Ось колесной пары - наиболее ответственная деталь ходовой части вагона. Конструкция оси, ее материал и технология производства строго регламентированы.
Ось представляет собой стальной брус круглого, переменного по длине поперечного сечения.
Ось колесной пары
Ось колёсной пары имеет несколько участков с различными диаметрами:
- буксовые шейки (1), заканчивающиеся резьбовыми частями
- предподступичные части (2)
- подступичные части (3) для напрессовки колёсных центров
- подступичные части для напрессовки ступицы БЗК (4)
- среднюю часть (5)
Наружные части оси, предназначенные для размещения подшипников, называют шейками оси. Форма шеек осей - цилиндрическая. На подступичной части оси укрепляются ступицы колес. Между шейками и подступичными частями находятся предподступичные части, на которых размещаются задние уплотняющие детали букс. Средняя часть оси имеет конический переход от подступичных частей.
Переходы от одного участка к другому выполнены в виде плавных закруглений (галтелей) для уменьшения возникающих в металле напряжений.
На оси моторного вагона имеется удлиненная опорная поверхность для ступицы зубчатого колеса.
Чтобы повысить прочность и долговечность осей, в заводских условиях на специальных токарно-накатных станках производят упрочняющую накатку, после чего с помощью магнитной дефектоскопии проверяют отсутствие трещин в оси.