переманивание специалистов и заполнение ими специальных вопросников;

· беседы со специалистами конкурентов на научных мероприятиях и форумах;

· притворные предложения сотрудникам конкурентов работы с целью выведывания у них необходимой информации;

· проникновение в базы данных;

· непосредственные тайные наблюдения и подслушивания, засылку агентов, использование профессиональных шпионов, похищение документов, планов и т.д.;

· посягательства на собственность конкурентов или их сотрудников;

· разного рода давление, шантаж, подкуп сотрудников;

· переговоры с конкурентами якобы для приобретения лицензий на патенты и «ноу-хау».

Эффективность способов экономического шпионажа (разведки) по данным экспертов ЕС приведена на рис. 6.1 и 6.2 [37].

42% - подкуп (шпионаж) сотрудников 35% - проникновение в базы данных 13% - хищение документов и образцов 5% - подслушивание 5% - другие методы

Рис. 6.1. Эффективность способов экономического шпионажа (разведки)


32% - болтливость сотрудников 24% - стремление сотрудников подзаработать 14% - отсутствие службы безопасности 12% - привычка делиться опытом 10% - бесконтрольное использование технических средств 8% - набор случайных людей

 
 
Рис. 6.2. Условия утечки коммерческой тайны


Суммируя вышесказанное, к основным принципам экономической разведки можно отнести:

· подчиненность задач и целей экономической разведки ключевым национальным экономическим интересам;

· независимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и иных отношений между государствами;

· постоянство в ее ведении;

· дестабилизирующее и иное деструктивное воздействие на экономическую структуру разведываемых государств и объектов их экономики;

· стимулирование деятельности по экономической разведке со стороны заинтересованных в получении разведывательной информации компаний, финансово-промышленных групп и фирм.

Спецслужбы ведущих зарубежных стран постоянно ищут новые формы и методы добывания в странах СНГ информации научно-технического и общеэкономического характера. Основные структурные элементы различных видов шпионажа (разведки) и их взаимосвязь приведены на рис. 6.3.

 
 

Рис. 6.3. Основные структурные элементы промышленного и экономического шпионажа


Особую угрозу объектам экономики несут подрывные акции cпeцcлужб, заключающиеся в поставке заведомо некачественной, устаревшей продукции и в иных действиях, создающих предпосылки для возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, массовых отравлений и т.п.

Неотъемлемой частью экономической разведки стал и промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.

Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж и экономическая разведка являются единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. По мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж активизируется.

Это необходимо учитывать руководству предприятия (фирмы) при выходе на зарубежные рынки, организации внешнеэкономической деятельности и создании совместных предприятий. Важно располагать объективной информацией, цивилизованно и грамотно проводить коммерческие сделки, защищая свои ценные секреты от недобросовестной конкуренции, не робеть и не заискивать перед зарубежными партнерами и клиентами.

При идентификации и категорировании сведений, относимых к коммерческой тайне, организации их защиты очень важно учитывать требования (критерий) национальной экономической безопасности государства, чтобы утеря или несвоевременное использование каких-либо ценных открытий, изобретений, «ноу-хау» и другой интеллектуально-промышленной собственности предприятия (фирмы) не нанесли экономический урон народному хозяйству или престижу страны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: