Принципы логопедии

Логопедия

3 семестр, ИСПиП

Преподаватель: Волкова Галина Анатольевна

Определение, цель и задачи логопедии

Логопедия состоит из 2х греческих корней «логос» - речь и «пайдео» - обучаю, то есть обучаю речи.

Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, их выявлении, профилактики и коррекции.

Цель: Изучение речевых нарушений, их выявление, профилактика и коррекция

Задачи:

  1. разработка методик по изучению механизма и структуры речевого дефекта
  2. разработка методик по выявлению речевых нарушений и их распространение
  3. разработка научно-обоснованных коррекционных методик
  4. выявление влияния речевого дефекта на развитие высших психических функций логопата
  5. изучение влияния речевых нарушений на развитие личности логопата
  6. пропаганда логопедических знаний среди населения с целью профилактики речевых нарушений

Принципы логопедии

1. Принцип учета механизма речевых нарушений. Под механизмом речевых нарушений понимается функционирование центрального и периферического аппаратов речи. Центральный аппарат речи представлен в коре головного мозга и в подкорковых образованиях. Периферический отдел речевого аппарата включает в себя 3 раздела:

    • Дыхательный
    • Голосо-образующий
    • Артикуляционный

2. Принцип учета структуры речевого дефекта. Структура речевого дефекта – это связь речевых и не речевых нарушений при каждом виде речевой патологии

3. Принцип учета симптоматики речевого расстройства. Каждое речевое нарушение характеризуется рядом симптомов (признак, свойство). Совокупность симптомов образуют синдром речевого нарушения. При изучении речевого дефекта необходимо выявить ведущий синдром и сопутствующие ему симптомы.

4. Этиологический принцип. На его основе выясняется характер речевого нарушения: органический или функциональный.

· При органическом нарушении страдает сам орган. Например: Центр Брока, который расположен в задней трети нижней лобной извилины левого полушария – избирательное недоразвитие нервных клеток этой области обуславливает моторную алалию, т.е. у ребенка отсутствует экспрессивная речь. Это нарушение по этиологии носит органический, центральный характер.

· Причины, воздействующие на периферический речевой аппарат. Например: Короткая подъязычная уздечка, не позволяет кончику языка подниматься к верхним альвиолям. Страдает произношение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ; и ротовых соноров: л, л’, р, р’. В этом случае определяется органическая, периферическая причина.

5. Принцип комплексности. На его основе проводится комплексное обследование логопата и комплексное воздействие на него. Логопед опирается на заключение следующих специалистов:

    • Психиатр, который дает заключение об уровне интеллектуального развития ребенка
    • Невропатолог, который определяет органические или функциональные нарушения поражения Центральной нервной системы
    • Педиатр, который дает заключение о самотическом состоянии ребенка
    • Оториноларинголог, который определяет состояние уха, горла, носа и речи
    • Ортодонт, о состоянии зубочелюстной системы
    • Дефектолог, о состоянии познавательной деятельности ребенка
    • Психолог, о состоянии высших психических функций: слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти; зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти; психомоторики (общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной), оптико-пространственные представления; невербальное и вербальное мышление

По необходимости дают заключение офтальмолог (о состоянии зрения) и ортопед (о состоянии косно-мышечной системы).

6. Онтогенетический принцип. В процессе диагностического обследования ребенка логопед опирается на знания онтогенеза импрессивной и экспрессивной речи. Эти же знания ему необходимы при определении системы коррекционного воздействия на логопата.

7. Принцип прямого воздействия на нарушение. Используется при постановке звуков. Нормальную артикуляцию звуков логопед разделяет на отдельные части. Затем с помощью артикуляционной гимнастики тренируются движения нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба до степени автоматизма. А затем отдельные артикуляционные движения объединяют в правильную артикуляцию звука.

8. Принцип обходных путей. На его основе учитывается пораженное звено в функциональной системе и сохранные звенья. Устраняя речевой дефект, логопед опирается на сохранные анализаторные системы.

Например: При моторной алалии не развивается экспрессивная речь (говорение) – это пораженное звено в речи функциональной системы. В коррекционной работе логопед опирается на развитие не речевых психических функций: психомоторика (слуховая, зрительная), восприятие: на импрессивную речь; те структуры мозга, которые сохранны, обрабатывают полученную информацию:

· в височной области осуществляется анализ и синтез слуховой информации;

· в затылочной области анализ и синтез зрительной информации;

· в теменной области – кожно-тактильной чувствительности;

· в лобных долях – программа планирования и контроль психической деятельности логопата, кроме экспрессивной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: