250 125 35* 110
О тяжелые МБР нового типа
О мобильные ПУ тяжелых МБР
О дополнительные ШПУ тяжелых МБР
О тяжелые БРПЛ
143 О ПУ тяжелых БРПЛ
О развертывание ПУ МБР и ПУ БРПЛ, способных осуществлять пуски более одного типа соответственно
МБР и БРПЛ 9 МБР и БРПЛ с количеством боеголовок, превышающим 10 ед.
О развертывание МБР и БРПЛ с количеством боеголовок, превышающих количество боезарядов, которое
за ней числится О баллистические ракеты класса «воздух-поверхность» (БРВЗ)
9 ядерные КРВБ большой дальности, снаряженные двумя или более ядерными зарядами
О оснащение ТБ более, чем для 20 (для США) и более чем для 16 (для СССР) ядерными КРВБ большой
дальности О средства, включая ракеты, для вывода ядерного оружия или любых других видов ОМУ на околоземную
или частично околоземную орбиту.
Каждая из Сторон, кроме того, взяла обязательство не производить и не развертывать:
• средства скоростного перезаряжания БР;
• БР с дальностью свыше 600 км и их ПУ на плавучих средствах, не являющихся ПЛ;
• ПУ для БР и КР для размещения на дне океанов, морей, внутренних вод и водоемов и ракеты для таких ПУ;
• средства для вывода ядерного оружия на околоземную орбиту.
Каждой из Сторон, в соответствии с Договором, запрещается базировать СНВ, попадающие под действие данного Договора, за пределами своей национальной территории.
Сокращения вооружений до установленных уровней должны осуществляться поэтапно (в 3 этапа) в течение 7 лет со дня вступления Договора в силу.
Сокращения вооружений осуществляются путем ликвидации или переоборудования.
Механизм контроля за соблюдением обязательств по Договору СНВ-1 включает: использование национальных технических средств контроля; 12 различных видов инспекций; непрерывное наблюдение на объектах по производству мобильных МБР; обеспечение доступа к телеметрической информации, передаваемой с борта баллистических ракет при их пусках, включая обмен магнитными лентами с записанной телеметрической информацией; меры доверия, способствующие эффективности контроля. Для содействия осуществлению целей и положений Договора создана и функционирует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ).
Вступление Договора СНВ-1, как было указано выше, существенно осложнилось и затянулось. Россия заявила о своем правопреемстве в отношении прав и обязанностей по международным договорам бывшего СССР. Заявили о своем намерении стать участниками (сторонами) этого Договора Беларусь, Казахстан и Украина. Однако, присоединение этих трех государств к Договору стало возможным только на основе оформления их безъядерного статуса. В этих целях был подготовлен и 23 мая 1992 г. в Лиссабоне подписан протокол, согласно которому Украина, Беларусь и Казахстан также взяли на себя обязательства
144 бывшего СССР по Договору СНВ-1 и объявили о своём безъядерном статусе. После
этого в этих государствах начался процесс ратификации Договора (Россия ратифицировала
Договор 4 ноября 1992 г., Казахстан - 2 июля 1992 г., Беларусь - 4 февраля 1993 г., Украина -
18 ноября 1993 г.). Параллельно шел вывод ядерных боезарядов с Украины, Беларуси и
Казахстана, а также вывод (ликвидация) носителей из Беларуси и Казахстана (Украина
носители взялась ликвидировать сама). Все это привело к тому, что Договор СНВ-1 вступил
в силу лишь 5 декабря 1994 г.
После вступления Договора СНВ-1 в силу началось его выполнение, которое шло, хотя и с некоторыми претензиями сторон друг к другу, однако в целом успешно. К 5 декабря 2001 г. (через предусмотренные 7 лет) стороны выполнили свои обязательства в отношении сокращения СНВ до установленных уровней. Россия на эту дату имела 1136 носителей и 5518 боезарядов; США - 1238 носителей и 5949 боезарядов.
Договор будет действовать до 5 декабря 2009 г. Он может быть продлен, если стороны договорятся об этом.
Договор СНВ-1 заложил основу для дальнейшего движения по пути сокращения стратегических вооружений.